Наиль Баширов. «Загадки Нижней Волги. Записки астраханца». Глава первая.

Книга журналиста и краеведа Наиля Баширова «Загадки Нижней Волги. Записки астраханца» была презентована в рамках X Евразийского научно-краеведческого форума, один из этапов которого прошёл, как мы уже сообщали, в Астрахани. Вот что пишет автор книги в своём предисловии к ней:

Не все астраханцы знают, что на Нижней Волге располагались четыре больших государства со своими столицами – Хазарский каганат, Саксин, Золотая орда, Астраханское ханство. Мы были главным географическим и экономическим перекрёстком Евразии! Через наши земли прошли тысячи родов, племён, народов. Горжусь тем, что родился здесь. Под нашими ногами клады исторических знаний и мы ходим буквально по истории.

В юные и зрелые годы, как и многие земляки, интересовался прошлым своего края. Однако заметил, что более глубокое понимание родной истории приходит с годами… Увы, рядом уже нет родителей, дедушек и бабушек, которых так хочется всесторонне порасспрашивать… Ведь они так много знали, видели, помнили!

«Записки астраханца» – это не научный труд, а попытка коренного жителя осмыслить прошлое, стремление разобраться в тайнах истории своего края, начиная со времён Хазарского каганата. Ключ ко многим тайнам нашего края — тюркская топонимика, географические названия. Мне кажется, что как астраханец, побывавший практически во всех уголках Нижней Волги и носитель многих здешних кровей, имею право высказывать личное мнение о своей истории, даже если оно не всегда совпадает со взглядами учёных. Учёные ведь тоже ошибаются, порою очень крупно. Так, многие годы они утверждали, что в Селитренном была столица Золотой Орды и сколько научных трудов на эту тему написали?! А в Самосделке вначале признавали Итиль… Поиск истины – долгий и сложный процесс. Говорят, Большая и Малая Родина, в дополнение к этим понятиям считаю, что каждый любознательный астраханец должен выработать своё личное отношение к истории своего края, который называю Главной Родиной. Записки астраханца выстроены таким образом, чтобы приводимые мнения и отзывы учёных, краеведов, которые в чём-то соглашаются, а что-то опровергают с приведением своих доказательств, вовлекали читателя в дискуссию, в совместный поиск истины. Порою некоторые топонимические загадки объясняются версиями, которые могут показаться невероятными, но в них есть своя логика. Конечная цель записок астраханца — побудить читателя, наблюдая за спором или участвуя в нём, самостоятельно разобраться в нашем далёком прошлом, сформировать своё личное видение. Ведь на многие загадки прошлого Нижней Волги до сих пор нет научно доказанного ответа. А без познания прошлого не понять будущего.

Для удобства восприятия читателю, который не интересовался историей, напомню примерную хронологию:

VII век нашей эры — образование Великой Булгарии и следом Хазарского каганата.

VIII-X века Итиль, столица Хазарского каганата.

XII век — расцвет княжества Саксин.

XIII-XIV века – Золотая Орда.

XIV – XV века – Ногайская Орда.

XVI век – Астраханское ханство.

1554-1556 годы — присоединение Астраханского ханства к России.

СТОЛИЦА ИТИЛЬ СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ГОРОДОВ, НО ГДЕ?

Опираясь на данные археологов, изучение древних топонимов, расположение святых мест, исторические источники автор указывает предполагаемые границы Итиля – столицы Хазарского каганата.

Хазария считалась огромнейшим государством, её владения простирались от Азии до Днепра. Два огромных моря – Чёрное и Каспийское – именовались Хазарскими. В Азербайджане и Иране до сих пор Каспийское море называют Хазарским. «Россия — территория, где ещё до Рюриковичей было государство мирового значения. Хазарский каганат был одной из четырех сверхдержав средневековья, а в наших учебниках ничего об этом нет. Это мост от Азии к Европе, от севера к югу, и это абсолютно упущенная часть истории России, которой можно только гордиться», — говорил руководитель Института Ближнего Востока Е.Сатановский на церемонии передачи крупнейшей в мире коллекции артефактов Хазарского каганата в дар Государственному Историческому музею.

