Если смешать бензин и апельсиновый сок – получится напалм, утверждал Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба». Если смешать психически больного человека и город, который его презирает, детские травмы наложить на несбывшиеся мечты, если на смену иллюзорным восторгам придёт холодное прозрение, если агрессию окружающих по отношению к себе остановить раз и навсегда впивающимися в их тела пулями, то из несчастного, но доброго парня Артура Флека вылупится убийца Джокер — беспощадный к миру, который и сделал его таким.
Если имеющие деньги и власть станут открыто называть противников их благополучия клоунами, то эти «клоуны» устроят им «цирк», в котором справедливости начнут добиваться путем сжигания машин и разбивания витрин, лозунг «Kill The Rich!» станет новым трендом и руководством к действию, а по городу начнёт стремительно растекаться кровавый хаос, где добро и зло смешаются. А возглавит «цирк» тот же, кто его и создал, — человек, который смеётся.Об этом новый фильм Тодда Филлипса.
Джокер в невероятном исполнении Хоакина Феникса не похож на свои предыдущие воплощения в фильмах Бёртона и Нолана. Если там Джокер – обаятельный, но однозначно отрицательный персонаж – злодей, привлекательный настолько, насколько может быть привлекательным зло, которое непременно должно быть наказано, то здесь Джокер – это одна сплошная боль.
Кажется, что синяки и ссадины на теле незадачливого клоуна-аниматора Артура Флека, мечтающего стать стендап-комиком, оставлены не жестокими подростками, а выступают, словно стигматы – отголоски незаживающих ран прошлого. Боль, идущая из прошлого, отзывается в настоящем издевательскими насмешками окружающих, побоями, несправедливым обращением работодателя, неприятием и отторжением со стороны общества. Артура, превращающегося в сгусток боли, ломает, как будто в наркотическом голоде. Душераздирающая музыка, служащая фоном превращения Артура в Джокера, – такая же истеричная и подавляющая, как и состояние героя, — задевает каждую нервную струну зрителя и усиливает атмосферу страдания и психоза, в которой развивается действие фильма. Истеричный смех, ставший своеобразным лейтмотивом картины, — это способ укрыться от агрессии мира, смягчить или хотя бы закамуфлировать испытываемую героем боль. Но этот смех лишь раздражает окружающих и становится причиной новой агрессии в отношении его источника.
Драма Артура Флека глубоко личная. Драма Готэма – социальная. Мрачный город буквально утопает в грязи и мусоре, который никто не убирает. Неубранные мусорные мешки образуют целые свалки, в которых заводятся крысы. Система сокращает социальные программы, и теперь Артур не сможет получать лекарства, необходимые ему, чтобы не снесло крышу. И тогда ниточка, удерживающая сознание Артура от погружения в безумие, окончательно обрывается. Воображаемая и реальная действительность так тесно переплетаются между собой в контрастных по тональности сценах, что отличить «шутку» от реальности сложно.
Город презирает Артура. «Им плевать на таких, как вы, и на таких, как я», — говорит Артуру соцработник, извещая его о том, что встреч больше не будет. Город – такой же больной, как и Артур, — взрывается протестом после убийства трёх молодых парней-бизнесменов, за которых вступается кандидат в мэры Готэма Томас Уэйн – отец Брюса Уэйна, будущего Бэтмена. Уэйн – один из сильных этого мира, грязь которого к нему не прилипает. Всякое покушение на свой покой и благосостояние он считает вызовом и отвечает на него публичным выражением презрения к неудачникам, не добившимся успеха в жизни. Тогда и начинается «цирк» с участием десятков, сотен, а может, и тысяч «клоунов», желающих всё ломать и крушить, — бессмысленный и беспощадный анархистский бунт против власти уэйнов.
Зло и добро не то чтобы меняются местами, эти понятия уже не наполнены своими изначально вложенными в них смыслами. Неутихающая личная боль глубоко страдающего человека, острая социальная несправедливость мира, в котором он живёт, что само по себе зло, порождают зло как противодействие мироустройству, раздавливающему человека своим презрением. И с этим новым злом будет обречён бороться человек-супергерой, наследник огромного состояния родителей, класс которых породил зло изначальное и продолжает это делать.
Нородоволец по-американски. (почти). Спасибо автору, хорошая статья.