Недавно опять был в Пятигорске, опять был на месте дуэли Лермонтова и Мартынова, опять был в Лермонтовском музее; говорил с научным сотрудником, вернее, сотрудницей о стишке, который приписали великому поэту. Но с жаром получил ответ, что стишок «Прощай, немытая Россия» писан, безусловно, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и что госпожа О.В. Миллер, лермонтовед, доктор филологических наук, так убедительно написала об этом, что закрыла тему. «Читал я эту госпожу Миллер! – хотелось мне воскликнуть. – Никаких документальных фактов она не предъявляет: только цитатки из тех, кто не сомневается в авторстве, да ещё приводит сомнительные рассуждения на тему «родины» некоего Виталия Коротича, что вызывает только усмешку…» Но спора, я понял, не получится, да и не надо. Только заметил учёной даме из пятигорского музея: «Академик Скатов придерживается другого мнения»… И сразу же получил урок: «Он не лермонтовед!»
Читать далееАрхив рубрики: Публицистика
Олег Севастьянов. «На земле Ойле, далёкой и прекрасной…» Главы из неизданной книги.
РОСТОВСКИЙ ГЕННАДИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1946 – 2021)
Конечно, я помню, ещё бы, как уже весной 1967 года я, студент последнего курса литфака, бережно держал в ладонях, как выпавшего из гнезда птенца, ещё неоперившуюся книжечку-гармошку стихов «Зал ожидания» Геннадия Ростовского (в серии «Первая книжка поэта» она выйдет только через год), совсем ещё зелёного студента, который был двумя курсами меня младше! В те светлые 60-е (мы – шестидесятники!) я был, как и многие из нас, неизлечимо болен поэзией, неутомимо разыскивая, покупая, переписывая, выменивая и просто конфискуя стихи повсюду, а тут (!) в газете «Комсомолец Каспия» завели чудесную традицию (дальше я цитирую ностальгический очерк Г. Ростовского «Начало поэтического пути») «… периодически, раз в несколько месяцев, печатать книжечку местного поэта. Печатались они внизу всех четырёх газетных полос. Потом можно было её вырезать, сложить в гармошку – вот вам и книжка. У меня сохранился номер газеты от 16 марта 1967 года (тираж 35 тысяч экземпляров) с моим «Залом ожидания». Редактором был Н. Ваганов, а предисловие написано Г. Колесниковым».
Читать далееАлександр Бобров. Возмутительная реклама ВТБ!
Неужели никого не корёжит пошлейшая реклама ВТБ, которая уже который день идёт по всем каналам ТВ?! Препозорное зрелище, которое крутят в школьное время по всем каналам, убивая вкус людей, опошляя литературу, сбивая с толку детей, потому что паразитируют на нашей культурной и духовной основе на знаковых произведениях – «Евгений Онегин» Пушкина и «Преступление и наказание» Достоевского.
Читать далееРостислав Ищенко. Легенда об СВО. Какой вариант выберем?
The Economist пишет, что Зеленский якобы собрался в 2025 году провести выборы. Мотивируют это тем, что, мол, ему для полного счастья не хватает уровня поддержки в 45% (который рисуют придворные социологи), и он хочет больше. Байдену хватало, Харрис и столько не имела, когда два месяца назад выдвинулась в президенты, а Зеленскому, значит, не хватает. Станиславский бы не поверил. И я не верю. Планировать выборы на Украине в 2025 году может только Запад и только понимая, что к тому времени боевые действия завершатся, а рейтинг Зеленского будет стремиться к нулю. Кстати, это совпадает с мнением России, которая планировала «Игры дружбы» на сентябрь 2024 года, а затем перенесла на сентябрь 2025 года.
Читать далееВалерий Татаров. Река Россия.
