
В трудное время мы живём. Не в смысле материальном. Слава Богу — есть что есть и есть что пить. Может, только работу найти стало труднее. И подорожало всё. Но разве это трудности! А вот в ментальном и духовном плане жить стало потруднее. Всё же, как не назови настоящие боевые действия — СВО или как-то иначе, от этого вражеские пули не станут летать медленнее и уходить в «молоко», а страдания и смерть ничуть не поменяются в смысле. Весь мир переживает великую трансформацию с естественными переменами во всех сферах жизни. Тяжёл оказался маховик российского социума и культуры, но со скрипом (столько десятилетий не было ни мобилизации, ни войны) и он пришёл в движение. Медленно, но верно, на сцену выходит так называемая, новая культура — поэзия, проза, песни…всё, что связано с темой СВО.
Особенно расцвела поэзия. Люди пишут массу стихов об этой войне. Фронтовики и «окопники» — солдаты, непосредственно принимающие участие в боевых действиях, пишут тексты, в которых излагают своё видение, свой взгляд на жизнь и войну «из окопа». Сколько песен появилось! И сколько ещё появится! Маховик завертелся и лишь набирает обороты. Культура «мобилизуется», и это естественный процесс. Плохо это или хорошо — такой вопрос не стоит — в военное время только так. А значит — это хорошо.
Само время — время потрясений – диктует жёсткий формат направлений и сюжетов произведений. И вот уже кажется, что «в минуты роковые» нельзя уходить в сторону от военной «колеи», и не может быть места чему-то другому ни в литературе, ни в музыке, ни в кино… Кому теперь нужны истории о любви, о природе, о жизни, о путешествиях и приключениях, если они не связаны с войной, в то время, когда наши солдаты на фронте! Не до этого! Не время же!
Но истина, как обычно, находится совсем рядом. И главное теперь не перегнуть палку. В СМИ сейчас полно тревожащей разум информации, и людям хочется спрятаться от неё «в домике». В дни тяжёлых испытаний людям, как никогда, нужна моральная поддержка. Солдатам на фронте нужна надежда и вера. Им нужен свет в конце тоннеля и отдушина, в которой можно отдохнуть, вспомнить довоенное время, отвлечься от тяжёлой реальности, помечтать о будущем… А это значит, что ни в коем случае нельзя отказываться от написания произведений невоенной тематики, но с жизнеутверждающими сюжетами.
Среди бойцов есть любители фантастики, и им нужна фантастика. Кто-то любит драму, кто-то комедию… И, вполне вероятно, что эти люди не станут постоянно читать книги о войне, находясь на войне. Для психики это тяжело. А передать время, в котором мы живём, если такая задача перед автором стоит, можно и иносказательным способом — через проекцию настоящего в описание прошлого или будущего. К тому же, у авторов есть своя специализация, и менять её полностью совсем не требуется. Поднимай боевой дух тем, чем можешь, что получается хорошо.
Только не надо беспросветной чернухи, когда в сюжете у героев одни мучения! Так ещё и конец несчастливый! Такие сериалы любят клепать на нашем «больном» ТВ. Учитесь у Голливуда — там почти всегда конец счастливый, а хорошие парни побеждают плохих парней и восстанавливают справедливость. Нам нужно больше оптимизма! Нужно больше воздуха, счастья, радости… Всего того, чего теперь многим не достаёт в жизни.
Именно сейчас настало лучшее время для раскрытия потенциала «творцов», которое в истории бывает очень редко. Две мировые войны были локомотивом развития не только промышленности и технологий, но и культуры во всех проявлениях. Голливуд расцвёл во время Великой Депрессии и стал фабрикой грёз. И худшее время, которое только можно придумать для культуры и творческих людей, это плато между войнами, ведущее к депрессии, застою и деградации. Ничего с этим не поделать, поскольку законы мироздания и математики действуют одинаково для физики, статистики и социологии.
Если вспомнить, то многие лучшие произведения появились в дни потрясений. Яркий пример — Александр Грин. Он написал остро романтические и трогательные «Алые паруса» во время, когда бушевала гражданская война. Какие, казалось бы, «мечты о принце», когда брат шёл убивать брата, когда вокруг голод и разруха! Но как он оказался прав!
Сент-Экзюпери закончил «Маленького принца» осенью 1942 года, когда до победы было далеко. Во время Великой Отечественной была создана масса произведений, которые пользуются любовью народа до сих пор. Литература, песня, музыка, кино — всё, что давало надежду и силы держаться и дойти до Берлина. Причем «Берлин» находился не только в Германии. «Берлин» мы брали и в тылу, преодолевая невероятные трудности и лишения.
Никто не отменял главное назначение литературы и искусства на войне: воспевание любви к Родине и формирование ненависти к врагу. Но другая цель искусства также определяется единым стремлением прививать людям веру в победу. Веру в русского солдата. Жизнь продолжается и на войне, где не только воюют. Люди живут и продолжают радоваться жизни. Это стремление к жизни в любых условиях тоже поднимает моральный дух народа и армии. И на камнях растут цветы!
По этой причине среди фильмов, выходивших с 1941 по 1945 годы, были не только мелодрамы и комедии, сюжетно связанные с войной, такие как — «Два бойца», «Жди меня», «В шесть часов вечера после войны», «Приключения бравого солдата Швейка» и т.д. Но были и «мирные» фильмы — «Свинарка и пастух», «Антон Иванович сердится», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Свадьба» и т.д. Были даже исторические фильмы, например, «Иван Грозный». Тогда же появилась книга «Два капитана» Вениамина Каверина. В 1941 году Одесская киностудия экранизировала роман Жюль Верна «Таинственный остров».
Читали ли бойцы Красной Армии на войне? Конечно читали! При возможности, в основном заказывали в библиотеках— художественную литературу и русских классиков. Исторические книги о героическом прошлом, о выдающихся полководцах и военачальниках. Тоже самое происходит и сегодня, когда волонтёры доставляют книги на фронт.
Так что — больше книг — хороших и разных! Больше песен и стихов! Больше хороших фильмов обо всём. Ведь мы это можем. Мы это умеем. Да и процесс пошёл! Главное, чтобы после них читателям или зрителям хотелось жить.
Вновь хотелось жить.
Вся проблена с современной литературой о войне состоит в том, что российского читателя-обывателя совершенно не интересует, по крайней мере до тех пор, пока они сами, или их родственники не окажутся на этой самой войне и не столкнутся с тем, что на ней происходит