Александр Щербаков. Выразить невыразимое…

Многие задумывались над тем, когда, почему и зачем появились на свете стихи. Эта особым образом организованная, ритмическая и зачастую даже рифмованная речь. Разве не проще и естественней говорить и писать безо всяких ритмов и рифм, то есть обычной прозой? И разве с её помощью меньше возможностей передать всю сложность и глубину мыслей и чувств, нежели посредством такой искусственной речи, какой являются стихи?

Читать далее

Екатерина Четверикова. «Ведь всё, что здесь, даётся Богом…» Поэзия речной воды и природы в стихотворениях современных астраханских поэтов.

Как удивительна и прекрасна природа нашего края, её степи и перелески, её животные и птицы, её обильные воды реки Волги, разливающиеся множеством речушек в широкую дельту! Вполне естественно, что природа вдохновляет творческих людей, и они рисуют её картины в своих произведениях. Вот и мои земляки, астраханские поэты воспевают природу и матушку-Волгу в стихотворениях. Поэты обладают редким даром находить точные образы и метафоры и превращать слова в краски. Любовь к родной земле, красоту которой они всегда умели видеть, вдохновляет их поэзию. Какой предстаёт наша астраханская природа и река Волга в стихотворениях моих современников, астраханцев, живущих среди нас, профессиональных поэтов, членов Союза писателей России и литераторов, делающих первые шаги в поэзии? Какие литературные традиции они переняли у предшественников, что нового привнесли в изображение картин природы? Это нам предстоит выяснить.

Читать далее

Екатерина Четверикова. Классической строкой – на вечные темы.

Недавно вышла в свет новая книга Алексея Казанцева «Пилигримы». Название жанра произведения сразу напомнило мне А.С.Пушкина и его роман в стихах «Евгений Онегин». Но не только этим. Роман в стихах «Пилигримы» выдержан в одном стихотворном размере – это четырёхстопный ямб, так же, как и у Александра Сергеевича.

Сюжет путешествия странников, окончание пути одного и начало нового пути другого приглашают читателя не просто следовать за пилигримами, но и заставляют задуматься на извечные жизненные темы. Что такое добро? Что такое вера? Что такое наша жизнь? Этими темами автор и обозначил названия частей книги.

Читать далее

Максим Жуков. До кино уже недалеко. Рецензия на книгу Наталии Ложниковой.

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Астрахань. Солнце ласкает гладь Волги. Кто-то с визгом плещется на берегу с любимой собакой, привлекая внимание рыбаков и двух раздетых по пояс ребят у резиновой лодки. Переступая с ноги на ногу, щурится высокий чернявый мальчишка с лёгким пушком под разбитой губой. Подставляя спину знойным порывам ветра, он рассматривает песчаную отмель, как какой-нибудь капитан. Во взгляде чувствуется целеустремлённость и сила, несвойственные юному возрасту. Определённо, он − лидер, любому может дать сдачи или стерпеть боль, а ещё − увлечённый – у ног покоится россыпь железного мусора, который он доставал с другом со дна, рискуя запутаться в изорванных сетях, расставленных в этом тихом и укромном местечке левобережной части Городского Острова, поросшего редким штакетником камыша.

Читать далее

Владимир Винников. Девять небес русской поэзии. Почему Пушкин – «наше всё», и надо ли с этим бороться?

Когда на похоронах Николая Алексеевича Некрасова, прошедших 30 декабря 1877 года (по новому стилю – 11 января 1878 года), Фёдор Михайлович Достоевский в своей надгробной речи сказал, что покойный «певец народного горя» в ряду отечественных поэтов должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы послышались крики: «Выше! Выше! Он выше их!» В этом крохотном историческом эпизоде, словно в капле воды, отражена та проблема, которой и посвящается эта статья.

Читать далее

Максим Жуков. «Прожигатели жизни». Размышления о книге Анатолия Лиджиева «У реки два берега» в условиях пандемии.

Астраханская область, войдя в тройку лидеров во Всероссийском конкурсе «Самый читающий регион», до недавней поры страдала острой нехваткой времени для чтения, что не удивительно – зарплаты чуть ли не самые мизерные по стране, хочешь жить – умей вертеться, как та самая юла из телерекламы. Коронабесие разрешило проблему. По-крайней мере, мои друзья и знакомые за время пандемии одолели по одной – две книги, чего ранее с ними никогда не случалось. В их числе − труды астраханских авторов, обсуждаемые с особым пристрастием. Не минула сия участь и четырёхсотстраничную повесть Анатолия Лиджиева «У реки два берега».

Читать далее

К 150-летию Ивана Бунина. Александр Балтин. «Счастье, испытанное на земле…»  

«Тёмные аллеи» хорошо освещены: словесная масляная живопись Бунина, кажется, достигает пределов.

Память работает интенсивно, отливы воспоминаний окрашиваются янтарными тенями и перламутровыми оттенками: оттенков у Бунина столько, что радуга покажется скупой.

…Библейская, от царя Соломона, текущая соком эротика, сгущающаяся в конкретных образах, с надрывом, трагическая, великолепно-виноградная, пшеницей прорастающая в персонажей…

Трагизм излома присущ многим повествованиям, которые, будучи краткими, кажутся иногда чрезмерными: столько сердце не вместит…

«Генрих», «Галя Ганская»…

Очень дворянская литература – лишённая спеси, но наполненная достоинством: пробы червонного золота.

Читать далее

Геннадий Ростовский. Раздумья о поэзии и поэтах.

Если бы меня спросили: – А кто Ваш самый любимый поэт? – я бы и не ответил сразу. Да и нет сегодня такого. В школьные годы – это и Маяковский, и Есенин, и многие стихи Пушкина, Лермонтова, отдельные стихи десятков других поэтов. Чуть позже кумирами молодёжи, и моими тоже, стали «шестидесятники» – Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский. Нравились некоторые стихи модной тогда Беллы Ахмадулиной, песни Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. Потом, в те же годы студенческой юности, благодаря А. А. Мамаеву, директору астраханского дома-музея В. Хлебникова, познакомился с поэтами, которых в те времена или не издавали, или издавали мизерными тиражами: с А. Рембо, Ш. Бодлером, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком и другими.
Завёл тогда сначала одну, а потом и вторую общие тетради, назвав их впоследствии «Поэзия мира», в которые и записывал самые-самые понравившиеся стихи. И что же? Пропали обе.

Читать далее

К 75-летию Великой Победы. Дина Немировская. Он – рядом, среди нас!

Думается, что многим будет небезынтересно узнать о том, что среди авторов сайта «Изба-читальня» и ряда других литературных порталов – поэт Семён Цванг – ветеран Великой Отечественной войны. Мне повезло быть знакомой с ним лично, проживать на соседней улице в Ашкелоне, более того, мы рождены в один день, 10 мая. В этот же день родилась Юлия Друнина, также поэт-фронтовик, которой Семён Цванг посвятил эти стихи:

Юлии Друниной

Мы друг друга почти не знали
От рождения до седин.
А родились с тобою в мае,
В день десятый и в год один.

Мы ушли на войну в семнадцать.
Я солдат, санинструктор ты.
До сих пор мне ночами снятся
В пятнах крови бинты, бинты…

Читать далее

1 апреля – день смеха. Алла Новикова-Строганова. «Грабёж»: «драмокомедия» российской жизни.

Автор этой статьи А.А.Новикова-Строганова – доктор филологических наук, профессор, историк литературы, член Союза писателей России из Москвы. На этот раз предметом её серьёзного исследования, которое она предложила «Родному слову», стали «Святочные рассказы» замечательного русского писателя Николая Лескова, который любителям литературы известен как один из самых серьёзных творцов. «Святочные рассказы», однако, – яркий пример многогранности таланта Лескова. Юмор, сарказм, гротеск и одновременно драматизм органично сочетаются в этих сочинениях. Смех сквозь слёзы! Эта формула особенно актуальна сегодня, когда день смеха приходится на разгул «короновирусного» психоза.

Читать далее