Я написал эти строки в День Знаний. Но, думаю, своей актуальности они не потеряли и сегодня. Потому что 1 сентября незримо связывает нас не только с детством, но и со страной, которую мы любили и любим. А ещё мы очень хотим продолжать любить Россию. Без неё мы не совсем люди. И уж совсем – не русские. В такой день мы снова становимся детьми. Снова пахнет хризантемами и новыми учебниками. Того, в ком жива душа, именно сегодня память уносит в детство, и мы снова наполняемся чистой любовью и благодарностью своей Родине.
Читать далееОксана Виноградова. Тайна смерти Лермонтова. К 210-летию великого русского поэта.
Данная публикация отсылает к статье Валерия Хатюшина «Странности биографии, или Тайна жизни Пушкина», опубликованной в №5-6 «Молодой гвардии» за этот год, где автор утверждает, что биография А.С. Пушкина подвергалась и подвергается намеренному искажению. Соглашаясь с этим мнением, продолжу мысль: оценка личности и деятельности М.Ю. Лермонтова так же была лишена объективности на протяжении многих лет. Редкие голоса исследователей, отстаивавших честь и репутацию поэта и его семьи, тонут в общем потоке казённой традиционщины, знакомой всем со школьной скамьи.
Читать далееПора переходить к активным действиям.
Союз писателей России провёл масштабное исследование современной детской литературы. Председатель Совета по детской книге Союза писателей России Николай Нилов и историк Герман Артамонов выявили тревожные тенденции.
Около 60 процентов детских книг сегодня строго соответствуют пяти деструктивным направлениям, каждое из которых формирует определённые установки в сознании детей. Вот основные смыслы, которые методично внедряются в детскую литературу:
1. Тема предательства: в книгах часто продвигается идея предательства — друг друга, страны, общества. Вместо сплочённости, детям рекламируется модель разобщённости.
Ингвар Коротков. Эйфория свободы?
Прочитал у уважаемого автора, что мы пережили в 90-е годы «эйфорию свободы». Скорее всего, он неправильно выразился. Потому что не было ни эйфории, ни свободы. Была ошарашенность. Вот когда получаешь мешком по голове и первое время, приходя в себя, вращаешь глазами, чтобы ощутить себя в реальности. И всё зыбко. И чувствуешь в этом состоянии себя неуверенно и паршиво. Я помню свою первую ошарашенность от вида депутата Марычева, который бегал в Гос.Думе в розовом женском бюстгальтере. Тогда я чётко осознал — к власти пришли сумасшедшие. Буйные помешанные. Именно так и стал воспринимать гайдаров, собчаков, ельциных.
Читать далееАлексей Яшин. Горькое послевкусие культуры.
Радикальнейший отрыв прошлого от настоящего есть факт, который суммарно характеризует наше время, возбуждая при этом смутное подозрение, что именно он повинен в каком-то особенном чувстве тревоги, переживаемом нами в эти годы. Неожиданно мы ощутили себя ещё более одинокими на нашей земле; мёртвые умерли не в шутку, а всерьёз и окончательно, и больше они ничем не смогут помочь нам. Улетучились последние остатки духа преемственности, традиции. Модели, нормы и правила нам больше не служат. Мы принуждены решать свои проблемы без активной помощи прошлого, в абсолютном актуализме, будь то проблемы искусства, науки или политики. Европеец остался одиноким…
Хосе Ортега-и-Гассет «Запах культуры»
Бандера вместо Бендера. Война с памятниками писателям на Украине продолжается.
В Харькове снесли памятник главным героям романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Площадка возле местного кафе «Рио», где были установлены скульптуры Кисы, Остапа Бендера и Эллочки-людоедки, теперь пустует. Харьковчане любили фотографироваться с теперь уничтоженными памятниками, самой популярной была скамейка с «великим комбинатором», к бронзовой фигуре которого можно было «подсесть». Парадоксально, что Ильф и Петров – уроженцы Одессы, то есть географически «свои». Однако для властей в Киеве принадлежность писателей к советскому отрезку истории и то, что они писали на русском, делает их «имперцами» и дает основание для их «отмены». Оно и понятно: Бандера в Украине не может существовать одновременно с Бендером – должен остаться только один.
Читать далее