Почему-то по привычке мы ищем в одном месте один большой город. Недавно считали, что Итиль находится в Самосделке, сейчас предполагают у села Бараний Бугор. Но как-то не задумываемся, что хазарский правитель Иосиф указывал о столице из трёх городов! Его письмо дошло до наших времён в двух редакциях — краткой и пространной (обе восходят к утраченному оригиналу). Вот как он описывал свои владения (привожу варианты перевода):

Перевод П.К.Коковцова: «Ты ещё спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью всемогущего, и на ней находятся три города. В одном (из них) живет царица; это город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину), описывает окружность, расположен в форме круга. Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих (людей), рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я (сам), мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое местопребывание во дни зимы. С месяца Нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей (полевой) работе. Каждый из (наших) родов имеет еще (наследственное) владение (полученное от) своих предков, место, где они располагаются; они отправляются (туда) и располагаются в его пределах…»

Перевод А.Гаркави: «Ты меня также спрашиваешь о моем местожительстве – знай, что я с помощью Божией живу при вышесказанной реки (Волге), при которой находятся три резиденции (провинции). В одной из них живет царица мать. Это моя родина и она велика и заключает в себе 50 квадратных фарсангов, она кругла и кругообразна. Во второй живут: Евреи, Измаильтяне и она средней величины, 8 квадратных фарсангов. В третьей живу я, мои вельможи, рабы, прислуга, гофшенки и близкие мне особы. Она кругообразна и включает в себя три фарсанга. Между ее стенами течет река. Это моя резиденция в зимнее время. В месяце же Нисан (апрель) выезжаем из этого города и каждый направляется к своим виноградникам, к своим полям и к своей работе…»

А каждый город – это огромная территория и царь Иосиф указывает её размеры — в фарсахах. Что такое фарсах?

Фарса́х — ближневосточная мера длины, обычно расстояние, которое проходит караван до очередного отдыха, привала или, как вариант, расстояние, которое можно пройти пешком за час. Различают фарсанг персидский — 5549 м, парасанг древнеегипетский — 6980 м, санг (фарсах) среднеазиатский, который в XIX веке означал 8 вёрст (8534,25 м). Разнобой в определениях. Поэтому, чтобы быть максимально объективными, возьмём наименьшую пешеходную цифру — 5 км. Примем также во внимание, что царь мог прихвастнуть и завысить цифры.

Считаем. В первом переводе (П.К.Коковцова) — один город имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину). Умножаем 50 на 5 км. И получаем 250 км в длину и столько же в ширину. Тут царь явно преувеличил, наверное, раза в два, ведь именно эту серединную часть дельты, сплошь исполосованную реками и ериками, вряд ли кто мог тогда сосчитать или перепроверить. Но даже с учётом завышения, можно представить какой это был огромный город! При этом отметим, что в пространной редакции размеры указываются с пригородами и примыкающими деревнями: «Длина и ширина его, с пригородами и примыкающими к ней деревнями, составляет 50 на 50 фарсахов, и живут в нем иудеи, исмаильтяне и христиане; проживают в нем также и другие народы из других племен». Назовём его условно Большой город, хотя по протяжённости правильнее говорить область.

Другой город 8 фарсахов на 8, то есть 40 км в длину и 40 км в ширину. Назовём его Средний город.

И, наконец, Малый город – 3 фарсаха на 3, то есть 15 км в длину и 15 км в ширину.

Могли ли быть такие большие города? Думается, могли. Во-первых, люди жили не в многоэтажных домах, а это уже значительно расширяет площади. До сих пор жители астраханских сёл имеют дом, огород, летнюю кухню. А раньше были ещё и конюшня, амбар, помещения для домашнего скота и птицы. Наверняка каждый город имел, как бы мы сейчас сказали, дачный пригород. Ведь Иосиф пишет, что весной они выходят каждый к своему полю (саду).

Выходит, что три части Итиля занимали значительную часть волжской дельты, и это при минимальной единице измерения. Поэтому наивно утверждать, что, мол, мы здесь или там нашли Итиль. Чтобы найти весь Итиль, придётся перекопать почти всю дельту Волги.

В связи с тем, что археологические раскопки сегодня носят точечный характер, основываясь только на их результатах, трудно определить относительно чёткие границы Итиля. Поэтому используем другие данные. Сначала определим общие границы. С юга, понятное дело, наступившее Каспийское (Хазарское) море. С севера – окончание дельты Волги, а если точнее – дуга Саксина, огибающая Астрахань с запада до Мошаика. Почему Саксин? Потому что он возник на осколках Итиля и эту дугу зафиксировал астраханский учёный-хазаровед Д.В.Васильев в своём исследовании «Город и область Саксин в свете новых данных археологии»:


Вновь выявленные памятники домонгольского периода: 1 — Самосдельское городище; 2 — поселение «Тумак-тюбе» и могильник «Хан-тюбе»; 3 — городище «Мошаик»; 4 — поселение «Перекатное»; 5 — поселение «Черёмуха»; 6 — бугор «Красный»; 7 — бугор «Большой Чёрный»; 8 — поселение, местонахождение и городище «Бекетовка»; 9 — комплекс поселений и местонахождений, выявленных И.Р.Мирсеяповым; 10 — поселение «Комаровка»; 11 — могильник «Пойменный»

Перейдём к сведениям из топонимики. Почему у нас несколько топонимов Тумак? Один, посёлок Тумак, на востоке – в Володарском районе. Другой на северо-западе – посёлок Тумак-тюбе — на территории Татаробашмаковского сельсовета. Как выяснил учёный-этнограф В.М.Викторин, тумаки – это оседлые земледельцы, наследственно подвластные бию. Слово тума (тумат, тумак), вошедшее и в русские казацкие диалекты, означает “сын чужеродки, пленницы, невольницы; нечистокровный и неполноправный“.

И жили они, неполноправные земледельцы, наверняка не в центре, а на окраине, тем самым оставив после себя топонимы и обозначив внешние границы Итиля. Кстати, есть ещё версия, объясняющая название словом «тамак» (по-ногайски «глотка») в значении «устье», но она менее вероятна, поскольку большинство древних географических названий (топонимов) на Нижней Волге образованы от названий родов и племён. За исключением явно природных особенностей, например, Ярле тубе – Осыпной Бугор, и городских образований.

В.М.Викторин, как педантичный (в лучшем смысле этого слова) учёный, относит тумаков к ногайским временам на основе имеющихся у него исторических документов. Мне же хочется углубиться в более далёкие времена и перенести понятие тумак к хазарскому периоду. Тумаки не могли неожиданно появиться в Золотой Орде, во-первых, виды подчинённости бию и сословное неравноправие были у кочевников и оседлых народов задолго до золотоордынцев и, во-вторых, географически поселения тумаков, как земледельцев, обслуживающих город, находятся дальше и южнее предполагаемых центров Золотой Орды.

Итак, два одинаковых топонима Тумак, которые могут располагаться только на окраине, наводят на мысль, что восточная граница – окрестности села Тумак Володарского района до ильменя Тамак-куль у Килинчей, северо-западная – окрестности современной Татарской Башмаковки. Просматривая карты дельты разных веков, заметил, что Каспий в периоды своего подъёма территорию западнее реки Бахтемир затапливал. Получается, что река Бахтемир была природной западной границей Итиля и позже Саксина. С удивлением обнаружил, что на карте 1869 года река Бахтемир обозначена как Волга.

На других аргументах (святые места – аулия и древний тракт Сахма) остановлюсь чуть позже.

Где эти три города, составляющие столицу Хазарии, могут находиться на Нижней Волге? Смотрим по карте и сопоставляем данные археологов, историков, особенно топонимы и другие свидетельства, позволяющие пролить свет.

Начнём с Большого города, в котором живёт царица со своими прислужницами, проживают в нём другие народы из других племён и в котором родился царь.

Первоначально предполагал, что его границы простирались от посёлка Атал (около села Яксатово) на юг в сторону Каспийского моря, ограничивались с запада — рекой Кизань, с востока — рекой Болда. А территория Татарской Башмаковки вначале была загородной частью — пригородом.

Но меня смущало, что, во-первых, самый крупный город получался вытянутым в форме эллипса, хотя, по словам царя, он должен напоминать круг и, во-вторых, несоразмерно далеко оказывалось Самосдельское городище — Саксин. Поэтому, думается, надо рассматривать и другой вариант западных границ Большого города – с расширением его на запад до Чагана, Хмелёвки, Иванчуга параллельно реке.

В его северной части (ныне Яксатово и посёлок Атал), имеются аулия (святые места). Особый интерес представляет Кыдыр (Хызыр)-аулья или Абубикер Кара Укар Хызыр-ата Туркестани на бугре Акбараклы-тюбе.

Нельзя не заметить сходство слов “Хызыр” и “Хазар”. Этот святой считается покровителем странников. По легенде, он обошёл весь мир и мог сразу быть в нескольких местах, то есть он, делаем вывод, настолько масштабная личность, что известен далеко за пределами страны. Только в крупном торговом городе, перекрёстке торговых путей, мог появиться свой покровитель путников! Вероятнее всего, отправляясь в путь, хазары получали здесь благословение. Кстати, и у православных существует поверье – каждый, кто отправлялся в дальнюю дорогу, должен был поклониться кресту на окраине поселения.

Любопытно, что, по утверждению некоторых ученых, Кады́р Каса́р (в разных источниках переводится различно) — возможно, первый исторически засвидетельствованный правитель хазар, в эпоху до возникновения их каганата. Правда, если именно его останки покоятся здесь, а не совпадение имени или его наследник. Святое место, посвящённое ему, не только святыня, но и может быть уникальным историческим памятником!

Кстати, в Атале (как и в Килинчах) до недавнего времени совершался редкостный обряд вызывания дождя, характерный до Золотой Орды.

Не Атал, а Итиль?! Само слово Атал не только звучит похоже на Итиль, Атиль, Эдиль, но именно так в хазарские времена обозначали Волгу. Об этим подробно изложено в Википедии в разделе «Итиль», причём упоминание Атала со ссылкой на византийские источники датируется VI веком.

А вот около села Атал есть ещё одно географическое хазарское название – Эрле. Там же обилие других древнетюркских названий – Таштюбе («таш» — камень, кирпич, «тюбе» – гора, бугор, холм. Кстати, не там ли брали сырьё для производства кирпича, из которого был сделан единственный в Итиле дворец, или может там находился дворец?), Казлартюбе, Улькольтюбе, Яйловтюбе, Усунтюбе (Длинная гора), Акколь (Белый цветок) и др. Здесь большая концентрация топонимов древнейшего происхождения, с какой стати? Уверен, неспроста!

В селе Атал живут преимущественно туркмены. Между тем, наёмную гвардию кагана составляли туркмены, так называемые, ларисии или ал-арсийа. Даже святой Абубикер Кара Укар Хызыр-ата Туркестани, судя по фамилии, является туркменом. О времени первого переселения туркмен в Астраханскую губернию (в село Атал) нет доказанных научных изысканий. Возможно, чаще говорят о второй и третьей волне переселенцев через несколько столетий также и в другое село этого же района — Фунтово? Помнится, председатель туркменского общества Шамиль Таганиязов говорил мне, что астраханские туркмены – это предки огузов. И, как носитель этого языка, с лёгкостью расшифровывал названия других населённых пунктов Большого города, включая южную точку – Каралат.

Примечательно, что на этой территории есть река с обратным течением под названием Кала, река Тихий Кал и, обозначенный на карте Генштаба, ерик Кривой Кал. А Кала (ударение на последнем слоге) по-тюркски означает город (крепость), то есть река, несомненно, имела прямое отношение к городу или вела в город. Неспроста реки с одинаковым названием Кала (город) опоясывают определённую территорию. Всю жизнь живу в Татарской слободе на улице Тамбовская и, сколько помню, всегда родители, родственники, соседи, другие жители слободы называли ту часть Астрахани, которая за Варвациевским каналом (Набережная 1 Мая), кала (город). Сами не раз удивлялись — почему, проживая в центральной части города, направляясь в сторону кремля, до сих пор говорим: «Иду в город», «Пошли в город» и т.д.

Исламские источники считают, что через хазарское царство протекала река с двумя названиями, её вода текла в русле одновременно в двух разных направлениях: с запада на восток и с востока на запад. Обратное течение Калы наводит на мысль об её искусственном происхождении. Верим, что учёные со временем разгадают тайну этой реки, которая сейчас представляет из себя небольшой ерик.

Также косвенно подтверждают, что Малый город, как административный центр (в нём жил царь), располагался здесь топонимы Хантюбе, Аршин (Ашин).

Таким образом, топоним Итиль-Атал и явно не случайные совпадения невольно наводят на мысль — современный Атал и есть центральный район Итиля, как самого большого и главного из трёх составляющих городов столицы Хазарии. Между прочим, именно в дальних и ближних окрестностях Атала много бугров, защищавших от постоянных наводнений и удобных для проживания. Да и сами названия бугров говорят за себя.

Хочется верить, что точный ответ дадут углублённые археологические изыскания на территории, прилегающей к селу Атал.

Средний город. Про него царь Иосиф писал так:

«Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих (людей), рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов…» (П.К.Коковцев).

«Во второй живут: Евреи, Измаильтяне и она средней величины, 8 квадратных фарсангов. (А.Гаркави).

Предположу границы Среднего города – с запада река Болда, с юга – сёла Бараний Бугор, Семибугры, с севера окраины села Килинчи. Кстати, похоже на круг.

В настоящее время у сёл Семибугры и Бараний Бугор идут активные археологические раскопки. Именно там археологи обнаружили множество костей животных, керамики, металлические предметы времен Хазарского каганата. Поверх этого слоя прослежена стена из сырцового кирпича.

А жители села Килинчи, мне точно известно, на совхозных полях находили немало артефактов. По мере продвижения археологических изысканий к килинчинским окрестностям, не сомневаюсь, будет сделано ещё немало удивительных открытий, связанных с хазарским периодом.

Первая публикация о предполагаемых частях (городах) Итиля появилась 14 августа 2022 года в моём канале на ДЗЕНе, в соцсетях и газете «Астраханская правда» от 18 августа 2022 года. А через год с лишним в ноябре 2023 года археологи заявили об очень интересном открытии. При проведении раскопок в окрестностях Бараньего Бугра обнаружили кирпичную постройку Х века, которая может быть связана с правящей элитой Хазарского каганата и являться гробницей. Об этом сообщил ТАСС руководитель Астраханской археологической экспедиции, директор ООО «Археоцентр» Дамир Соловьев. Также в 2023 году археологи выявили там дополнительно пять поселенческих объектов IХ-Х веков. Ранее он отмечал, что «Находки встречаются с обеих сторон Болды — рукава Волги, которая, скорее всего, во времена хазар была волжским руслом, с обеих сторон которого и располагался древний город… Но то, что найден крупный центральный город – бесспорно».

После его слов у меня появились сомнения, а, может, Большой город был Средним, а Средний — Большим? Спорил сам с собой, однако переубедить себя не смог. Ведь ещё не было серьёзных раскопок на предполагаемой территории Большого города. А вдруг там будут гораздо более грандиозные открытия? И примем во внимание, что некоторые арабские авторы утверждали, что столица Итиль состояла лишь из двух частей: западная — для царя, войска и вельмож, восточная — для купцов, мусульман и мест под склады для товаров(12).

Немало находок таит Малый город, который, предположительно, располагался юго-западнее Камызяка. Совсем недавно ученик 2 класса Тарас Киреев, гуляя по окраине города Камызяка, обнаружил хазарский кувшин. Мало того – целое хазарское захоронение! Представьте себе – среди бела дня мальчишка натыкается на кувшин. Хазарский!

«В третьем городе живу я (сам), мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река…», — отмечал царь Иосиф.

«В третьей живу я, мои вельможи, рабы, прислуга, гофшенки и близкие мне особы. Она кругообразна и включает в себя три фарсанга. Между ее стенами течет река. Это моя резиденция в зимнее время…» (А.Гаркави).

Первоначально напрашивался вывод, что Самосдельское городище и есть Малый город. Однако археологи заявляют, что это, по всей видимости, другой хазарский город — Саксин, возникший, тоже так считаю, на месте Малого города.

Ясно одно, что территориально столицу Хазарского каганата следует рассматривать гораздо в более широких масштабах, нежели в наших привычных представлениях. Заметим, что города не один день строились, и в различные годы их пределы менялись. М.И.Артамонов в труде «История хазар» перечисляет со ссылкой на древних авторов версии возникновения Итиля на основе других более древних городов, а также о его частях:

«По Ибн Хаукалю Итиль состоит из двух частей, из которых меньшая, западная, называется тем же именем, что и весь город, а восточная, бóльшая, носит наименование Хазаран, у Мукаддаси — Хазар. Из сообщения Ибн Хаукаля известно, что хазарский царь жил в западной части города и что она почти целиком принадлежала царю, его придворным и его войску, тогда как в восточной — Хазаране — жили купцы и мусульмане, там же находились и склады с товарами. Это была торговая часть города.

На какой стороне реки лежали Сарашен и Ханбалык, иначе говоря — который из них соответствует Итилю и который Хазарану Ибн Хаукаля, можно заключить только по косвенным данным. Бекри отмечает, что большая часть города находилась на западной стороне реки, но не указывает как она называлась. По Ибн Хаукалю, наоборот — западная часть города была меньшей, большими же размерами отличалась восточная часть — Хазаран. На этом основании можно полагать, что относительные размеры двух основных частей хазарской столицы — западной и восточной — изменялись, что восточная, торговая сторона росла, тогда как западная — административный центр города и страны, — оставалась более или менее неизменной. Судя по значению названия Ханбалык — Ханский город — так называлась западная часть города…»

Рис. 2. Очертил примерное расположение городов, составлявших столицу Итиль. Слева Малый город, в середине — Большой город (в границах второго предпочтительного варианта) и справа — Средний город.

При чём здесь Орлеан? Хазары оставили после себя много тайн. Некоторые из них можно попытаться раскрыть через топонимику. Идеально, когда выводы, основанные на топонимических данных, подтверждаются археологическими находками. Увы, так бывает не всегда и топонимические изыскания нередко остаются единственными ключиками, совпадающими с замками археологических находок или нет. Одни учёные их воспринимают, другие – попросту отмахиваются, не подвергая лингвистическому анализу. Например, топоним Эрле… Это место рядом с Аталом, невдалеке от которого покоится святой — «аулия».

Много лет задумывался над происхождением слова Эрле и не находил даже созвучные слова, за исключением чудесного калмыцкого сказания о необыкновенной красавице и любимице родителей Эрле. Она согласилась стать женой Бембе, сына калмыцкого хана Тюменя, при условии — если он принесёт ей самый красивый цветок на земле, и ждать будет до весны. Узнав, что этот цветок растёт в далёкой Индии, шестеро всадников во главе с Бембе поспешили на поиски, были в дороге днём и ночью, спали и ели в седле. Когда нашли цветок, седой жрец сказал ему: «Помни, человек, ты получил прекрасный цветок, но потеряешь нечто ещё более прекрасное».

В это время прекрасная Эрле занемогла, стала на глазах таять, как снег под солнечными лучами. И вот Бембе с цветком приближается к заветной кибитке, но вдруг видит, как из неё, пятясь, выходят мать и отец. Понял, что Эрле умерла.

Он не увидел живой прекрасную Эрле, не увидела и Эрле прекрасный цветок. В память об Эрле выстроил Бембе храм. Ночью Бембе ушёл в заросли камыша и посадил там лотос.

Именем красавицы Эрле вряд ли могли назвать именно это место, поскольку не вязалось с распространённой здесь логикой присвоения топонимов. И тут, к своему удивлению, в Древнетюркском словаре случайно натолкнулся на слово эрла, означавшее усадьба. Приводится изречение: «Тот, у кого будет золото и серебро, построит усадьбу», взятое из сборника Махмуда Кашгари (МК III 251), составленного им в XI веке. Обратите внимание на то, что в русском языке слово чаще всего состоит только из одной смысловой единицы – корня, а к нему присоединяются его характеристики в виде приставки, суффикса, окончания. А в тюркских языка слово состоит, как правило, из двух смысловых единиц, что облегчает понимание его этимологии. Например, общеизвестное древнетюркское слово казак (казах), согласно последнему исследованию, состоит из двух слов, первое восходит к слову гуз (объединение племён), а второе – к ок (часть).

Анализируя слово эрла, заметил, что оно так же состоит из двух слов. Первое слово ер (ещё раз оговорюсь, что звучание тюркских гласных наш алфавит передаёт не точно) может произноситься как ур, эр, ёр и означает место. Даже есть вариант произношения тургу ййр (место стоянки), баргу ййр (место назначения) в сборнике Кашгари. Для аналогии слова урам (улица), у(о,ё)ртада (посередине, в центре) или орда (середина, центр), урман (лес). Перебирая варианты, учитывал даже другое значение — ир (мужчина, воин).

А что может означать вторая часть в слове Эрле? Скорее всего, это эль – объединение под властью господствующей династии или родоплеменного союза. В русском языке оно могло звучать как Эрле со значением «усадьба правящей династии». Вспомним, что Атал – это Итиль. И тут, кажется, многое встаёт на свои места: и центр проживания правящей династии, и название Итиль с рекой, и прекрасная девушка Эрле, которая могла быть родом из этой династии. Или же – совсем вольная интерпретация — это мужчина (ир,эр), воин из династии эль?

Топоним Эрле путешествует по всему миру, обозначая места, где были «усадьбы правящей династии». Предки хазар во время Великого переселения народов оставляли следы в виде топонимов. Когда они от Зауралья дошли до Европы, оставили топоним Орлеан (слово Эрле за многие века изменялось, но двусоставный корень оставался тот же). И дошло даже до Америки, когда европейские переселенцы основали Новый Орлеан. Каждый вдумчивый читатель легко вспомнит множество «кочующих» топонимов наподобие Актубе (ак – белый, тубе – гора, возвышенность) – Ахтубинск, Актюбинск, Ак-Тюбе, Актебе, Ак-Тебе и так далее по всей Евразии.

Атильский епископ. Хазары не мешали распространению христианства, и во второй половине VIII века на их территории образовалась Доросская митрополия, в состав которой входили семь епархий. Епископская кафедра была в столице в городе Итиль, и епископы назывались Атильскими (Итильскими). Будет сенсацией, если археологи найдут в земле следы христианского молельного сооружения.

Каждый бугор, каждый холм у нас – это окно в прошлое. Все холмы, бугры, возвышенности на нижней Волге таят целые страницы неизведанной истории нашего края, и не только края. Ознакомился с диссертацией учёного, археолога Евгения Михайловича Пигарёва «Низовья реки Волга в X – первой половине XVI вв. (по материалам археологических исследований)». В своём фундаментальном научном труде он подробно перечисляет и классифицирует все могильники, поселения и остальные археологические объекты Нижней Волги, большинство из которых мало исследованы. Этот огромный перечень просто поражает и говорит об одном – прошлое нашего края и, соответственно, страны до средневековья мы практически не знаем.



Поделиться:


Наиль Баширов. «Загадки Нижней Волги. Записки астраханца». Глава первая.: 3 комментария

  1. Это не просто литературное произведение, а изыскательский труд затрагивающий историческое развитие астраханской земли. Как минимум, на кандидатскую потянет.
    Поздравляю, Наиль.

  2. В этой работе есть уникальные открытия. И это дорогого стОит! Наиль, прими поздравления!

  3. Интересная, глубокая и познаватетьная статья, Наиль! А если дополнить ее ссылками на источники, то будет вполне научное исследование. Ждем продолжения банкета!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *