Эра двоечников настала. Эра, эпоха, чудовищное, могучее поколение двоечников и неучей. Нет, они и раньше были, но ещё несколько лет назад они не так сильно бросались в глаза. Как-то стеснялись своей безграмотности, что ли. А сейчас они, такое ощущение, везде.
Они популярны. Безграмотные звёзды. Косноязычные лидеры мнений. Не умеющие двух слов связать законодатели мод.
Все эти люди, которые никак не могут понять разницу между «тся» и «ться».
Которые говорят «я думаю то, что». Говорят «координальный» вместе «кардинальный» — видимо, и Ришелье в их версии был «координалом». Которые заявляют, что «мне показалоСЯ», или «я разочаровалаСЯ». Никак не могут забыть кошмарное слово «вообщем». И другие, многие другие.
Они уже не стесняются ничего.
И ладно бы только блогеры были безграмотными. Блогеры вообще умудрились за краткое время своего существования сделать все возможные ошибки и покрыть себя любым известным позором, так что само слово блогер» в нашем обществе носит пренебрежительно-несерьёзный оттенок. На фоне понтов, самолюбования, воровства, накрутки подписчиков, откровенной грубости, глупости и хамства какая-то там безграмотность уже не выглядит как порок.
Но безграмотность проникла уже в святая святых – в СМИ. В место, которое держалось дольше всех. Где должна быть хоть какая-то редактура, хоть какой-то второй взгляд. Нет. Сами редакторы уже не знают, что к чему. И ладно бы модные журналы, нет – солидные политические издания на полном серьёзе обсуждают вопросе о «приемнике Президента», хотя слово «приемник» — это, скорее, что-то из радионауки, в отличие от слова «преемник», которое и пишется, и читается по-другому.
Всем наплевать на грамотность. Всем. Никакой вычитки, никакого свежего взгляда. Афиша с фильмом Нуртаса Адамбая заявляет о «фильме Нуртаса Адамбай» — хотя фамилия «Адамбай» прекрасно склоняется, прекрасно, так же, как и Хемингуэй. Но только в одном случае – если речь идёт о персонаже мужского рода. Если бы это был фильм какой-нибудь Нургуль Адамбай – тогда склонять не следовало бы. Но не понимают разницы, не понимают.
Безграмотность везде и во всём. Неучи везде. Эти неучи – лидеры мнений. Неучи – популярные блогеры. Неучи дают интервью и учат других жить. Люди, которые сами не удосужились научиться, – учат других. Перевёрнутое время, ей-богу.
И вот я точно знаю, в чём причина. Всё ведь просто — эти люди не читали в детстве, и не читают сейчас. И я точно знаю, что с этим делать. Точно знаю, как безграмотность лечится. Будь моя воля, я бы собрал в одном месте всех этих редакторов модных журналов. Всех этих блогеров. Этих безграмотных журналистов.
Всех этих пишущих людей, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к тексту. Всех этих молодых и дерзких. Собрал бы и заставил читать. И читать не журналы. Не блоги. Не модных писателей, не какого-нибудь дебильного Коэльо, не какого-нибудь популярного Харари, который под видом откровения публикует кошмарный наукообразный бред.
Нет.
Чехова бы они у меня читали. Чехова, Антона Павловича. Возможно, тогда они бы узнали, что вот это кошмарное построение фразы «переступая порог ресторана, возникает ощущение, что ты дома» (реальная фраза из модного журнала) – так вот, это построение фразы называется «анаколуф», и его первым простебал безжалостно именно Чехов. И это ощущение переступает порог ресторана, а не ты, двоечник.
Чехова. Толстого. Шекспира в переводе Пастернака – и самого Пастернака. Каверина. Домбровского. Бунина. Вот кого.
А в интернет я бы им запретил заходить в принципе. До тех пор, пока не смогут правильно применить «тся» и «ться». Десять раз из десяти. Некоторые, наверное, никогда не смогли бы это сделать – но таким людям отлучение от Интернета только на пользу.
Да, я поступил бы именно так. Жаль, что такое вряд ли возможно.
Зачем? Пусть их жизнь учит. Поверьте, она это хорошо умеет делать.
А как вам два словечка — «как бы»? Когда говорят: «Я как бы устал», хочется спросить: «Ты в самом деле устал или притворяешься»? Мы от безграмотности всех этих блогеров и прочих деятелей устали без «как бы». Только Чехова их заставить читать не получается, ведь у них-то давно слетела шляпа, которая любовалась окрестностями. А мозгов под шляпой не обнаружилось…
Вступлюсь за молодых. Есть среди них и талантливые. Даже больше, чем может показаться на первый взгляд, но мода на безграмотность, лень и несерьёзный взгляд на жизнь делает своё черное дело, под её тень попадают абсолютно все люди! Даже редакторы и корректоры крупных издательств. Для наглядного примера вспомните, Вера, нашумевшую в своё время «астраханскую писательницу», написавшую под псевдонимом Стейс Крамор книгу «50 дней до моего самоубийства». Её опубликовали в АСТ с кучей ошибок и опечаток – уже только за это следовало бы пристыдить издателей, нет же, менее, чем через год вышло второе издание той же книги в серии «Звезда Рунета» (Звезда безграмотности и бездуховности? Аморальности? Нет, всё это не то…Слабовато) В сети интернета море интересных авторов, но в серии − одни только пустышки, потому что на них есть спрос, они – «звёзды», а не все мы, издающие свои книги мизерными тиражами.
Теперь перенесёмся к последним новостям. СМИ трубят новость 2021 года (уже даже по телевизору об этом обмолвились): «Детская поэтесса из Астрахани стала обладателем звания «Стильное перо». Ну, что ж, интересно…Что пишут?
«Награду престижного европейского конкурса в области литературы и искусства «Русский Stil – 2020» астраханка Марина Шапошникова получила в номинации «Поэзия для детей». Её стихи «Полосатая мечта», «Из Ниоткуда», «На бахче переполох», «Колыбельная» получили признание международного жури, а стихотворение «Поглотитель конфет» будет опубликовано в первом номере 2021 года популярного лондонского журнала «Шалтай-Болтай». Свои произведения на конкурс представили русскоязычные авторы со всего мира: из России, Германии, Франции, Австралии, США, Израиля, Украины, Беларуси, Эстонии. Торжественную церемонию награждения победителей планировали провести в Италии, но из-за пандемии перенесли в интернет, встретившись в режиме онлайн».
Стесняюсь спросить, данная дама самопровозглашённая поэтесса? Если так, необходимо это указывать, как у нас на «Родном слове»: «самодеятельный / непрофессиональный автор» − чтоб было понятно и не так обидно всем нам, если очередная «звезда» вдруг снова окажется безграмотной. А Крамор, как раз ругали именно за это, и ещё немного за то, что она пропагандирует суицид. Не стремлюсь навешать ярлыков на Шапошникову – я её не читал, но уже горю желанием это сделать и написать критическую рецензию, хотя может, это и лишнее. Поймите, Вера, я не стремлюсь найти «блох» только у других, себя я тоже критикую, и в последнее время – нещадно. И это, как ни странно, помогает расти в творческом плане. А растут ли другие – самопровозглашённые? И не делаем ли мы сами непростительных ошибок, выпуская книги то без редакторов, а то и без корректоров? Я понимаю – сложное время, безденежье, но звание писателя к этому напрямую обязывает!
Я считаю, самопровозглашённых следует призвать к порядку, хотя бы у нас в регионе, чтобы не краснеть за таких «астраханок», как Крамор, и заодно прекратить самим безудержное производство, как правило, тоненьких и слабо подготовленных книг. Марку надо держать!
У меня всё, за сим откланиваюсь…
Похоже, моё давнее стихотворение «Молодёжный сленг» пришлось в тему:
«Параллельно-фиолетово!» —
Слышу каждый день от стольких я!
Параллельна Фиолетова
Улица Максима Горького.
«Эх, вот блин!» — глаголит девушка.
Это значит — разногласица.
И вздохнул прохожий дедушка:
«С масленицей, внучка, с маслицем…»
«Ой, прикинь!» А что прикидывать?
«Ёж же мать твою японскую»?..
Мы по-прежнему с обидою
Строим башню Вавилонскую.
Прошу прощения за наглость, вставлю свои пять копеек.
Урок орфоэпии
Давайте тех сегодня вспомним,
Кто грамотно по-русски говорит,
И вместе всё-таки запомним,
Что правильно произносить «звонИт».
И знаниями обеспеченные,
Мы скажем твёрдо: «ОбеспЕчение».
Идёт ребёнок избалОванный
На школьный бал костюмирОванный,
Ведь дома все его балУют,
И угождают, и целуют.
Другой же сын деньгАми не сорИт
И лишний рубль в расходы не включИт,
Совсем не знает парень слова «лень»
И держит слово твёрдо, как кремЕнь!
Надев на лёд свои любимые коньки,
Голы в хоккее забивает мастерскИ.
А дочь, заправив поутрУ постель,
Идёт с подружкой собирать щавЕль,
И под дождём совсем намокла,
Шагая в магазин за свЁклой.
В обед спросила: «Вы не съешьте ли
Вот эти вкусненькие тЕфтели?»
На маму не смотрите криво вы,
Когда даёт компот вам слИвовый,
И сок полезен очень грУшевый,
А утро начинать с зарядки, с душа вам.
Не обязательно уметь петь арии,
Важнее толк в хозяйстве знать и кулинАрии,
Здоровье сохранить, природой данное, –
Вот для невесты лучшее придАное.
Когда здоровая в семье есть атмосфера,
Не будут дети в жизни совершать афЕры.
А этот щёголь, весь экзальтирОванный,
Билет в вагон всё просит в пломбирОванный,
Морскими он ветрами не просОленный,
Ухоженный, нарядный он и хОленый.
Друзья с ним рядом — тоже франты,
Красуются на шее бАнты,
Другие двое держат арфу,
В похожие одеты шАрфы,
И бледные, как будто бы без крови,
От холода их не спасёт пулОвер,
Их с детства надо было закалять,
Не кутать, не жалеть, не баловАть.
Всем лучше в путешествие отправиться,
Чтоб за компьютером нам не заржАвиться.
Не поселиться чтобы в джунглях нам,
Арендовать нам лучше бУнгало,
Зажечь костёр в лесу непросто,
Поможет в этом нам берЁста,
И пусть с друзьями трудно нам было,
Но мы поймали в море кАмбалу.
Узнать мы можем в Википедии
О медицине, ортопЕдии.
Хотят нас западные люди
К покорной зависти принУдить,
Чтоб было нам за Родину обидно
И сытой жизни их завИдно,
Враги пытаются начАть
Своим оружием бряцАть.
Приснится наша сборная со знаменем –
Вот это неплохое будет знАмение!
Уважаемый Анатолий, с удовольствием побывала на Вашем уроке орфоэпии! Увы! Культура и чистота языка в наше время становятся роскошью.
И чтоб себя не баловАть
Урок мы выучим на пять.
Уважаемый Анатолий, с удовольствием побывала на Вашем уроке орфоэпии! Увы! Культура и чистота языка в наше время становятся роскошью.
И, чтоб себя не баловАть,
Урок мы выучим на пять.
Большое спасибо, Семилана!
Вы абсолютно правы, Максим. Не все молодые литераторы безграмотны, да и не о них шла речь в статье. В ней говорилось об общем падении грамотности и полном отсутствии внимания к тому. что пишут в прессе и говорят по ТВ. Прислушайтесь к дикторам и обозревателям ТВ: большинство из них говорит торопливо. глотая слова и стремясь поскорее выпалить заданный текст. А это попросту невежливо по отношению к зрителям. Но понятно: время на ТВ ограничено — за что заплатили, то и получили.
К сожалению (или к счастью?), ни Крамор. ни Шапошникову не читала, но давно замечено, что на всякие важные конкурсы стройными рядами ползут бездари-непрофессионалы. Им нужны слава и почёт! А самодостаточным и уважающим своё творчество авторам эти игрища самолюбия ни к чему.
Что касается толщины выпускаемых книжек, так ведь это, как вы правильно отметили, зависит и от толщины кошелька. Но часто такие тоненькие книжицы много ярче и талантливее. чем толстенный том белиберды очередного графомана.
Что касается меня, то обещаю подарить Вам свою новую книжку, она толстенькая и называется «Сколько стоит кукушка» На днях она выйдет из типографии Сорокина. . Читайте на здоровье и критикуйте, у вас здорово пошло это направление творчества.
Успехов всем авторам «Родного слова»!!!
Прошу прощения у читателей моего комментария: старенькая клавиатура моего компьютера часто вместо запятых ставит точки. Пора её менять. но не на что купить новую.)))
Сейчас редкий диктор, да и любой выступающий по телевидению человек не пользуется «суфлёром». Это не трудно определить, когда видишь, что выступающий смотрит не в объектив камеры, а куда-то в сторону, бодро и без запинки произнося текст своего выступления.
Но даже наш ВВП, когда он не имеет возможности воспользоваться «суфлером», или «шпаргалками», частенько допускает речевые ляпсусы. Так что, не одна лишь молодежь грешит слабыми познаниями великого и могучего русского языка.
Потому что институт дикторов радио и телевидения устранили, его теперь даже как понятия не существует. Негде их готовить массово и на должном уровне, как это делали в СССР. Остались только отдельные специалисты и методики. На юридическом и других факультетах Риторику, Культуру речи и Русский язык свели к формальности, так и живём. Наш В.В.,правда, учился давно. Тогда дела обстояли лучше. Просто некогда ему было, наверное, знания в этой области повышать, но ему бы делать, а другие пусть говорят красиво…
— Надоело! Поучают, поучают!
Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем …
— Поучайте лучше ваших паучат!