Олег Севастьянов. «На земле Ойле, далёкой и прекрасной». Главы из неизданной книги очерков.

ОЛЕГ СЕВАСТЬЯНОВ

Они оба уже ушли от нас – замечательные астраханские литераторы Олег Севастьянов и Юрий Богатов. Нам остались их книги. И, конечно, память о незабвенных наших друзьях и коллегах, о талантливых сыновьях астраханской земли. А Олег Михайлович оставил после себя большой труд – очерки о многих астраханских поэтах и прозаиках. К сожалению, он пока не издан. А жаль, потому что достоин этого. Как достойно внимания читателей и творчество ушедших и ныне здравствующих наших земляков-литераторов. Среди них поэт Юрий Богатов (1962 – 2011). С очерка о нём мы начинаем публикацию глав неизданной книги Олега Севастьянова.

Читать далее

Светлана Леонтьева. «Прав был Сталин…»

Автор этого эссе – Светлана Леонтьева, член  Союза писателей России, главный редактор альманахов «Третья столица» и «Рождественская встреча», автор 33 книг прозы и поэзии, лауреат литературных премий «Уральские горы», «Лучшие строфы столетия», «Литературный глобус», дипломант литературных премий «Золотое перо Руси», «Созвездие духовности», «Бриллиантовый Дюк», фестиваля «Интеллигентный сезон». Живёт в Нижнем Новгороде. При подготовке эссе использованы публикации стихотворений Юрия Щербакова в газете «День литературы».

СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА

«ПРАВ БЫЛ СТАЛИН…»

Город Астрахань – на самом деле трёхслойный. Здесь дивный многотонный слой истории, завоеваний, побед. Город в низовье Волги, перемотанный солнечными ветрами сверху до низу. Длинные улицы, базары прямо на берегу с арбузами. Пахнет рыбой сушёной и вяленой. На берегу сидит рыбак с удочкой, а сам возле себя разложил улов, блестящий такой, подсыхающий на солнце. Поэт Юрий Щербаков пишет:

СОН

В руку ли, не в руку сон вчерашний –

Поделюсь, чай, без костей язык.

Время холить землю, а у пашни

Безмятежно спит себе мужик.

Читать далее

Екатерина Четверикова. Непростая «Просто чума».

Елена Шишкина, член Союза писателей, поэтесса, автор песен, писательница, подарила мне свою новую книгу. Это роман с коротким названием: «Просто чума». Прочла его на одном дыхании. Настолько интересен сюжет, захватывающий и ведущий за собой с первых же страниц! Настолько скрыта до поры до времени тайна, раскрывающаяся постепенно и зовущая прочесть ещё одну главу!

Читать далее

Варвара Комарова. Волга и война.

Мне 12 лет, я учусь в московской школе №1560 «Лидер». Я часто приезжаю в Переделкино на дачу писателей Сергея Михайловича Луконина и Елены Деевой, моей бабушки. Это по-настоящему творческая семья. Сергей Михайлович ещё и художник, а Елена Анатольевна – фотохудожник, оба – педагоги, работают в московской школе.  Мне интересно слушать рассказы о жизни российских писателей, знакомиться с ними, с их родными и друзьями, фотографировать исторические места, рассматривать старые фотографии, разбирать архивные документы и письма. Судьбы многих людей интересны, их любовь к Родине — пример для всех поколений. Об одном из известных писателей — отце Сергея Михайловича — поэте Михаиле Луконине, я хочу рассказать.

Читать далее

Валерий Шубинский. Этот день в истории русской литературы.

190 лет назад, 6 октября 1833 года Александр Пушкин начал работу над «Медным всадником». Пушкин признаётся в любви Петербургу и показывает одновременно трагедию маленького человека, бессильного перед мощью стихии и государства. История бедного чиновника Евгения, бросающего вызов грозному создателю города, становится основанием литературного петербургского мифа.

Читать далее

Екатерина Четверикова. За что мы любим исторический роман?

«История – это гвоздь, на который я вешаю свои романы», – писал Александр Дюма-отец. «Исторический роман – это также фантастика, только в прошлом», – отзывалась об этом жанре Мария Коваль. «…Потому ли, что изображение старины, даже слабое и неверное, имеет неизъяснимую прелесть для воображения, притупленного однообразной пестротою настоящего, ежедневного?» – так рассуждал об историческом романе А.С.Пушкин. За что мы любим исторические романы? Задумалась недавно над этим вопросом. Дела и люди давно минувших дней. События, канувшие в Лету. Неправда историков и подтасовка реальных фактов. Почему читателя, однако, тянет прочесть художественное произведение, рассказывающее о далёком прошлом?

Читать далее

Екатерина Четверикова. «Без устали шлифуя строки…» О книге переводов Сергея Масловского.

У книги переводов Сергея Масловского довольно длинное, но ёмкое по смыслу название: «И думаем и любим одинаково, хоть говорим на разных языках…» Моё внимание сразу привлекло разнообразие поэтов, переводимых автором, и расширение языковых границ этих переводов. Сергей Масловский порой и сам берётся за создание подстрочников. Он переводит не только стихотворения поэтов – современников, проживающих в наших союзных государствах, но и английских поэтов XVI – XVIII веков, поэтов старинной Персии, монгольских поэтов. Его поэтические интересы обширны: от авторов эпохи Возрождения до современников, от классического катрена и трёхстишия до верлибра и венка сонетов.

Читать далее

15 падежей русского языка. Из них только шесть изучают в школе!

1) Именительный падеж — кто?, что?
2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж — думать о ком, о чём;
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

Читать далее

Екатерина Четверикова. Многоголосье жизненных основ.

Недавно прошла презентация книги стихотворных переводов Алексея Казанцева «Многоголосье». Это ещё одна интересная работа как в копилку самого автора, так и всех стихотворных переводов астраханских поэтов. Искусство поэзии объединяет наши многонациональные народы. Знаменательно, что на шестидесяти страницах книги уместились пятьдесят пять стихотворений – переводов, по количеству лет самого поэта. Алексей Казанцев очень тонкий лирик, умеющий чутко подмечать все оттенки настроений природы и человеческих чувств.

Читать далее

Екатерина Четверикова. И снова о Родине.

В своих произведениях астраханские поэты, наши современники, воспевают основополагающее для гражданской позиции каждого человека чувство – любовь к Родине. Творчество любого поэта уникально, и тема Родины раскрывается у них при помощи различных литературных приёмов, тропов. Но наряду с этим в произведениях наших авторов прослеживается определённый алгоритм для всестороннего освещения образа Родины. Основными аспектами для полного раскрытия данной темы являются:

1. Определение понятий «Родина – Отечество» и связанных с ними тем.

2. Взаимосвязь истории страны и современности.

3. Ценностная ориентация, чёткая расстановка принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию его поступков.

4. Эмоциональный подход, связанный с личностным отношением к изображаемому.

Читать далее