Настоящая поэзия. Ярослав Смеляков (1913 – 1972). 27 ноября – 50 лет со дня его ухода.

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ

Стихотворения 

ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА ЛИДА

Вдоль маленьких домиков белых

акация душно цветёт.

Хорошая девочка Лида

на улице Южной живёт.

Её золотые косицы

затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,

что рыжий пройдоха апрель

бесшумной пыльцою веснушек

засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем весёлым

соседи глядят из окна,

когда на занятия в школу

с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,

по миру идёт не спеша

хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,

что в доме напротив живёт.

Он с именем этим ложится

и с именем этим встаёт.

Недаром на каменных плитах,

где милый ботинок ступал,

«Хорошая девочка Лида»,-

в отчаяньи он написал.

Не может людей не растрогать

мальчишки упрямого пыл.

Так Пушкин влюблялся, должно быть,

так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,

покинет пенаты свои.

Окажется улица тесной

для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету:

смущенье и робость — враньё!

На всех перекрёстках планеты

напишет он имя её.

На полюсе Южном — огнями,

пшеницей — в кубанских степях,

на русских полянах — цветами

и пеной морской — на морях.

Он в небо залезет ночное,

все пальцы себе обожжёт,

но вскоре над тихой Землёю

созвездие Лиды взойдёт.

Пусть будут ночами светиться

над снами твоими, Москва,

на синих небесных страницах

красивые эти слова.


* * *

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану,

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

Я ходил напролом.

Я не слыл недотрогой.

Если ранят меня

в справедливых боях,

забинтуйте мне голову

горной дорогой

и укройте меня

одеялом в осенних цветах.

Порошков или капель — не надо.

Пусть в стакане сияют лучи.

Жаркий ветер пустынь, серебро водопада —

Вот чем стоит лечить.

От морей и от гор

так и веет веками,

как посмотришь, почувствуешь:

вечно живём.

Не облатками белыми

путь мой усеян, а облаками.

Не больничным от вас ухожу коридором,

а Млечным Путём.

* * *

Вот опять ты мне вспомнилась, мама,

и глаза твои, полные слёз,

и знакомая с детства панама

на венке поредевших волос.

Оттеняет терпенье и ласку

потемневшая в битвах Москвы

материнского воинства каска —

украшенье седой головы.

Все стволы, что по русским стреляли,

все осколки чужих батарей

неизменно в тебя попадали,

застревали в одежде твоей.

Ты заштопала их, моя мама,

но они всё равно мне видны,

эти грубые длинные шрамы —

беспощадные метки войны…

Дай же, милая, я поцелую,

от волненья дыша горячо,

эту бедную прядку седую

и задетое пулей плечо.

В дни, когда из окошек вагонных

мы глотали движения дым

и считали свои перегоны

по дорогам к окопам своим,

как скульптуры из ветра и стали,

на откосах железных путей

днём и ночью бессменно стояли

батальоны седых матерей.

Я не знаю, отличья какие,

не умею я вас разделять:

ты одна у меня, как Россия,

милосердная русская мать.

Это слово протяжно и кратко

произносят на весях родных

и младенцы в некрепких кроватках

и солдаты в могилах своих.

Больше нет и не надо разлуки,

и держу я в ладони своей

эти милые трудные руки,

словно руки России моей.

ПАРЕНЁК

Рос мальчишка, от других отмечен

только тем, что волосы мальца

вились так, как вьются в тихий вечер

ласточки у старого крыльца.

Рос парнишка, видный да кудрявый,

окружённый ветками берёз;

всей деревни молодость и слава —

золотая ярмарка волос.

Девушки на улице смеются,

увидав любимца своего,

что вокруг него подруги вьются,

вьются, словно волосы его.

Ах, такие волосы густые,

что невольно тянется рука

накрутить на пальчики пустые

золотые кольца паренька.

За спиной деревня остаётся,—

юноша уходит на войну.

Вьётся волос, длинный волос вьётся,

как дорога в дальнюю страну.

Паренька соседки вспоминают

в день, когда, рожденная из тьмы,

вдоль деревни вьюга навевает

белые морозные холмы.

С орденом кремлёвским воротился

юноша из армии домой.

Знать, напрасно чёрный ворон вился

над его кудрявой головой.

Обнимает мать большого сына,

и невеста смотрит на него…

Ты развейся, женская кручина,

завивайтесь, волосы его!


РУССКИЙ ЯЗЫК

У бедной твоей колыбели,

ещё еле слышно сперва,

рязанские женщины пели,

роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой

на стол деревянный поник

у полной нетронутой чарки,

как раненый сокол, ямщик.

Ты шёл на разбитых копытах,

в кострах староверов горел,

стирался в бадьях и корытах,

сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

закату подставя лицо,

забрал у Кольцова колечко,

у Курбского занял кольцо.

Вы, прадеды наши, в неволе,

мукою запудривши лик,

на мельнице русской смололи

заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась

учёная важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

и дедовским острым кваском,

писался и чёрной лучиной

и белым лебяжьим пером.

Ты — выше цены и расценки —

в году сорок первом, потом

писался в немецком застенке

на слабой известке гвоздём.

Владыки и те исчезали

мгновенно и наверняка,

когда невзначай посягали

на русскую суть языка.

НАДПИСЬ НА «ИСТОРИИ РОССИИ» СОЛОВЬЁВА

История не терпит славословья,

трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

нельзя любить бездумною любовью

и не любить без памяти нельзя.


ИВАН КАЛИТА

Сутулый, больной, бритолицый,

уже не боясь ни черта,

по улицам зимней столицы

иду, как Иван Калита.

Слежу, озираюсь, внимаю,

опять начинаю сперва

и впрок у людей собираю

на паперти жизни слова.

Мне эта работа по средствам,

по сущности самой моей;

ведь кто-то же должен наследство

для наших копить сыновей.

Нелёгкая эта забота,

но я к ней, однако, привык.

Их много, теперешних мотов,

транжирящих русский язык.

Далеко до смертного часа,

а лёгкая жизнь не нужна.

Пускай богатеют запасы,

и пусть тяжелеет мошна.

Словечки взаймы отдавая,

я жду их обратно скорей.

Не зря же моя кладовая

всех нынешних банков полней.


МОЁ ПОКОЛЕНИЕ

Нам время не даром даётся.

Мы трудно и гордо живём.

И слово трудом достаётся,

и слава добыта трудом.

Своей безусловною властью,

от имени сверстников всех,

я проклял дешёвое счастье

и лёгкий развеял успех.

Я строил окопы и доты,

железо и камень тесал,

и сам я от этой работы

железным и каменным стал.

Меня — понимаете сами —

чернильным пером не убить,

двумя не прикончить штыками

и в три топора не свалить.

Я стал не большим, а огромным,

попробуй тягаться со мной!

Как Башни Терпения, домны

стоят за моею спиной.

Я стал не большим, а великим,

раздумье лежит на челе,

как утром небесные блики

на выпуклой голой земле.

Я начал — векам в назиданье —

на поле вчерашней войны

торжественный день созиданья,

строительный праздник страны.

МЕНШИКОВ

Под утро мирно спит столица,

сыта от снеди и вина.

И дочь твоя в императрицы

уже почти проведена.

А впереди — балы и войны,

курьеры, девки, атташе.

Но отчего-то беспокойно,

тоскливо как-то на душе.

Но вроде саднит, а не греет,

Хрустя, голландское бельё.

Полузаметно, но редеет

всё окружение твоё.

Ещё ты вроде в прежней силе,

полудержавен и хорош.

Тебя, однако, подрубили,

ты скоро, скоро упадёшь.

Ты упадёшь, сосна прямая,

средь синевы и мерзлоты,

своим паденьем пригибая

берёзки, ёлочки, кусты.

Куда девалась та отвага,

тот всероссийский политес,

когда ты с тоненькою шпагой

на ядра вражеские лез?

Живая вырыта могила

за долгий месяц от столиц.

И веет холодом и силой

от молодых державных лиц.

Всё ниже и темнее тучи,

всё больше пыли на коврах.

И дочь твою мордастый кучер

угрюмо тискает в сенях.

ПЁТР И АЛЕКСЕЙ

Пётр, Пётр, свершились сроки.

Небо зимнее в полумгле.

Неподвижно бледнеют щеки,

и рука лежит на столе —

та, что миловала и карала,

управляла Россией всей,

плечи женские обнимала

и осаживала коней.

День — в чертогах, а год — в дорогах,

по-мужицкому широка,

в поцелуях, в слезах, в ожогах

императорская рука.

Слова вымолвить не умея,

ужасаясь судьбе своей,

скорбно вытянувшись, пред нею

замер слабостный Алексей.

Знает он, молодой наследник,

но не может поднять свой взгляд:

этот день для него последний —

не помилуют, не простят.

Он не слушает и не видит,

сжав безвольно свой узкий рот.

До отчаянья ненавидит

всё, чем ныне страна живёт.

Не зазубренными мечами,

не под ядрами батарей —

утоляет себя свечами,

любит благовест и елей.

Тайным мыслям подвержен слишком,

тих и косен до дурноты.

«На кого ты пошёл, мальчишка,

с кем тягаться задумал ты?

Не начётчики и кликуши,

подвывающие в ночи, –

молодые нужны мне души,

бомбардиры и трубачи.

Это всё-таки в нём до муки,

через чресла моей жены,

и усмешка моя, и руки

неумело повторены.

Но, до боли души тоскуя,

отправляя тебя в тюрьму,

по-отцовски не поцелую,

на прощанье не обниму.

Рот твой слабый и лоб твой белый

надо будет скорей забыть.

Ох, нелёгкое это дело —

самодержцем российским быть!..»

Солнце утренним светит светом,

чистый снег серебрит окно.

Молча сделано дело это,

всё заранее решено…

Зимним вечером возвращаясь

по дымящимся мостовым,

уважительно я склоняюсь

перед памятником твоим.

Молча скачет державный гений

по земле — из конца в конец.

Тусклый венчик его мучений,

императорский твой венец.

КРЕМЛЁВСКИЕ ЕЛИ

Это кто-то придумал

счастливо,

что на Красную площадь

привёз

не плакучее

празднество ивы

и не лёгкую сказку

берёз.

Пусть кремлевские

темные ели

тихо-тихо стоят

на заре,

островерхие дети

метели —

наша память

о том январе.

Нам сродни

их простое убранство,

молчаливая их

красота,

и суровых ветвей

постоянство,

и сибирских стволов

прямота.

РАЗГОВОР О ПОЭЗИИ

Ты мне сказал, небрежен и суров,

что у тебя — отрадное явленье! –

есть о любви четыреста стихов,

а у меня два-три стихотворенья.

Что свой талант (а у меня он был,

и, судя по рецензиям, не мелкий)

я чуть не весь, к несчастью, загубил

на разные гражданские поделки.

И выходило — мне резону нет

из этих обличений делать тайну, –

что ты — всепроникающий поэт,

а я — лишь так, ремесленник случайный.

Ну что ж, ты прав. В альбомах у девиц,

средь милой дребедени и мороки,

в сообществе интимнейших страниц

мои навряд ли попадутся строки.

И вряд ли что, открыв красиво рот,

когда замолкнут стопки и пластинки,

мой грубый стих томительно споёт

плешивый гость притихшей вечеринке.

Помилуй бог! – я вовсе не горжусь,

а говорю не без душевной боли,

что, видимо, не очень-то гожусь

для этакой литературной роли.

Я не могу писать по пустякам,

как словно бы мальчишка желторотый, –

иная есть нелёгкая работа,

иное назначение стихам.

Меня к себе единственно влекли —

я только к вам тянулся по наитью —

великие и малые событья

чужих земель и собственной земли.

Не так-то много написал я строк,

не все они удачны и заметны,

радиостудий рядовой пророк,

ремесленник журнальный и газетный.

Мне в общей жизни, в общем, повезло,

я знал её и крупно и подробно.

И рад тому, что это ремесло

созданию истории подобно.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *