
На её стихах выросло несколько поколение советских детей. «Большой секрет для маленькой компании», «Ёжик резиновый», «Собака бывает кусачей»… Да-да, это всё она придумала. Впрочем, пишет она не только для детей. В 4 года она сочинила своё первое стихотворение – забавный стишок про ослика и таблетку. В 2005 году поэтесса окрестила свою поэзию «чистой лирикой сопротивления». Мориц до сих пор размещает в соцсетях и на своём сайте острые политические стихи под рубрикой «Не для печати». В 1957 году увидел первый свет сборник Юнна Мориц «Разговор о счастье». Книга была издана в Киеве.
Во время учёбы в Литературном институте Мориц устроилась в типографию, трудилась там корректором по ночам. С тех пор у Юнны Петровны вошло в привычку работать, когда все спят. У девушки была активная жизненная позиция и разносторонние интересы. В молодости это и привело её на борт ледокола «Седов», на котором она и другие любители приключений отправились в путешествие по Арктике. Её поразила жизнь моряков, лётчиков и полярников, несущих свою вахту в этом суровом краю льда и снега. Всё это отразилось в её произведениях. Впечатлениями о поездке на Крайний Север Юнна поделилась в сборнике прозы «Рассказы о чудесном».
В 1962 году в журнале «Юность» появилось стихотворение Мориц «Памяти Тициана Табидзе», репрессированного и расстрелянного в 1937 году писателя. После этого поэтесса на несколько лет попала в «чёрные списки», и её книги не издавались. Юнну обвинили в антисоветской прозападной позиции и пропаганде. Впрочем, несмотря на запрет, стихотворение поэтессы «Кулачный бой» было опубликовано заведующим отдела поэзии журнала «Молодая гвардия» Владимиром Цыбиным, после чего он был уволен.
Быть «жертвой режима» – не её стиль. И Мориц стала писать для детей. Её произведения публиковались в разделе «Для младших братьев и сестер» популярного журнала «Юность». Стихи «Ёжик резиновый», «Пузатый чайник», песни и сказки знали и любили миллионы советских детей. Всего Юнной Мориц было написано 8 книг для детей «от 5 до 500 лет», в том числе «Букет котов» и «Лимон Малинович Компресс».
Талант писать детские стихи оценили и отечественные мультипликаторы. Поэтесса создала сценарий для мультфильма «Пони бегает по кругу», который был впервые продемонстрирован на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе, где удостоился награды. Она адаптировала для мультфильма «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца.
В 1979 году по сценарию Мориц был создан мультфильм «Большой секрет для маленькой компании». Татьяна и Сергей Никитины записали к нему несколько песен на стихи Юнны Петровны, в том числе «Сильнее кошки зверя нет», «Летающие лошади», «Собака бывает кусачей» и другие. Юнна Мориц получила премию имени А. Д. Сахарова «за гражданское мужество писателя», она также стала лауреатом российской премии «Триумф», итальянской премии «Золотая роза», а в 2024 году Юнна Петровна получила гран-при Национальной литературной премии «Слово» в номинации «За вклад в литературу».
Юнна Мориц отказывается от предложений печататься в антологиях «женской поэзии», поскольку, по её словам, «ни один кретин ещё не додумался до антологии «мужской поэзии»».
Юнна Мориц считает свои рисунки к книгам не иллюстрациями, а стихами на языке живописи: «Это не иллюстрации, а часть моей поэзии, такие стихи, которые невыразимы словами, а могли быть написаны только так – кистью, линией, цветом».
Сама себя Юнна Мориц называет «поэткой».
На ум приходит сразу:
А у меня — букет котов
Изумительной красы,
И, в отличье от цветов,
Он мяукает в усы.
С детства, когда нам читали про «ёжика, который всё идёт и идёт, посвистывая дырочкой в правом боку» или про «пони, который бегает по кругу», про «лошадей, которые летают вдохновенно, иначе лошади разбились бы мгновенно», или про «большой секрет для маленькой такой компании» — это всё давало невероятное ощущение детского счастья. Эти стихи и до сих пор не позволяют нам взрослеть, оставляя нас в силовом поле тех детских мечтаний.
Стихи Юнны Мориц вышли за рамки формы и стали крылатыми. Помните: «Держи удар, дистанцию и слово»- золотой посыл современному человеку.
Ее стихи- это философия:
Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в чёрном году
Клён напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду.
А я все открываю и открываю для себя Юнну Мориц:
Как я — горбонос, длинноглаз —
Пришел голубой водолаз
Из моря, из горького неба.
И я угадала: родной!
Мы оба — из бездны одной,
Там ловят форель по одной
И всех — на приманку из хлеба.
Её лирические стихи написаны в лучших традициях классической поэзии, и в то же время абсолютно современны:
Дышать любовью, пить её, как воздух,
Который с нашей кончится судьбой,
Дышать, как тайной дышит небо в звёздах,
Листва, трава… как я дышу тобой.
Или
Тетрадь изведу, но оставлю преданье,
И выверну душу, и счёты сведу
За это страданье, записку, свиданье
В бреду и ознобе на койке в аду,
За это насилие — волю в растяжку,
В подгонку, в подделку под чёрный металл,
Аж зубы стучали о белую чашку
И белый профессор по небу летал.
И тысячу восклицательных знаков не отразят значение её стихов для воспитания поколений. Её стихи должны звучать везде: в школе, на ТВ, на радио.
Хотя многие не разделяют её убеждений, о которых она рассказывает в своих стихах:
Я жить не перееду во дворец.
Кто будет убирать его?.. Творец?
Кто будет пылесосить, мыть полы
И окна этой мраморной скалы?
Охранники, служанки, повара,
Садовники, портные, шофера, –
Кто не сойдёт с ума, поработив
Прислуги необъятный коллектив?
А выезды на светские балы,
Где львы и львицы, горные орлы, –
Зачем я в этот зоомагазин
Помчусь, потратив деньги на бензин?
Зачем куплю брильянтов полкило?
Я не ношу такое барахло
И шубы меховые не ношу, –
Я этой зверской смертью не дышу.
Икру и мрамор не люблю совсем,
Не только сплетен, устриц я не ем!
Я не способна выжить во дворце,
Там всё – в далёком от меня конце:
Я там на лестнице сломаюсь винтовой,
Где ползает ковёр, как зверь живой.
Нет, в этот не полезу я капкан,
А я полезу в ландышей стакан.
* * *
Ночью будут холода.
В синем сумраке окна
Намечается звезда,
Намечается луна.
Стала каменной вода.
Там, где сглажена волна,
Намечается звезда,
Намечается луна.
Грань гранатного плода
Огрубела, как стопа.
Слышу хруст — пришла звезда,
А за нею — звёзд толпа.
Наступила тишина.
Свет раздался восковой.
Слышу хруст — пришла луна,
А за нею — никого.
* * *
Над нами, я чувствую, есть небеса,
Которые скрыты от взора.
И этих незримых небес бирюза
Незримые полнит озера.
И крылья незримые тайно парят
В незримых воздушных высотах.
И звезды незримые тайно горят
В незримых, немеркнущих сотах.
Читатели называют её — «Данко» нашего времени, совестью нашей эпохой. Главное, что она остается верной самой себе уже долгие годы, и она честна со своим читателем. А это такая редкость в наши дни.
Юнна Мориц называет творчество сегодняшнего периода «чистой лирикой сопротивления»:
Я не хочу, чтоб вы меня любили,
Слону дробина – ваша ненависть ко мне,
И ваша роскошь, изобилье – куча пыли
Для чувствознания времён в моей струне.
Хлестко и искренне:
Моё поэтство — не на злобу дня,
Оно как раз — на злобу всех времён.
Я — там, где тортом стал Наполеон,
И где скапутилась Европы гитлерня!
Огонь — за Родину! — войны священной средство,
Где вражьи своры прут со всех боков, —
На эту злобу всех времён и всех веков,
А не на злобу дня — моё поэтство.
И в этот трудный период она со всеми нами:
Простой народ?.. Народа нет простого,
А просто – без народа нет страны,
Нет просто Пушкина, и просто Льва Толстого
Нет без народа!.. Просто есть вруны,
Чьё словоблудье о простом народе –
Такое пугало простое в огороде.
Юнна Мориц творит и продолжает бороться по мере сил своим хлёстким словом, в отличие от многих молодых и творческих особей, которые сбежали из страны и хулят её на стороне.
И вот её ответ им:
Я – странный человек, люблю свою страну,
Особенно люблю в трагическое время,
Когда со всех сторон хулят её одну
И травят клеветой – в эпохоти гареме.
Эпохоть такова, что подлое враньё
Имеет все права над нами издеваться,
Бросать в костёр дрова, но я не сдам её –
Страну моей любви!.. И ей не дам сдаваться!
Удивительные и любимые стихи. Очень честная поэзия и позиция.
«… но я не сдам её –
Страну моей любви!.. И ей не дам сдаваться!» Здорово!
Наконец-то дань настоящему! Ведь я ещё в 2014 году писала, когда и Новелла Матвеева была жива:
«Надоело говорить и спорить»
С теми, кто не видит свет средь тьмы.
Живы и Матвеева, и Мориц.
Почему же их не слышим мы?
На экране – голые актрисы,
Ведьмы вновь пускаются в полёт,
Песенки Рубальская Лариса
За стихи смиренно выдаёт.
Видно, наша будущность плачевна,
Если позабыть посмели мы
Девушку из маленькой харчевни,
Сокрушить сумевшую умы.
В именах самих – Новелла, Юнна –
Синь, апрель, чуть робкий взмах меча…
И живут Поэзия и Юность,
Как бы ни рубали их сплеча.
…Мы потом спохватимся, заплачем
Или не заметим, как всегда,
Что на горизонте неудачи
Стихла путеводная Звезда…
Это стихотворение опубликовано в сборнике «Творческий отпуск» (антология «На шести ветрах», на него и песня создана: https://www.chitalnya.ru/work/972567/