3 февраля исполняется 140 лет со дня рождения нашего земляка Василия Агапкина – военного дирижера, композитора, автора знаменитого марша «Прощание славянки». Детские и юношеские годы его прошли в Астрахани. «Прощание славянки» – одно из самых узнаваемых музыкальных произведений России и одна из главных мелодий Российской армии. Под этот марш уходили солдаты на фронт в Первую мировую войну и в Великую Отечественную войну. Военный парад 7 ноября 1941 года на Красной площади стал историческим. Прямо с парада солдаты уходили на передовую, а дирижировал сводным оркестром Василий Агапкин.
«Прощание славянки». Практически ни один военный парад в России не обходится без этого музыкального произведения. Скажем больше — его знают и любят и за рубежом — в Японии, США, других странах. Выдающийся музыкант Франции Поль Мориа неслучайно назвал этот марш «Вечной Россией». Один из его вариантов — польскую песню «Расшумелись плакучие ивы…» написал поэт Роман Слёнзак перед Второй мировой. В Польше песня общеизвестна именно в этом варианте и не раз звучала в польских кинофильмах о войне.
В 1912 году началась война на Балканах. Именно тогда в Тамбове наш герой и задумал своё бессмертное произведение. Агапкин писал товарищу: «Что-то дрогнуло в душе моей, заискрилось, я услышал в себе мощную волну торжественной музыки«. Василий Иванович просиживал ночами у рояля, стараясь передать своё душевное состояние на ноты, рвал их, начинал снова. И лишь когда ему показалось, что получилось, он пригласил капельмейстера оркестра и сыграл марш на трубе. Он тогда не понял, почему его слушатель прослезился и расцеловал в обе щеки: «Вася, это же гениально!»
Но возвратимся в Астраханскую губернию, где будущий композитор, родившийся 3 февраля 1884 г. в селе Михайловское Рязанской губернии в семье крестьянина-батрака, провел свои детство и юность. В документах Государственного архива Астраханской области (фонд № 731 «Церковь Рождества Христова г. Астрахани»), как рассказала его главный архивист Ильмира Кадырова, встречаются многочисленные подтверждения этому. Так, известно, что мать Агапкина скончалась в Астрахани через год после рождения сына. В метрической книге об умерших за 1885 г. имеется запись под №12 о смерти 7 июля крестьянки Рязанской губернии Михайловского уезда Лукояновской волости Акилины Васильевны Агапкиной, 29-ти лет, от лихорадки, погребённой 8 июля.
Позже отец Василия Иван Устинович женился второй раз. Детство автора прославленного марша было нелёгким. Отец работал грузчиком в астраханском порту, непосильный труд подорвал его здоровье, и вскоре он умер. Мачеха Анна Матвеевна любила мальчика, но оставшись после смерти мужа одна с четырьмя детьми, выбивалась из сил, чтобы их прокормить. Спасаясь от голода и нищеты, Анна Матвеевна отправляла старших ребят на улицу просить милостыню. Василий был мальчиком любознательным, к тому же имел идеальный музыкальный слух, что и сыграло определяющую роль в его судьбе. Cлучайная встреча с военным капельмейстером батальонного оркестра резко изменила его жизнь — десятилетнего Агапкина зачислили учеником в духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка.
Через пять лет Вася Агапкин был признан лучшим солистом-корнетистом полка — случай редчайший! По окончании срока действительной службы, отслужив срочную в Тверском драгунском полку под Тифлисом, в декабре 1909 г. Агапкин, освоивший к тому времени новый инструмент — трубу, отправился в губернский город Тамбов, где имелось известное в стране музыкальное училище, в которое он мечтал поступить. 12 января 1910 года В.И. Агапкина зачислили штаб-трубачом квартировавшего в Тамбове седьмого запасного кавалерийского полка. Скромное жалованье тратил на музыкальную литературу, кстати, собирал он её всю жизнь. Как одержимый, готовился Василий Иванович к поступлению в Тамбовское музыкальное училище, и осенью 1911 года его приняли в класс медных духовых инструментов. Там уважаемый в городе педагог Федор Михайлович Кадичев привил своему талантливому ученику чувство вкуса и формы крупных сочинений, обучил дирижёрскому искусству.
Именно в Тамбове осенью 1912 г. Василий Иванович создал марш «Прощание славянки». Впервые он прозвучал на перроне Тамбовского вокзала перед отправкой воинов-добровольцев на Балканы, затем на параде своего кавалерийского полка. Вскоре необычная своей глубиной, душевной взволнованностью мелодия разлилась по всей России. Сам Агапкин писал: «Марш написан мною по поводу балканских событий 1912 года. Он посвящается всем славянским женщинам». На обложке появившегося вскоре издания нот «Славянки» была изображена молодая женщина, прощавшаяся с воином. Вдали виднелись Балканские горы и отряд солдат, а надпись на обложке гласила: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
Произведение как бы вобрало в себя тревожное предощущение грядущих войн. И в первую же из них, разразившуюся в августе 1914 г., грустное и грозное «Прощание славянки» телеграфной молнией облетело едва ли не все вокзалы и призывные пункты России. В годы гражданской войны в частях белой гвардии слова этой песни переиначили, что стало причиной того, что после её окончания марш «Прощание славянки» на долгие годы оказался под запретом. Василий Иванович Агапкин тогда сменил трубу на винтовку и кавалерийский клинок, воевал в составе 1-го Красного гусарского Варшавского полка Западной дивизии. Во время службы в Красной Армии Василий Иванович организовал духовой оркестр в Первом красном гусарском полку, который оборонял от белополяков белорусские города Минск, Гродно, Барановичи. После войны молодого талантливого музыканта назначили военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона.
В 1922 г. Агапкин и его оркестр победили на смотре, который состоялся в Москве, здесь же всю «команду» и оставили для дальнейшего прохождения службы. В столице Василий Иванович продолжил свои композиторские опыты и особенно преуспел в жанре вальса: «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Голубая ночь», «Сиротка» и многие другие его сочинения любили слушать москвичи с эстрады сада «Эрмитаж», под музыку этих вальсов танцевали в парках, где регулярно выступал оркестр под управлением Агапкин. В 1924 г. он со своим оркестром провожал в последний путь В.И. Ленина. В 1928 г. Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников (в Болшевской трудовой коммуне в Подмосковье), многие из которых позже занялись музыкой профессионально. В 1938 г. его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля.
Когда началась Великая отечественная война, Агапкина, получившего звание военного интенданта первого ранга, назначили начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского. Именно ему, старейшине капельмейстерского корпуса страны, было поручено дирижировать сводным оркестром на параде войск в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 г. Вскоре после парада Агапкин получил назначение в Новосибирск, а в 1943 г. снова вернулся в столицу. На параде Победы в 1945 г. оркестр Агапкина входил в состав сводного. После же войны его оркестр регулярно выступал с концертами в Москве, а он сам был главным дирижером образцово-показательного оркестра КГБ. Умер композитор 29 октября 1964 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
«Реабилитировала» и вернула всем нам в 1957 г. «Прощание славянки» замечательная картина о войне «Летят журавли». Марш звучал потом и в «Белорусском вокзале», и во многих других фильмах, спектаклях и телепередачах, посвящённых Великой Отечественной, накрепко слившись с тем незабываемым временем в сознании миллионов людей. Ещё один интересный факт — в России любовь к этому произведению настолько велика, что его даже хотели сделать в 1990-х гг. гимном страны.