Павел Андреевич Бляхин

ПАВЕЛ  АНДРЕЕВИЧ  БЛЯХИН
(25 декабря 1886 – 19 июня 1961)

Павел Андреевич Бляхин (псевдоним Путник) (25 декабря 1886 (7.1.1887), с. Верходым Саратовской обл.— 19 июня 1961, Москва) — прозаик, кинодраматург.

Павел Бляхин одился в многодетной крестьянской семье. Рано потерял мать. Воспитывался в семье дяди, провел детство в селе Селитренном Астраханской губернии. С самых ранних лет батрачил. Учился в церковно-приходской школе. Страстно увлекался книгами. Особое влияние на Бляхина оказала учительница Вера Сергеевна Раневская, определившая круг его чтения (герой романа Этель Лилиан Войнич «Овод» стал для Бляхина идеалом революционера).

В 1903 году, приехав в Астрахань, по рекомендации В.С. Раневской вступает в РСДРП. Занимается подпольной пропагандистской работой. В декабре 1904 года участвует в Бакинской стачке. Неоднократно сидел в тюрьме и находился в ссылке за нелегальную политическую деятельность. Принимал участие в революции 1905 года. Был представителем большевиков в Центральном совете московских профессиональных союзов.

С 1907 являлся членом Московского комитета партии. Опасаясь ареста, в 1908 вновь избрал местом жительства Баку.

В поисках заработка Бляхин пробовал выступать в качестве декламатора, ставил одноактные пьесы в клубах. По возвращении в столицу некоторое время посещал студию МХТ. После очередного ареста и побега из ссылки в 1913 году оказался в Киеве. Начал собирать материалы и делать наброски к книгам «Лучше смеяться, чем плакать» и «Киевские силуэты». Первая по замыслу автора должна была быть посвящена жизни в тюрьмах и ссылках. Опубликовал несколько очерков и рассказов в газ. «Киевская мысль».

Во время Первой мировой войны служит санитаром в госпитале, пишет очерки пацифистской направленности, которые были напечатаны в 1917 году в костромской газете «Северный рабочий». В Костроме Бляхин занимал должность председателя городского совета профсоюзов, а в 1919 был избран председателем исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов.

В 1920 — член состава президиума губернского комитета КП(б)У в Одессе, отвечает за сбор хлеба и продовольствия в уездах; вскоре — председатель губернского комитета в Екатеринославе. В это время у Бляхина возникает замысел книги о подростках, борющихся с оружием в руках против Белой армии и Махно. В Одессе выходит первая антиклерикальная книга Бляхина — «Долой чертей, долой богов! Долой монахов и попов!» (1920), вслед за ней — вторая «Как попы дурманят народ» (1920). Бляхин будет писать памфлеты против церкви до конца 1920-х.

Вернувшись в Кострому в 1921, становится секретарем губкома РКП(б). К годовщине штурма Перекопа пишет сценарий к массовой постановке, которую осуществил будущий художественный руководитель Театра Советской Армии А.Д. Попов.

В 1921 году по заданию ЦК Бляхин вновь направлен в Баку, где был заместителем председателя Главполитпросвета Азербайджана. Во время поездки, длившейся около месяца, написал повесть «Красные дьяволята».

В центре сюжета повести — два подростка, брат и сестра, самостоятельно начавшие «партизанскую» деятельность против бандитов и богатых крестьян, и затем превратившиеся в бойцов Конной армии Будённого, где они находят ещё одного товарища. Подростки совершают ряд невероятных подвигов (вплоть до поимки батьки Махно), выходят победителями из смертельных ситуаций, своим самоотверженным служением делу революции добиваются высокого признания Республики и награды орденом Боевого Красного Знамени. Книга была очень популярна и неоднократно переиздавалась (вторая волна переизданий относится к шестидесятым годам). По ее сюжету в 1922 И.Н. Перестиани снял одноименный фильм, а в 1966 Э.Г. Кеосаян выпустил новую экранную версию — «Неуловимые мстители» (в 1968 году вышло продолжение — «Новые приключения неуловимых», а в 1970 — «Корона Российской империи, или снова неуловимые»).

Повесть «Красные дьяволята» можно рассматривать как артефакт, представляющий один из начальных, предварявших открытую манифестацию нового эстетического метода этапов становления литературы социалистического реализма (1932). Ориентированная прежде всего на детскую и юношескую аудиторию, она обладает рядом качеств, позволяющих без особого усилия увидеть в ней соответствие еще не провозглашенному канону. Автор, безусловно, является носителем марксистского понимания общественного развития, т.е. принципа коммунистической партийности в искусстве. Он рассказывает о социалистическом движении народных масс и вводит в литературу нового героя — если не пролетария, то фигуру по социальному статусу ему чрезвычайно близкую. Наконец, текст написан для массового читателя и открыто служит его воспитанию. Разумеется, в повести Павла Бляхина можно найти отступления от заданной схемы, но тем самым лишь определяется особое место этого произведения в истории соц-реалистического искусства.

Главная эстетическая установка Бляхина — «описывать только то, что было, или только то, что могло быть» (Бляхин П. Красные дьяволята: Погоня за Голубой лисицей. Харьков, 1925. С.7), оправдывает близкое мифу или легенде повествование об исторических событиях. Сюжет мотивируется ровно настолько, чтобы у неискушенного читателя возникло чувство правдоподобия разворачивающейся перед ним коллизии. Логика повествования полностью подчинена изначальной установке дать пример революционного героизма и изобразить новый тип прогрессивной личности взамен устаревшей (например, того же «Овода» Э. Войнич). Отсюда открытая карикатурность отрицательных персонажей и преувеличенная цельность положительных. Это следование не «фактографической», а так называемой «художественной» правде обеспечило Бляхину место одного из основоположников романтической линии в литературе социалистического реализма. Понять специфику текста Бляхина помогает сравнение, например, с произведениями для юношества «серапиона» Вениамина Каверина, где общечеловеческие ценности преобладают над классовыми, или с «безыдейным» детским творчеством «обэриутов».

В 1925 году Павел Бляхин пишет продолжение «Красных дьяволят», назвав его киноповестью. События происходят в Крыму и относятся ко времени взятия Перекопа. Подчиняясь исторической правде, автор вынужден освободить пленённого в прошлой части врага советской власти Махно и даже позволить ему какое-то время стать союзником Красной Армии в борьбе с Врангелем. Тем не менее, и на этот раз Махно не уйти от плакатного разоблачения: теперь не «дьяволята», а простые крестьяне ловят его, обваливают в пуху и сажают на корову, привязав к грязному хвосту. Герои же Бляхина, завершив ратные дела, обращаются к мирному строительству. Этому этапу из их жизни должна была быть посвящена третья часть повести — «На трудовом фронте». Увлекшись пропагандистской силой кинематографа, Бляхин пишет сценарии.

В 1925 году выходит его сценарий «Большевик Мамед», в котором со всей отчетливостью реализована базовая схема будущей автобиографической трилогии, к работе над которой писатель вплотную приступит в 1950-е. Действие разворачивается в Баку, в «эпоху власти буржуазно-помещичьей мусульманской партии Мусават и оккупантов-англичан» в 1919-1920. Мамед, «молодой, весёлый, чрезвычайно живой рабочий тюрок, смелый до дерзости, хороший гимнаст», проходит путь от инстинктивного ощущения того, кто является его классовым врагом, к осознанному участию в революционной борьбе.

Среди сценариев Павла Бляхина — направленный против магометанской церкви «Во имя бога» (1925 г.; поставлен А.М. Шарифом-Заде), «26 бакинских комиссаров» (1926), «Иуда» (1927 г.; поставлен Е.А. Ивановым-Барковым) и другие.

Во время Великой Отечественной войны Павел Бляхин добровольцем ушёл на фронт, работал в армейской газете, вел дневник, лёгший в основу книги «Годы великих испытаний» (1966 г.).

После войны Павел Андреевич работает над автобиографической трилогией «Дни мятежные»: «На рассвете» (1950) «Москва в огне. Повесть о былом» (1956), «Дни мятежные» (1959). Романы посвящены жизни подпольщика (1903-1904, бакинская стачка; революция 1905; снова Баку, 1905 год, канун революции).  Они представляют собой развёрнутую реализацию сюжетного варианта, в соответствии с которым герой проходит стадию интуитивного ощущения социальной несправедливости, затем стадию политического просвещения под руководством товарищей по партии и, наконец, сам вступает на путь просветительства и борьбы.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *