
Пушкина знают все русские люди, начиная с того, он – Александр Сергеевич. А вот Игорь Иванович Шкляревский известен далеко не каждому, хотя он тоже поэт талантливейший. Что их объединяет? То, что оба они ярко и мощно высказались о глагольной рифме, которая ещё в девятнадцатом веке была подвергнута сомнению и осмеянию. Мол, глагольная рифма – признак профессиональной слабости стихотворца, поскольку глаголов больше, чем других частей речи, и сочинитель не даёт себе труда, выбирая в рифму первое, что попадётся. А первым якобы попадается глагол.
С этим, в принципе, можно согласиться, но есть рифмы похлеще глагольных – причастные, деепричастные, а также рифмующиеся существительные во множественном числе с одинаковым количеством слогов (ослы-козлы, баки-маки, мимозы-морозы), прилагательные (зелёный-солёный, перчёный-мочёный) и вообще одинаковые части речи в рифме – не есть признак высокого версификаторского мастерства.
Но почему же именно глагол, которым Пушкин призывал жечь сердца людей, чаще всего подвергается сомнению и осмеянию? Предполагаю, потому что он – глагол – самая яркая и заметная часть речи. А самое яркое мы видим раньше всего – и как достоинство, и как недостаток.
И вот что сказал о глагольной рифме Пушкин в самом начале поэмы «Домик в Коломне».
…Ведь рифмы запросто со мной живут; Две при́дут сами, третью приведут. А чтоб им путь открыть широкий, вольный, Глаголы тотчас им я разрешу... Вы знаете, что рифмой наглагольной Гнушаемся мы. Почему? - спрошу. Так писывал Шихматов богомольный; По большей части так и я пишу К чему? скажите; уж и так мы голы. Отныне в рифмы буду брать глаголы. Не стану их надменно браковать, Как рекрутов, добившихся увечья, Иль как коней, за их плохую стать, — А подбирать союзы да наречья; Из мелкой сволочи вербую рать. Мне рифмы нужны; все готов сберечь я Хоть весь словарь; что слог, то и солдат — Все годны в строй: у нас ведь не парад.
Шкляревский о глагольной рифме сказал тоже стихами, и не просто стихами, а именно самой глагольной рифмой – в каждой строке, за исключением четырёх из восемнадцати.
* * * Поэзию не понимал, не знал, не слушал, не читал, собак на улицах гонял, фиалки дурам продавал. Потом подрос и возмужал, канавы осенью копал - лопатой деньги загребал! Потом баллады сочинял, но никому не подражал, свои придумывал законы - звонкоголосые глаголы с разгону, с ходу рифмовал. "Нельзя!" - литконсультант кричал, а стих звенел и трепетал, как будто в роще дождь затих, от капель птица отряхнулась и засвистела, захлебнулась, запела в радугах своих!
И вот вопрос: нужно ли избегать глагольной рифмы? Мой ответ таков: если ты достиг уровня мастерства Александра Сергеевича Пушкина или Игоря Ивановича Шкляревского, ты можешь себе позволить всё. А если нет, то просто совершенствуй мастерство.
«Литературная Россия»