Екатерина Четверикова. За что мы любим исторический роман?

«История – это гвоздь, на который я вешаю свои романы», – писал Александр Дюма-отец. «Исторический роман – это также фантастика, только в прошлом», – отзывалась об этом жанре Мария Коваль. «…Потому ли, что изображение старины, даже слабое и неверное, имеет неизъяснимую прелесть для воображения, притупленного однообразной пестротою настоящего, ежедневного?» – так рассуждал об историческом романе А.С.Пушкин. За что мы любим исторические романы? Задумалась недавно над этим вопросом. Дела и люди давно минувших дней. События, канувшие в Лету. Неправда историков и подтасовка реальных фактов. Почему читателя, однако, тянет прочесть художественное произведение, рассказывающее о далёком прошлом?

Интерес читателя именно к историческому роману заключается в возможности увидеть картину жизни людей, давно ушедших. Никому из людей не дано очутиться в прошлом и лицезреть его во всей красе. Автор исторического романа как бы открывает нам двери в ту реальность, в которую нет пути. Он показывает дела давно минувшие, ярко обрисовывая персонажей, их быт и уклад, их традиции и верования, их одежду и еду, их отношения между собой. В историческом романе предстаёт живая действительность, где можно уловить запахи, почувствовать вкусы, увидеть краски той жизни.

Существует и ещё один аспект интереса к историческому роману. Это описание жизни власть предержащих и богатых людей. Короли и цари, султаны и императоры, царицы и герцогини, принцессы и принцы – все знатные и богатые люди часто являются главными героями таких романов. Поэтому читатель, обычный человек, имеет возможность оказаться там, куда в реальной жизни ему доступа нет. Наблюдая за жизнью главных героев, мы входим в самые богатейшие и тайные палаты дворцов и замков, следим с очень близкого расстояния за жизнью «сильных мира сего», видим, как одеваются «небожители», что они едят и пьют, как они любят и сражаются за свои интересы, кого и почему казнят или милуют. Действительно, любому крайне интересно оказаться там, где невозможно побывать, и куда навсегда закрыт доступ. Пусть даже и в воображаемом мире. А в историческом романе этот вершитель судеб народов перед читателем показан, как на блюдечке. Создаётся даже впечатление, что он такой же человек, как и все остальные, что можно вместе с ним переживать, грустить и радоваться, любить и ненавидеть, вести с ним армии на войну и пировать, угощаясь самыми изысканными блюдами.

Каким должен быть исторический роман? Чем необходимо руководствоваться писателю, чтобы создать интересное и захватывающее произведение? В литературе существует много образцов исторического романа. Могу назвать для примера нескольких классиков этого жанра, пишущих на русском языке: Алексей Николаевич Толстой (роман «Пётр I»), Иван Антонович Ефремов (роман «Таис Афинская»), Михаил Александрович Шолохов (роман «Тихий Дон»), Михаил Афанасьевич Булгаков (роман «Белая гвардия»), Дмитрий Михайлович Балашов (роман-трилогия «Дмитрий Донской. Битва за святую Русь», серия романов «Государи московские»), Валентин Саввич Пикуль (роман «Фаворит», «Три возраста Окини — сан»), Василий Григорьевич Ян (Янчевецкий) (роман «Чингисхан», «Батый»). Это лишь малая толика имён авторов знаменитых исторических романов. Иностранных писателей я даже не рассматриваю. Каким образом классики создавали свои нетленные произведения, если ими зачитываются?

В своём вступлении к роману «Таис Афинская» И.Ефремов очень подробно описал свою подготовку к написанию исторического романа. В нём говорилось о том, что мало автору работать в архивах и изучать все подробности предполагаемой эпохи, необходимо ещё и ознакомиться с тем, какими бытовыми мелочами пользовались в то время, какие использовались меры расстояний, длины, веса и т.п. Автору необходимо самому погрузиться с головой в эту историческую эпоху и показать читателю такие подробности быта, нарядов, оружия, денег, которые очень ярко и образно смогут предстать картиной в романе.

Задача любого писателя исторического романа заключается в том, чтобы как можно ярче и живее передать ушедшую эпоху, показать историческую действительность в различных красках, донести давние традиции людей, их быт и уклад. И всё это сделать так, чтобы читатель с интересом окунался в эту художественную действительность и следил за ходом событий.

Как же обстоит дело с историческим романом у наших земляков – астраханцев? Писатели астраханской земли много раз брались за создание исторических романов. Нам известны имена как наших современников, так и давно ушедших от нас, но оставивших своё наследие.

Адихан Измайлович Шадрин (1929 – 2011) исторический роман «Турган-птица», историческая повесть «Чёрный аргамак»;

Нина Михайловна Любовцова (1912 – 2004) исторические повести «Посольство в Каракорум», «Пирамида Хуфу», «Князь Чародей».

Геннадий Павлович Васильев (1949 – 2014) исторические романы «Хан Букрей», «Сары-Арка».

Наши современники:

Александр Сергеевич Марков (род. в 1931 году) исторические повести «Поход в Персиду», «Атаман Метёлка», «Тайный советник»;

Марина Константиновна Лазарева (род. в 1962 году) исторические романы «Ушедшие в никуда», «Золотой трон», историческая повесть «Когда по степи гуляли ветры»;

Сергей Викторович Нуртазин (род. в 1966 году) исторические романы «Русский легион Царьграда», «Русь неодолимая. Меж крестом и оберегом», «Сарматы. Победы наших предков», «Рать порубежная. Казаки Ивана Грозного»;

Юрий Николаевич Щербаков (род. в 1956 году) исторический роман «Ушкуйники князя Дмитрия», историческая повесть «Рос по имени Ахилл».

Прочитав несколько исторических романов астраханских писателей, я заметила, что эти произведения по жанру больше похожи на приключенческие путешествия героев на фоне исторических событий. На мой взгляд, в них не хватает жизнеописаний конкретных исторических персонажей, и сам исторический роман становится похожим на роман приключенческий, фантастику своего рода. Хотя нужно отметить, что тексты изобилуют историческими деталями и архаизмами, историзмами. Не скрою, мне было очень интересно их читать: сюжетные линии героев захватывали, а старинные слова и описания тех времён завораживали. В исторических романах писателей 20 века для читателя открывается немного другой угол зрения: автор показывает полотно целой эпохи, где наряду с конкретными историческими персонажами живут и выдуманные герои, действующие на фоне исторических событий. Но в романах наших астраханцев я вижу другой подход: автор показывает полотно сюжетных линий героев, их истории, их действия и приключения. Но сам фон исторических событий, полотно эпохи прорисованы довольно слабо, почти незаметно, отчего он становится блёклым и неразличимым. Читатель просто понимает, что приключения главных героев происходят в то или иное время. Мне как читателю не хватило описания каких-то конкретных, реальных исторических событий, которые в романе были увидены глазами главного героя, например. Самих исторических персонажей на страницах романов я встретила немного, их деятельность и жизнь были описаны как бы не в основном ключе. Нашлись и так называемые «ляпы» не из того времени, которое описывает автор. Например, в романе М.Лазаревой гостей в избе в 10 веке на Руси угощали варёной картошкой, хотя распространилась картошка в русской деревне лишь во времена правления Екатерины П, тогда как завёз её на Русь ещё Пётр I. Над такими мелочами тоже авторам необходимо поработать.

Приём использования историзмов и архаизмов в речи героев произведения или в описании происходящего – один из самых важных и сложных при создании исторической эпохи. Здесь писатель проходит, как по лезвию бритвы, так как слишком малое количество старинных слов не сможет передать картину, но и перенасыщенное их использование может привести к тому, что читатель начнёт слабо воспринимать роман. Значит, необходимы пояснения и сноски, объясняющие значение малопонятных сейчас слов. С одной стороны современный читатель хочет видеть понятный и доступный эму язык, а с другой стороны, без использования необходимых историзмов не разглядеть картины того времени. Это очень тонкая грань, доступная лишь талантливому автору.

Вот для примера цитата из книги Сергея Нуртазина «Русь неодолимая»: «Краснуха по шуйце поползла да к вые. …Сейчас корытце поставлю, в него нежид и дурную кровь сгоним…» Попробуйте точно понять, о чём говорит здесь старец. Я объясню: краснуха – это воспаление, покраснение кожи, это можно понять. А что такое шуйца? В древности шуей (шуйцей) называли левую руку мужчины, только левую и только мужчины. Выя – это название шеи мужчины. Нежид – так называли гной из раны. Если читатель не имеет специальных знаний о языке, ему такие слова будут непонятны. Нужны сноски и объяснения.

Самым близким к жанру исторического романа, где на первом плане находится историческое полотно и исторический герой, мне видится роман Юрия Щербакова «Ушкуйники князя Донского». Здесь с первых же строчек представлен приём автора, который выбрал историческим даже сам стиль повествования:

«В древние ещё времена переняли сноровку эту волховские сорвиголовы у воинственных соседей-нурманнов. Напасть врасплох, ошеломить, подмять – нарочитая повадка северного медведя – ушкуя. Вся‑то разница – что мишка кожу норовит с головы содрать, а человек – тяжёлую денежную кису с пояса! А увесиста она у булгарских купцов была. Увесиста, да полегчала! Тремястами рублями только и откупились они нынче от ушкуйников. А не то разлетелся бы горьким пеплом по ветру ордынский город Булгар! Любо Петру вспоминать, как вломились с трёх сторон повольники в город, как без меча – испугом одним – одолели сторожевых латников, как выпустили на волю всех русских полонянников, увиденных на торгу, как, руки к сердцу прижимая, приволокли серебро купцы булгарские. Велик прибыток! Ещё десять раз по стольку, и можно за московского князя Димитрия платить годовой ордынский выход!»

В этом отрывке заметно, как современные слова тесно переплетены с архаизмами, историзмами, и расстановка слов в тексте повторяет сказочный, былинный стиль повествования. Таким образом, автором достигается эффект погружения в историческую действительность. Но справедливости ради замечу, что для меня как современного читателя текст получился тяжеловесным, изобилующим старорусскими словами и выражениями. Это, конечно, заставляет более вдумчиво читать, не торопясь, постигая все смыслы старинных слов и их переливы. Да, в этом плане повествование погружает нас в ту эпоху. Другое дело, что не каждый современный читатель готов сотрудничать с автором, предпочитая беллетристику. Не призываю писателей подстраиваться под «лёгкость изложения» и повторю, что грань использования старинных слов в историческом романе очень тонкая.

Что порадовало меня в этом романе, так это изображение главного исторического персонажа, князя Дмитрия Ивановича Донского. Выпукло и с любовью выписан он в произведении. Писатель сумел передать не только поведение, поступки и речь героя, но и его помыслы, его чаяния и мечты. Читатель ощущает даже запахи, переданные автором в описании сцены утреннего поцелуя Дмитрия с женой Евдокией. Решающая историческая битва с врагом показана не панорамой со стороны, а глазами самого князя, а также взглядами других участников битвы, отчего картина стала более полной и рельефной.

Не скрою, познакомиться с историческими романами астраханских авторов было довольно увлекательно. Любой читатель сможет найти в них необычный приключенческий сюжет, подробности ушедшей эпохи, описание славных побед русского воинства, любовные переживания героев. Я с удовольствием и любопытством читателя окуналась в жизнь исторических персонажей, где сюжет захватывает твоё внимание с первой страницы. И всегда чертовски интересно: что же произойдёт с нашим героем вот за этим поворотом…

Поделиться:


Екатерина Четверикова. За что мы любим исторический роман?: 3 комментария

  1. Умничка, Екатерина!
    Ты очень хорошо и доходчиво смогла раскрыть эту сложную тему.
    Спасибо!

  2. Благодарю, Алексей! Всегда стараюсь ратовать за чистоту жанра, любого жанра любого произведения. Только так можно сохранить великую нашу Литературу.

  3. Уважаемая Екатерина! Будьте внимательны к тому, что пишите.Позвольте Вам заметить, что в моем произведении «Русь неодолимая», отрывок из которого вы использовали, имеется пояснительный словарь, а перечисленные Вами мои произведения написаны для серий исторических приключений…….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *