«Красные дьяволята», «Неуловимые мстители» и их создатель Павел Бляхин

ПУБЛИЦИСТИКА

Сегодня, 30 ноября в одиннадцатый раз будет вручена литературная премия имени П.А.Бляхина. Она была учреждена администрацией муниципального образования «Харабалинский район» по предложению Астраханского регионального отделения Союза писателей России. Её лауреатами стали многие астраханские прозаики и поэты, самодеятельные литераторы – жители Харабалинского района. Лауреатом нынешнего года стала известная астраханская поэтесса и литературовед, член Союза писателей России Дина Немировская. Поздравляя литератора с этим успехом, мы публикуем её эссе, посвящённое творчеству Павла Бляхина и кинематографической судьбе его знаменитой повести «Красные дьяволята».

 ДИНА НЕМИРОВСКАЯ

«КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА», «НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ» И ИХ СОЗДАТЕЛЬ ПАВЕЛ БЛЯХИН

 Давнее детство. Астраханский детский кинотеатр «Луч» в центре города. Начало семидесятых. Любимый кинофильм «Неуловимые мстители».

Пылинки луча прожектора нацелены на экран, по которому на фоне кровавого закатного солнца скачет четвёрка отважных подростков. Это брат и сестра Данька и Ксанка Щусь, интеллигентный Валерка Мещеряков и лихой Ящка-цыган.

Подобно первоклашкам из фильма, снятого в 1970 году по сценарию Виктора Драгунского, нам с одноклассниками всегда хотелось перестрелять из самопальных «орудий» всех, кто обижал наших любимых героев. Тем более что в 1970 году мы сами учились в первом классе, а школа наша была расположена в двух шагах от любимого кинотеатра. Так вот. «Неуловимых мстителей» каждый из нас посмотрел никак не менее десятка раз, даже не догадываясь о том, что автор повести, по которому был снят этот фильм Эдмондом Кеосаяном, наш земляк — Павел Бляхин.

Помните песню из кинофильма «Волшебная сила искусства» на музыку Александра Колкера и стихи Кима Рыжова в исполнении актёра Николая Трофимова? Директор школы, разбирая «полёты» своих учеников после знаменательного воскресного культпохода в кинотеатр, пел ребятам:

Я не стану выяснять,
Кто команду дал стрелять,
Кто команду дал стрелять?
Но!
В результате полотно
В трех местах повреждено,
В трех местах повреждено.
Вот!
я и сам стрелять не прочь,
Чтобы «мстителям» помочь,
Чтобы «мстителям» помочь,
Но!
Целых два часа потом
В зале дым стоят столбом,
В зале дым стоят столбом!

Я вполне понять могу
Вашу ненависть к врагу,
Вашу ненависть к врагу,
Но!
В результате пострадал
Наш, советский кинозал,
Наш, советский кинозал…

«Красные дьяволята», «Неуловимые мстители»… Кто не знает героев этих замечательных фильмов?! Но не каждый знает, кто автор сценария к ним.

Четверо всадников кадр из фильма

На этом фильме выросло целое поколение, реплики его героев стали афоризмами, а песни — хитами. Дети играли в «Неуловимых мстителей», а юные актеры – исполнители главных ролей чувствовали себя настоящими звёздами. Но прошли годы, и появились новые кумиры. А прежние забыты… Или всё-таки нет?

Сегодня кажется невероятным, что фильм «Неуловимые мстители» был снят по указанию «сверху». Еще в 30-е годы прошлого столетия советское правительство прямо-таки засматривалось американскими вестернами. Главный кинолюб страны Сталин включил зеленый свет приключенческим фильмам, но помешала война – стране понадобились патриотические ленты. К приключенческой тематике вернулись гораздо позже, когда в 1962 году в СССР показали американский фильм «Великолепная семерка», успех был ошеломляющим, и стоящий в то время «у руля» страны, Хрущёв высказался, что пора бы самим снимать хорошее приключенческо-патриотическое кино.

Для исполнения «пожелания» генсека была выбрана повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», сюжет которой вполне подходил для истерна: смелые подростки, оставшиеся сиротами по вине белогвардейцев, пробираются в Конармию Будённого, а по пути постоянно нарушают планы войска батьки Махно.

В повести Бляхина ребят было трое: Данька, его сестра Ксанка и китаец. Но так как с Китаем в то время были сложные дипломатические отношения, китайца заменили вполне аполитичным цыганом Яшкой и добавили в компанию четвёртого мальчика, интеллигентного гимназиста Валерку.

Повесть «Красные дьяволята» была написана Павлом Бляхиным в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. Вместо трёх дней писатель добирался до Баку ровно месяц. На самодельном столике наготове лежал маузер… Эта была одна из первых книг о гражданской войне.

Герои этой книги — дети, приключения их притягательны, а на каком историческом фоне происходят события, в большинстве случаев подросткам любых времён всё равно: гражданская война, междоусобица между князьями или сражение буров с англичанами где-нибудь в районе реки Оранжевой. Последняя битва упомянута не случайно. Дело в том, что «Красные дьяволята» невероятными и, честно говоря, непосильными для своего возраста подвигами, напоминают «Капитана Сорви-голову» Луи Буссенара.

Когда-то, в 60-70-е годы XX века, с именем Павла Андреевича Бляхина была связана деятельность пионерской дружины Селитренской средней школы Харабалинского района Астраханской области, потому что она носила имя этого легендарного человека. И не случайно.

Павел Андреевич Бляхин, писатель, сценарист, кинодраматург, участник революции 1905-1907 годов и Великой Отечественной войны, родился 13 (25) декабря 1886 года в многодетной крестьянской семье. Рано потерял мать. Воспитывался в семье дяди в с.Селитренное Астраханской губернии. С самых ранних лет батрачил, учился в церковно-приходской школе. Страстно увлекался книгами. Герой романа Э.Л.Войнич «Овод» стал для мальчика идеалом революционера.

В 1903 году приезжает в Астрахань, вступает, по настоянию учительницы Веры Сергеевны Раневской, которая оказала особое влияние на писателя, в РСДРП. Наверное, П.А.Бляхин мог бы сказать словами А.А.Фадеева: «В огне и буре, полные юношеских надежд, с томиком Максима Горького и Некрасова в школьных ранцах мы вступили в революцию». Так началась революционная деятельность. Неоднократно арестовывался, ссылался, совершал побеги из ссылки. Во время Первой мировой войны служил санитаром в госпитале. В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, работал в армейской газете, вёл дневник, лёгший в основу книги «Годы великих испытаний». Каждый день своей бурной, интересной жизни писатель стремился прожить не напрасно, с пользой для страны, для народа. Он боролся за справедливость, за правду, за то, чтобы людям свободно жилось в своей стране, чтобы не батрачили дети и никто не применял насилие над другими людьми.

Литературную деятельность П.А.Бляхин начал в 1913 году, когда после очередного ареста и побега из ссылки оказался в Киеве, где собирал материал и делал наброски к книгам «Лучше смеяться, чем плакать» и «Киевские силуэты». Во время Первой мировой войны пишет очерки пацифистской направленности, которые были напечатаны в 1917 году в костромской газете «Северный рабочий». К годовщине штурма Перекопа пишет сценарий к массовой постановке, которую осуществил будущий художественный руководитель Театра Советской Армии А.Д.Попов. В 1921 году, когда по заданию ЦК был направлен в Баку, где работал заместителем председателя Главполитпросвета Азербайджана, Бляхин написал повесть «Красные дьяволята».

Павел Андреевич Бляхин является также автором следующих сценариев: «Во имя бога» (направлен против магометанской церкви), «26 бакинских комиссаров», «Иуда» и др. После Великой Отечественной войны написал автобиографическую трилогию «Дни мятежные»: «На рассвете» (1950), «Москва в огне. Повесть о былом» (1956), «Дни мятежные» (1959). Популярные фильмы «Красные дьяволята» (1923 г.) и «Неуловимые мстители» (1966 г.), снятые по повести «Красные дьяволята», продолжают волновать сегодняшних мальчиков и девочек, вызывают восхищение героизм и бесстрашие отважных героев.

Скончался  писатель 19 июня 1961 года. Ему по праву можно адресовать эти слова: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нём лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни».

Книга «Красные дьяволята» переиздавалась многократно. В переиздании ростовского книжного издательства (г. Ростов-на-Дону, 1985) Павел Бляхин в предисловии «от автора» сказал о своей книге так:

«Юные друзья мои, читатели! Повесть «Красные дьяволята» была написана мною в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. Вместо трех дней я ехал ровно месяц. На самодельном столике наготове лежал маузер…

Гражданская война подходила к концу, но грабежи и налеты бандитских шаек на поезда и продбазы продолжались. Нам не раз приходилось по тревоге хвататься за оружие и выскакивать из вагона. Поезда часто останавливались: не хватало топлива для паровозов, и пассажиры сами помогали добывать дрова, уголь.

Страна изнемогала от голода, разрухи и болезней. Но советский народ терпеливо переносил все невзгоды и героически сражался с остатками интервентов и контрреволюции. Вместе со старшим поколением билась за власть Советов и наша молодежь, юноши и девушки и даже дети-подростки. Сотнями и тысячами шли они добровольцами в ряды Красной Армии, показывая образцы невиданной храбрости и любви к Родине.

В 1920 году я не раз встречался с такими орлятами. Об их отваге и самоотверженности рассказывали поистине чудеса.

О боевых делах и приключениях тройки юных героев, прозванных «красными дьяволятами», я и написал свою первую повесть. Она была издана в Баку в 1922 году. Это была одна из первых книг о гражданской войне, кровавый след которой еще не успел остыть. Наши юные читатели горячо приняли книгу.

В 1923 году вышел в свет кинофильм «Красные дьяволята», поставленный в Грузии по моей повести и сценарию режиссера И. Перестиани. Советские зрители, особенно молодежь и дети, встретили фильм с восторгом и немедленно отозвались сотнями писем на имя командарма Первой Конной армии С. М. Буденного с просьбами принять их добровольцами, как «красных дьяволят».

Многие просили товарища Буденного сообщить им и точные адреса этой тройки. В некоторых клубах появились группы «красных дьяволят»…

В своё время кое-кто упрекал меня в том, что боевые дела и приключения «красных дьяволят» порой кажутся невероятными и непосильными для юнцов шестнадцати-семнадцати лет. Но двадцать лет спустя, в годы Великой Отечественной войны, я опять встретил «дьяволенка» нового поколения — это Вася Бобков. Васе пятнадцать лет. Он в форме солдата. Через плечо автомат. На груди орден Красной Звезды. Вася Бобков — отличный стрелок и храбрый воин. Он не раз ходил в разведку. В бою заменял при случае пулемётчика. Мог быть и хорошим наводчиком орудия. На его счету было двадцать пять убитых гитлеровцев! Ну разве этот юный вояка не мог быть четвёртым дьяволенком в моей повести?! А сколько таких пареньков было на разных фронтах Великой Отечественной войны!

Правда, в повести есть элементы некоторой фантастики и преувеличений, но они выражают героические настроения нашей молодежи, готовой положить и жизнь свою за дело коммунизма, за счастье народа».

Фильм «Неуловимые мстители», снятый Эдмондом Кеосаняном в 1966 году, успех имел грандиозный. Этим обусловлены следующие фильмы, снятые режиссёром о похождениях «неуловимых» — «Новые приключения неуловимых» и «Корона российской империи». Так появилась трилогия о похождениях и подвигах рождённых на свет нашим земляком Павлом Бляхиным красных дьяволят.

Почему имени автора «Красных дьяволят» не было в титрах картины Ивана Перестиани

Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду.
Мы на плечи взвалили
И войну, и нужду.

Громыхает Гражданская война
От темна до темна.
Много в поле тропинок,
Только правда одна, —

С этой песни на стихи Роберта Рождественского и музыку Бориса Мокроусова начинается всем нам хорошо известный фильм о неуловимых мстителях, снятый по мотивам повести Павла Бляхина режиссёром Эдмондом Кеосаяном в 1966 году и вышедший на экраны в 1967 году.

Захватывающий сюжет картины, прекрасно сыгранные главные (Виктор Косых, Валентина Курдюкова, Михаил Метёлкин) и второстепенные роли (Ефим Копелян, Борис Сичкин, Савелий Крамаров, Инна Чурикова, Владимир Трещалов) определили популярность фильма не только у юных зрителей, но и у людей старшего возраста.

Есть маленькая подоплёка. Дело в том, что фильм этот появился на свет как альтернатива «Великолепной семёрке», снятому в 1960 году классическому вестерну Джона Стерджеса, адаптации философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев», вошедшим в 2013 году в национальный реестр фильмов США как «культурно и исторически значимый».

Сегодня мало кому известно, что гораздо раньше, когда кинематограф ещё был немым, в Советском Союзе на экраны вышел фильм «Красные дьяволята», поставленный на грузинской киностудии. Премьерный показ этой картины состоялся 25 сентября 1923 года в Тифлисе.

Первую в Советском Союзе приключенческую повесть для детей «Красные дьяволята» Павел Бляхин опубликовал в 1923-1926 годах. Первоначально она называлась «Охота за голубой лисицей». Это была первая приключенческая повесть для детей, которая не имела никаких исторических корней. От начала до конца она была придумана.

Одноимённый фильм по первой части повести, поставленный режиссёром Иваном Перестиани, тут же стал популярным. Несмотря на то, что фильм вышел на экраны при жизни Бляхина, в его титрах имени автора книги как сценариста мы не встретим, ибо фильм этот был снят… без сценария!

Режиссёр картины Иван Перестиани попросту потерял сценарий фильма по дороге на студию и вынужден был восстанавливать ход событий по памяти. Что-то вспомнил, что-то придумал иначе, и получилась немая картина, снятая по мотивам повести Бляхина.

Роль Махно в немой картине сыграл Владимир Сутырин, роль Будённого – Константин Давидовский.

В повести есть персонаж – китаец Ли. Но на эту роль не нашли подходящего актёра, и персонаж стал негром, которого сыграл боксёр Кадор Бен-Салим. Как тут не вспомнить незабвенного Александра Вертинского с песней про лилового негра и китайчонка Ли?..

Где Вы теперь?
Кто Вам целует пальцы?
Куда ушёл Ваш китайчонок Ли?
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.
В последний раз я видел Вас так близко.
В пролёты улиц Вас умчал авто.
И снится мне — в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подаёт пальто, —

Не знаю, кому – как, но лично мне кажется, что истоками этой песни послужила замена бляхинского китайчонка на негра в фильме Перистиани…

Исполнителями остальных главных ролей были молодые артисты цирка – Павел Есиковский, София Жозеффи-Вахнянская и Захарий Беришвили.

Поначалу кинокартина была двухсерийной, но уже в годы Великой Отечественной войны она была сведена к односерийному фильму. Озвученная музыкой Вано Гокиели, кинолента раннего этапа становления советского киноискусства пользовалась у публики огромным успехом.

Уже после смерти Павла Бляхина опять-таки по мотивам «Красных дьяволят» в 1966 году был поставлен популярный советский героико-приключенческий фильм «Неуловимые мстители» режиссёром Эдмондом Кеосаяном. За этим фильмом последовали два продолжения – «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона российской империи» (1970).

В «Неуловимых мстителях» Кеосаяна китайчонка Ли, в дальнейшем — негра, поменяли на цыгана Яшку, запомнившемуся зрителям помимо блестящего исполнения роли Василием Васильевым ещё и этой лихой песней:

Ветер по чистому полю
Лёгкой гуляет походкой.
Спрячь за решёткой ты вольную волю —
Выкраду вместе с решёткой!

Выглянул месяц и снова
Спрятался за облаками.
На пять замков запирай вороного –
Выкраду вместе с замками!

Знал я и Бога, и чёрта,
Был я и Богом, и чёртом.
Спрячь за высоким забором девчонку –
Выкраду вместе с забором!

И сюжет фильма Перистиани, и сюжет фильма Кеосаяна заметно отличается от замысла автора повести о красных дьяволятах. Изначально сценарий будущей истории приключений «красных дьяволят» назывался «Знак четырёх».

В фильме Перестиани юных бойцов, так же, как и в повести Бляхина, было трое. Но Кеосаян вместе со сценаристом Сергеем Ермолинским внёс в первоначальный литературный материал огромное количество изменений. Бляхинский Мишка стал Данькой, его сестра Дунька — Ксанкой, к тройке главных героев Кеосаян и Ермолинский добавили гимназиста Валерку, часто поправлявшего очки на переносице и символизировавшего интеллигенцию, примкнувшую к пролетариату, а также уже упомянутого цыгана Яшку, китайчонка у Бляхина и негра — у Перистиани.

Бывший гимназист Валерка, Яшка-цыган, а также деревенский парнишка Данька и его сестра Ксанка, оставшиеся сиротами после расстрела их отца атаманом, дали клятву отомстить Бурнашу и его банде за смерть отца. Под видом сына старого друга атамана Данька проникает в расположение врага. Однако бандиты сумели узнать об этом. Даньку ждёт казнь, но друзья — на то и друзья, чтобы не бросить своего товарища в беде. О подвигах «мстителей» узнаёт С. М. Будённый и принимает их в ряды Красной Армии.

И немой фильм Перестиани, и фильм Кеосаяна объединило то, что поставлены обе картины были по мотивам известной повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». И книга, и оба фильма пронизаны патетикой революции. Но фильмы были поставлены по законам жанра боевика. И это авторам удалось.

И зрителям совершенно всё равно, что не было такого случая, чтобы батьку Махно доставили к Будённому в мешке. Потому в новом варианте экранизации повести Павла Бляхина батьку Махно поменяли на Бурнаша.

Мальчишки и девчонки тридцатых-сороковых точно так же, как их сверстники семидесятых-восьмидесятых, с удовольствием наблюдали за историей неуловимых дьяволят и всегда ждали и радовались новым встречам с полюбившимися киногероями.

И над степью зловещей
Ворон пусть не кружит.
Мы ведь целую вечность
Собираемся жить.

Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнём,
Вы нам только шепните –
Мы на помощь придём.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *