Вера Саградова. Реклама! Реклама? Реклама… Публицистика.

Еду на маршрутке мимо бывшего кинотеатра «Родина». Там теперь большой развлекательный центр, а рядом огромный торговый центр выстроили. На нём огромными буквами зазывает реклама: «НАСТОЯЩИЙ ГОРОД ДЛЯ ДЕТЕЙ». Ниже буквами поменьше — «Супермаркет», а сбоку ещё одна надпись – «Алкомаркет». Ничего себе! Хорошенький город для детишечек! Поглазели родители на дорогие игрушки, которые купить не на что, и айда заливать горе в алкомаркет. А кстати, почему это у нас теперь заурядные вино-водочные отделы и магазины алкомаркетами нарекаются? Продают-то в них всё тот же набор выпивки, только бутылки покрасивее, названия покруче, ассортимент пошире, а уж о цене лучше и не спрашивайте! Остаётся и тут, глянув на весь этот шик, отправиться за простеньким пивком. Вот и магазинчик подходящий есть, название у него завлекательное – «Заливной глоток». Не нравится? Вот вам другое заведение, «Библиотека пива» называется, там все алкаши себя читателями чувствуют. Опять не то?

Тогда стоит посмотреть на рекламу пива, которую нам упорно предлагает наше телевидение на всех каналах. То чешского козла подсунут, то покажут, как веселится молодёжь с кружками безалкогольного пива в руках. Вот тут уж возникают большие сомнения… Хотя я не любительница пива, но представляю себе, что жаждущие его выпить ждут от него подъёма духа, душевного увеселения и начинают любить людей и жизнь, какой бы она ни была. Даже поговорка в советское время была: «Пиво без водки – деньги на ветер!» А тут молодые люди с большущими безалкогольными кружками в руках восторженно скачут, вопят и кружками чокаются. С чего это они так развеселились? Или в то безалкогольное пивко чего-нибудь подмешали?

А кстати, вы заметили, в рекламах показывают только, как наша молодёжь умеет веселиться. Выпил пивка и давай плясать, съел шоколадку – опять в пляс! Когда же они работают-то? Нет ведь ни одной рекламы, где кто-то после трудового дня всё это проделывает. Правда, иногда на работу приглашают, но… Требуются садовники, уборщики помещений — где бы вы думали? В Сочи! А больше никуда на работу не зовут.

Да и не отсутствие работы и приличных зарплат и пенсий, не сложная экологическая обстановка, не дорогая ипотека и много чего ещё – главные проблемы нашей страны. Судя по рекламе на нашем отечественном ТВ, главная проблема у нас: не теми мазями пенсионеры мажутся! Поэтому без конца нам в рекламе показывают старческие коленки, спины и какие-то ещё телеса, которые старательно натирают чем-то особенным. У меня есть счастливая способность: когда я смотрю рекламу (если смотрю!), я вовсе не обращаю внимания на то, что рекламируют, а только оцениваю, как сделана реклама. Чаще всего уровень таковых рекламных роликов очень невысок. Пенсионерам старательно втолковывают, что надо натереться жёлтой обложкой, и будет тебе счастье. Да ещё надо для работы сердца по пятнадцать лет пить лекарство, которое в советское время продавалось за гроши. А теперь – за сотни рублей. Как-то я спросила знакомого терапевта, с чего это рекламируют так упорно давно известные лекарства? Да всё очень просто оказалось! Выпущены их аналоги, которые в десятки раз дешевле. Но их даже врачи не выписывают, ведь считается, что чем дороже лекарство, тем больше больной человек уверится, что оно ему поможет.

А кто нашим поликлиникам не верит – пожалуйте в частные медицинские центры! Вот недавно на Астраханском ТВ появилась реклама медицинского центра под говорящим названием «Профит»! Интересно, знают ли хозяева сего заведения, что название это переводится на русский – «Прибыль»… Вот и лечитесь там, уважаемые господа-товарищи! Кстати, туда и на работу медиков приглашают…

Судя по рекламе на ТВ, у нас и ещё одна важная проблема есть: не теми шампунями и красками наши девчата и дамы свои волосы мучают, не теми кремами морщины выводят. Правда, на юных мордашках в рекламе никаких морщин пока и нет. Но, если без конца всякие кремы и мази в ту мордашку втирать, то морщины уж точно появятся! Вот вам и готовенькие потребители всех дорогущих косметических фокусов… Им даже и названия магазинов предлагают позавлекательнее. Недавно привелось повидать такую вывеску: магазин косметики «Шампуньон».

Ой, а сколько магазинов и фирм обещают нам райское блаженство! Так и пишут: «Телевизионный рай», «Оконный рай», «Балконный рай». Есть даже «Рыбный рай» с подзаголовком «Цены от производителя». Неужели рыбы сами себе цену назначать научились?

А как столовые и кафе нас заманить к себе стараются! Названия какие! «Хачапуридзе – грузинское кафе-пекарня», «Суширолльня», «Wаурмист» ( это они так нас на шаурму завлекают!). «Шаурметта» тоже есть…

А недавно снова еду в маршрутке и вижу над очередным кафе рекламную вывеску « Шашлычный мир». Подумалось: как хорошо, что у нас шашлычный мир есть, а шашлычной войны нет. И дай Бог, чтобы не было! А уж с рекламой мы сами как-нибудь разберёмся…

Поделиться:


Вера Саградова. Реклама! Реклама? Реклама… Публицистика.: 6 комментариев

  1. Ценные замечания. Сразу вспомнилось моё давнее, середины 90-х, стихотворение на эту же тему:

    РЕКЛАМА

    Реклама нас вгоняет в транс.
    Плоть восхваляя, травит душу.
    Кислотно-щелочной баланс
    У всех в моей стране нарушен.

    Куда отправиться в бега,
    Чтоб тонкий вкус не исковеркать?
    В России только два врага.
    И это — кариес и перхоть.

    Охота перебить хрусталь!
    Экран поёт фальшивой нотой,
    Покуда думает «Тефаль»
    О нас с отеческой заботой.

    Помойки. Пьянки. Срам и стыд.
    Стране невесело и грустно.
    А в телевизоре — «Элит»
    И постоянный праздник вкуса.

    Доколе воронью кружить
    Над сирым и притихшим домом?
    Ведь ржавчину рекламной лжи
    Не смогут смыть ни «Тайд», ни «Комет».

    Времена меняются, но неуместность и назойливость рекламы остаются прежними. Вот ещё зарисовка в прозе, тоже начала 90-х:

    РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА

    … А вчера мне снилось, что я – тампон «Тампакс». Аппликатор правильно разместил меня внутри моего же тела, и мне было удобно, пока я продолжала пользоваться.
    Сновидение развеселило и разбудило, но привычной музыки телесериала «Просто Мария» не последовало, хотя дочура прижалась и прошептала, что её мама совсем не похожа на Лорену, которую играет Габриэлла Гольдсмит. Вот! А ты говорил, что я – ведьма.
    «Просто Мария» шествует по телеэкранам покинутой тобой страны именно с того дня, когда поезд « Лотос» повёз вас с Сашкой в Шереметьево, навстречу с «Боингом» и Обетованной Землёй.
    «Я хочу, чтоб картинка ожила!» — заявила праправнучка безвременно утопленной Стенькой персиянки, — «Си-си!»
    И стало непонятно: то ли это сигнал к посещению туалета для домоседов, то ли её местный, персиянский, прикол.
    Я взяла в руки фотокарточки, где мы втроём – здесь, и вы вдвоём – там, и тоже сказала: «Хочу, чтоб картинка ожила!» Но…си-си!
    «Сиси! Джина не получит Брэндона!» — экран осветила широкая улыбка Мэйсона. Он и впрямь ничего, этот Мэйсон. Как говорит моя начальница, теперь хоть есть, кого любить.
    «Вы смотрели двести сорок вторую серию, — отчеканила дикторша, — двести сорок третью серию приглашаем вас посмотреть завтра в это же время».
    Во! Сейчас будут «Новости», или – как это по-теперешнему, «Вести».
    Проскакала лошадиная стая с намёком на гоголевскую «Тройку». А, вот и про Обетованную. Война! Как говорил один местный поэт: «Ходите туда, ходите сюда – война!» Астрахань пока спокойна, Иерусалим, вроде, тоже, не говоря о Багдаде.
    «Если вы проголодались – спикер!» Дочура заявила, что рекламный поедатель «Сникерса» похож на Чукина из детсадовской группы. Спикер российского парламента похож на кирпичный завод «Унитрон». А ваучеры лучше всего вкладывать в московскую недвижимость. Уж её-то точно не увезут!
    По экрану поползла кинолента прошлых лет под музыку времён триумфов Ирины Родниной. «Два капитана». А на российском канале КВН. И тоже – два капитана. А вот если бы остался хоть один, мой телик так бы не перегревался. Потому что при всём богатстве выбора другой альтернативе – НЕТ!

  2. А вот ещё возмутитепльнейший пример новой телевизионной рекламы, безграмотно выстроенный по «классическому» образцу «Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа»:

    «Как правило, приезжая в другую страну, знакомых там нет».

    Откуда взяться грамотности подрастающего поколения, если каждый день за окнами маршруток юные астраханцы видят «вАСТОРг» да «Алимпик»?

    А как вам «Брюнетка и браконьер», вместо «Ацтеки» затесавшееся питейное заведение около Краеведческого музея, аккурат напротив сквера имени Пушкина, создателя великого и могучего русского ЛИТЕРАТУРНОГО языка?..

  3. «Брюнетка и браконьер» — судя по названию это — притон))) явно не бальные танцы и разговоры о прекрасном…

  4. Диночка! Спасибо за могучую поддержку! А название вАСТОРг расшифровывается простенько: в том бывшем Асторе сплошное г… продают. Ну и Алимпик до Олимпа явно не дотягивает — ни высоты, ни красоты соответствующей!

  5. Очень иронично, правда, немного грустно из-за злобы дня. Хотелось чтобы побольше доброты было замечено нами в нашем мире, который день ото дня переполняет злобой. а, в лучшем случае, грустной иронией наши мысли в этой не простой жизни. А точное видение и отражение мира, в котором мы живём — главная задача писателя, его художественного слова. Отличная работа Веры Саградовой!

  6. Спасибо, Олег! Насчёт доброты могу сказать, что она не нуждается в рекламе. Добрые дела делаются и сейчас, только не рекламируются. А если делаются с рекламой, то это уже не добро, а выпендрёж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *