Владимир Берязев. Навязчивый мотивчик барда.

Отнюдь не близкий мне по лирическому мировосприятию, но очень ценимый мною Лев Лосев (Лившиц), прибегнув к методу отстранения, в едва ли не самом известном своём стихотворении «Понимаю – ярмо, голодуха, тыщу лет демократии нет…», написанном в первой половине 80-х, замечательно выразил своё отношение к советским бардам. Прямо скажем, отношение, далеко не означающее симпатии. Лев Владимирович здесь, как бы мимоходом, сказал о том, что он категорически не приемлет их якобы смелость, их лукавый разрешённый протест:

наших бардов картонные копья

и актёрскую их хрипоту…

Читать далее

Валерий Кириллов. Мятеж Пригожина и «гражданское общество».

Несколько месяцев назад руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин провёл в окрестностях Артемовска совещание командиров, где заявил, что в ближайшее время «Вагнер», очевидно, перейдёт в новую стадию, будет «перезагружаться». Задача – превратиться из частной армии в армию, способную защитить государство «на основе идеологии справедливости». Прочёл я об этом в «Пятой газете». Между тем никакой официальной реакции не последовало. Помалкивали и вездесущие политологи. Их не смутило: с чего это вдруг олигарх заговорил о справедливости? Уж не на выборы ль в Госдуму собрался? У нас же, как только кто из миллиардеров соберётся в «избранники народа», так первым делом о справедливости и начинает толковать. Или какие иные задумки у Пригожина были, чтобы завлечь народ?

Читать далее

Александр Севастьянов. Кремлёвский повар: послевкусие.

Я, наверное, последний, кто назвал Евгения Пригожина «кремлёвским поваром». Поскольку в этом качестве мы его вряд ли ещё когда-нибудь увидим после той похлёбки, которую он заварил 24 июня сего года. Расхлёбывать которую пришлось всем нам, но и ему самому также. Что говорить, тряхнуло как следует всю страну. На три дня все замерли в напряжённом ожидании. А вообще-то, пока сам Пригожин не оказался в Белоруссии, где сразу стали ставить летние лагеря для вагнеровцев, спокойствие в наших душах не воцарялось. Мы хотели и не смели думать, что всё вот так рассосалось как бы само собой, не нанеся смертельной раны стране (а вполне могло бы). И наступивший исход мне лично, как и многим наблюдателям, показался настоящим чудом. Между прочим, я уже не в первый раз замечаю, как наш президент Владимир Путин каким-то ну прямо мистическим образом выходит победителем из самых критических, безнадёжных на первый взгляд обстоятельств. В результате чего его неприятели оказываются посрамлены, а сам он, как ни в чём не бывало, является миру в белом фраке. Не могу этого объяснить ничем другим, кроме как высшим покровительством Неба.

Читать далее

Юрий Поляков: «Эпос рождается от тектонических сдвигов истории…» Беседа с писателем.

— Хотелось бы поговорить с вами, Юрий Михайлович, о русской культуре, в частности о русском культурном коде. Когда он сформировался, откуда он взялся, что он такое, русский культурный код? Изменяемая ли это величина или постоянная? Что вы думаете об этом?

— Начать нужно с того, что я не специалист. Наверное, лучше обсудить этот вопрос с теми, кто работает на стыке философии, эстетики, религиозных штудий… Я попытаюсь сформулировать то, что я понимаю интуитивно, как писатель, который уже много лет работает в литературе в разных жанрах.

Читать далее

Светлана Макарова. Что это такое?

Возмутительная ситуация на Грушинском фестивале, где конкурсная комиссия ввела запрет на любые патриотические песни, и в особенности, посвященные СВО. В числе тех, кому было отказано в выступлении, оказались и участники спецоперации, и даже депутаты губдумы. Всем им пришлось петь на «альтернативной» площадке «Победа». Более того, когда от организаторов потребовали выпустить в заключительном гала-концерте финалиста «Победы» Михаила Калинкина, руководители фестиваля (Галина Хомчик и др.) задержали его начало, заявив: либо мы, либо Калинкин.

Читать далее

Александр Бобров. «Е-е-е. Не думай…» Публичная реабилитация иноагента.

На родине двух революций, президента Путина, главы «Газпрома» Миллера и его бездонной бочки – футбольного «Зенита» произошла публичная реабилитация иноагента Моргенштерна. Объясните, зачем министерство юстиции составляет какие-то ничтожные списки  иногагентов, с помпой о них объявляя в СМИ? К чему жалкие бульканья агитпропа, если нет никакой госполитики, а закон – попирается? К возмущению вменяемой общественности 1 и 2 июля в Парке 300-летия Санкт-Петербурга прошёл VK Fest, генеральным спонсором которого стал «Газпром», купивший в 2021 году соцсети «ВКонтакте» и Mail.ru. Большим удивлением для некоторых участников фестиваля стали выступления рэпера Элджэя, которого ранее штрафовали за пропаганду наркотиков, и иностранного агента Моргенштерна на большом экране.

Читать далее

Валерий Скрипко. Право быть хозяевами своей страны.

Двухтысячные годы в российском информационном пространстве начались с дружных атак либеральных идеологов на наше сознание. Телепередачи и спектакли, газеты и книжная продукция – всё было подчинено одной цели – утверждению эгоцентризма как господствующего мировоззрения. Для достижения поставленной цели сознательно «переформатировалось» наше прошлое. Желаемое здесь выдавалось за действительное.

Читать далее

Александра Нехотина. Как и почему ссорились русские классики.

Взаимные подколки Маяковского и Булгакова, споры о России между Достоевским и Тургеневым, пьяная драка Есенина и Пастернака, пощёчина Толстому от Мандельштама, а также неудачный поход в ресторан Бунина с Набоковым: самые известные конфликты русских классиков и их причины.

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И МИХАИЛ БУЛГАКОВ.
Поэт Владимир Маяковский и писатель Михаил Булгаков любили подкалывать друг друга как во время личных встреч, так и непосредственно в творчестве — причем иногда делали это безудержно, не стесняясь в выражениях. Во многом конфликт писателей возник на идеологической почве: Маяковский с «пожаром сердца» идеализировал коммунистический строй, чего нельзя было сказать о Булгакове, которого коллега называл «буржуем». Об авторе «Мастера и Маргариты» поэт писал, в частности, в пьесе «Клоп»: «Сплошной словарь умерших слов… бублики, богема, Булгаков».

Читать далее

Александр Севастьянов. Не вовремя. Популизм и предательство современных Отрепьевых.

Евгений Пригожин поднял свою ЧВК «Вагнер» на мятеж, чреватый гражданской войной в разгар СВО. Он клеймил руководителей российской армии последними словами, обвиняя их в отсталости, тупости, непрофессионализме, коррупции, воровстве и прочих тяжких грехах. Требовал выдать их ему на расправу и поставить на их место других военачальников по его выбору. Одновременно он, как опытный популист, педалировал социально-политическую проблематику, предлагая нанести удар по всему правящему классу, по так называемой элите, бюрократии и особенно по олигархату. Косвенным образом его резкая критика задевает президента Путина как гаранта статус кво. Повторилась ситуация февраля 1917 года? Нам угрожает новая революция, пятая с начала минувшего столетия?

Читать далее

Игорь Изборцев. «Пора, мой друг, пора!» Вслед дню рождения Поэта.

В последние годы в беседах с молодыми поэтами не раз слышал такие высказывания: да надоели вы со своим Пушкиным, носитесь с ним, как с писанной торбой, ведь поэзия не стоит на месте, и ваш Пушкин, дескать, остался там, в прошлом, дайте нам теперь самим решать, за кем и куда идти.
Они, нынешние юные дарования, отстаивают своё право творить без Пушкина, без оглядки на его художественный гений, его поэтическое наследие, да и на всё классическое наследие великой русской литературы. Что ж, наверное, каждый имеет право выбирать свой путь в мир творчества, искать свои бумагу и перо, свой письменный стол у окна, открывающего горизонты бытия, исполненные смыслов и слов. Смотри и виждь, художник! Заполняй письменами свой бумажный лист!

Читать далее