Евгений Мысловский. Кем был Ванька Каин? Из грязи в князи, или откуда берут начало судебные «договорняки».

Уж точно не та дата, которую стоит праздновать, но 310 лет назад, в 1714-м, появился на свет Иван Осипов, более известный как Ванька Каин. Его можно назвать самым знаменитым преступником-перевёртышем своего времени. Его судьба и сегодня потрясает. Ещё и потому, что коррупция медленно отступает, а законодатели необъяснимо хаотично и непоследовательно ищут меры по «оптимизации розыска и правосудия». Кстати, и во времена Каина этим занимались. Была даже учреждена формула «Слово и дело», которая появилась после Смутного времени, когда династия Романовых утверждала свою власть. Произнёсший эти слова сразу становился неприкосновенным лицом, не мог быть убит, подвергнут пыткам или наказанию. Своего рода госзащита.

Читать далее

Людмила Жукова. В поединке с амбразурой. К 100-летию Героя Советского Союза Александра Матросова.

Наверное, это нормально, когда вокруг имени героя кипят страсти. После начала СВО споры о подвиге Александра Матросова ожидаемо вспыхнули с новой силой, но ведутся они часто, похоже, не для установления истины, а с целью опорочить не только героев, но и страну, и само время. «Кто-то там, впереди, навалился на дот, / И Земля на мгновенье застыла…» В этой песне-гимне героям Великой Отечественной Владимир Высоцкий ещё в 1972 году дал отповедь ревизорам подвига Александра Матросова, объяснявшим его невиданный в армиях других стран поступок «то ли пьяным угаром, то ли дулом пистолета политрука, то ли просто глупостью». Поэт, сын фронтовика, конечно, знал, что Александр – не единственный, кто в поединке с амбразурой победил ценой своей жизни.

Читать далее

Сергей Арутюнов. Мысли в чаянии будущего обустройства русской литературы.

В 1991 году куда-то запропастился и Союз Писателей СССР, и его всемогущий Литфонд, всё как-то побледнело, и… стало по росту непоправимо измельчавшим натурам. За тридцать три года в русской литературе не было создано ничего равновеликого тому, о чём некогда говорили по целым дням и ночам. На месте разворованного и уничтоженного возник несуразно пёстрый базар, где птицы, кричавшие громче всех, имели все мыслимые привилегии, а об остальных птицах предпочли забыть. В приполярной стране метафора особенно выразительна. Словесность сделалась чем-то вроде безобидного, но довольно-таки дурацкого увлечения, и слово «писатель» стало синонимом в лучшем случае дурака, если не развратника, гуляки и асоциального типа. Экое падение с вершин душевного инженерства! Идя обучаться письму, я как-то не сопоставил свой приход в профильный вуз с тем, что той жизни больше нет. И даже если кто-то расписал мне будущее, разве бы я остановился?

Читать далее

Светлана Макарова-Гриценко. А Зеленский в Ростове концертов не давал?

История с памятником Жванецкому — это история какой-то непроходимой дремучести областной власти. Конкретно Ростовской области. И тотального пофигизма тех, кто от государства должен за этим следить. Казалось, что после Маннергейма, особенно в разгар СВО, мы как-то обойдёмся без таких косяков. Сам Жванецкий, это, конечно, часть нашей культуры. Как и многие уезжавшие в революцию, как и артисты, которые сегодня уехали, не поняв структуры исторического момента. Кто-то поймёт, кто-то нет. Жванецкий не понял, может, не успел, может, не захотел. Уже не узнаем. Как говорил, Юрий Петрович Любимов: «артист не обязан быть умным». Сегодня мы это всё видим по части нашей художественной интеллигенции.

Читать далее

Юрий Поляков: «Положить конец братоубийственной трагедии на Украине может только наша безусловная победа».

Юрий Михайлович, я была на презентации вашей новой книги из цикла «Совдетство»: «Узник пятого волнореза». Сейчас в литературной и в целом общественной среде в России так много противоречивых разговоров о Советском Союзе: Захар Прилепин отмечает «дискуссию между условно красными и условно белыми в патриотической среде», любая кинопремьера, вызывающая у зрителей, которые помнят времена СССР, ностальгию, становится громкой сенсацией, однако всё ещё очень много голосов, выступающих против всего советского, против социализма, против интернационализма, принципиально за рыночную экономику и т. д. Ваше произведение имеет отношение к этой дискуссии? В рецензиях ваше «Совдетство» называют очень ностальгическим циклом. Вы пишете о своих личных воспоминаниях и впечатлениях?

 Дискуссия между «красными» и «белыми» в патриотической среде развернулась ещё в конце восьмидесятых прошлого века, и я с тех пор в ней участвую. Отрадно, что теперь её заметил и Захар Прилепин. Увы, фильмы, рассказывающие о временах СССР, становятся сенсациями чаще из-за чудовищных искажений тогдашней реальности, бредовой напраслины и глумления над прошлым. Я даже дал своё определение этому особому жанру, до сих пор охотно финансируемому нашим государством, – «злобное антисоветское фэнтэзи».

Читать далее

Валерий Татаров. По следам узнаете их… О Киркорове на Донбассе.

Освобождение Авдеевки нашими ребятами совпало с очередным сокрушительным поражением в области духа. Явление Киркорова на Донбассе сравнивать с «прилётами», грозящими жизни, наверное, не совсем правильно. Но когда деятель шоу-бизнеса, чьё многолетнее занятие иначе, как «душегубством» не назовёшь, приезжает, чтобы использовать в целях личного «пиара» фон из страдающих от войны людей, это и есть демонстративное утверждение зла в своей правоте. Во всяком случае чисто эстетически это выглядело отвратительно. Но не так безобидно и безопасно, как может показаться. Использовать простодушие и доверчивость простых людей в корыстных целях у нас стало привычным…

Читать далее

Мечтал «сравнять Россию с землей» или «никогда не был русофобом»? Скандал вокруг памятника Жванецкому в Ростове-на-Дону набирает обороты.

В донской столице торжественно открыли памятник писателю-сатирику, уроженцу Одессы Михаилу Жванецкому. Как отметили местные СМИ, это — «подарок жителям» в преддверии дня освобождения Ростова-на-Дону. А увековечить писателя решили, потому что он питал особую Любовь к Ростову, сравнивая этот город с родной Одессой. Однако не всем горожанам пришёлся по душе этот презент. Одна из женщин, присутствовавшая на открытии памятника, возмутилась происходящему. «А никого не смущает, что тут устанавливается памятник русофобу? Он ненавидел Россию, мечтал сравнять её с землёй», – спросила женщина.

Читать далее

Андрей Воронцов. В минкульт – кадры Союза писателей России. Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании.

Первое. Если в предполагаемом законопроекте «писателями» сочтут членов всех общественных объединений, в названии которых фигурирует словосочетание «союз писателей», то их окажется несколько десятков тысяч человек, и наше не очень богатое (во всяком случае, по части соцобеспечения) государство не сможет всем помочь даже при горячем желании. Да и, честно говоря, никто не знает, действительно ли члены этих «самопальных» союзов настоящие писатели. Где критерий, если у них нет приёмных комиссий и вступить в «союз» за деньги может практически каждый? Не является таким критерием и диплом Литературного института имени Горького: в нём написано не «писатель», а «литературный работник».

Читать далее

Камиль Гайсин. О средневековой литературе татар.

САЙФИ САРАИ

В 2021 году весь тюркский мир праздновал круглую дату — 700-летие со дня рождения золотоордынского поэта Сайфи Сараи. Он родился в 1321 году в Среднем Поволжье, в местечке Камышлы. По некоторым предположениям, это и есть нынешнее село Камышлы в Самарской области. Хотя имеются и другие варианты. Сараи  как поэт сформировался в городе Сарай ал-Джадид. Отсюда его литературный псевдоним. В связи с нашествием войск Тимура в 1380-е годы он переехал в Мамлюкский Египет, служил при дворе султана Сейф ад-Дина Баркука. Там продолжил творчество и умер в 1396 году. Творческое наследие поэта известно по рукописям «Китабе Гулистан бит тюрки» и «Ядгяр наме».

Читать далее

Андрей Шацков. Марш «Варяга». К 120-летию подвига знаменитого крейсера.

Утром 9 февраля 1904 года императорская Япония официально вступила в войну с Россией. Японская эскадра контр-адмирала Уриу в количестве 6 крейсеров и 8 миноносцев подошла к нейтральному корейскому порту Чемульпо, где наши корабли – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» – находились для охраны Российской миссии. Командовал «Варягом» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев. Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Примерно в полдень «Варяг» и «Кореец» подняли якоря и вышли из порта в море. Японская эскадра, объявившая русским ультиматум о сдаче, стояла в 10 милях. «Варяг», в отличие от броненосцев противника, имел только палубную броню. Зато он был одним из самых быстроходных крейсеров российского флота и вполне должен был при не ожидавших отчаянной атаки японцах прорваться на российскую базу в Порт-Артуре, но не мог по законам морского братства оставить тихоходный «Кореец» без прикрытия.

Читать далее