Рафаэль Басыров. О проблемах современной литературы и не только

ПУБЛИЦИСТИКА

РАФАЭЛЬ БАСЫРОВ

О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НЕ ТОЛЬКО

Мысли вслух

Литература уходит. Литература не нужна. Люди перестают читать…

Как часто в последнее время приходится слышать сетования на то, что литература переживает кризис, что высокохудожественные произведения не востребованы и замещаются суррогатным «ширпотребом».

Да, это реальность нашего времени. Но дело здесь не в литературе как таковой, а в особенностях исторического времени, в котором оказалась наша цивилизация вообще, и Россия в частности.

Литература – это «двигатель культуры». На литературе держатся театр, кинематограф (важнейшее из искусств), эстрада. В изобразительном искусстве есть целый жанр — «книжные иллюстрации». Композиторы также часто обращаются к литературе, создавая порой шедевры (вспомните хотя бы музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» или Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»). Кроме того, литература – хранительница языка, а язык – это носитель культуры.

Следовательно, «уходит» не только литература – мы лишаемся культуры как таковой. Она вытесняется примитивными формами самовыражения, суррогатными ценностями в искусстве, деструктивными тенденциями в понимании морали. На смену высокой культуре, основанной на лучших традициях, приходит культура примитивная, не требующая усилий в её понимании. И вот, по всем направлениям существования цивилизации мы видим засилье лжекультуры, лженауки, лжеморали…

О чём это говорит? Прежде всего о том, что человечество вступило в новую фазу своего развития – в фазу демонтажа традиционных ценностей (культурных, духовно-нравственных, научных) и создания ориентиров для новой эпохи существования социума – эпохи торжества либерально-потребительского мироустройства на основе интересов наднациональных денежных мешков. Культура здесь не просто не нужна — она противопоказана! Равно, как и духовность. «Быдлом» легче управлять. «Варваров» можно убедить в истинности любой, даже самой нелепой лжи. Новое мироустройство, основанное на алчности и претензиях на мировое господство финансового олигархата, нуждается в опоре – массе тупых и бескультурных «свободных» индивидуумов, легко зомбируемых через «карманные» СМИ.

Вот только новая фаза цивилизации в том виде, в котором она «набирает обороты» в современном мире, ведёт человечество в тупик. Духовная деградация — вот главная угроза человечеству! Можно пережить крах мировой экономики, можно успешно бороться с международным терроризмом, но если смысл существования человека будет только в потреблении, а не в творчестве и созидании, если свобода будет ценностью, а не инструментом, то цивилизация самоликвидируется и без терроризма!

Итак, можно сделать предварительный вывод: литература сегодня не востребована не потому, что имеет какие-то проблемы внутри себя (творческий кризис, нехватка сюжетов, отставание от интересов читателя и т. д.). Литература стала барьером на пути интересов мира потребительства.

И не только литература, но и наука, и мораль! Единое общемировое государство, которое создаётся в «цивилизованном» мире под знамёнами либеральной идеологии, не потерпит сомнений в истинности рекламных роликов, политических мнений, лженаучных теорий, призванных превратить население в стадо тупых потребителей, покупающих ненужные товары, и оплачивающих неуместные услуги ради обогащения финансовых олигархов.

Культура стала помехой в создании общества потребления, с ней надо бороться. Делается это неявно, исподтишка, используя все возможные средства. В том числе – подрывая культуру изнутри.

И как здесь не вспомнить роман замечательного американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». То общество, которое там описано, строится сейчас на Земле. Конечно, книги пока не под запретом, и пожарные заняты своим делом — тушением пожаров, а не сжиганием книг. Но к этому мы идём. Культура и Просвещение постепенно уничтожаются, чтобы не мешать созданию Всемирной Империи Потребления! А уж потом, когда она будет создана, будут и костры из книг, и прочие «прелести», описанные в том романе.

Не случайно, для создания новой империи потребителей на знамёна подняты идеи свободы, а либералы, рассуждая о свободе, рассматривают её как дилемму: свобода – несвобода (рабство). Свобода – это прекрасно, несвобода – отвратительно. Отсюда – их логика: всё, что препятствует свободе, должно быть изжито, уничтожено, а любое проявление свободной мысли, слова, творчества должно приветствоваться. Вот только мир намного сложнее, и вопрос о свободе должен рассматриваться, как «трилемма»: несвобода – свобода – произвол!

Свобода превозносится либералами как абсолютная ценность, как цель. А ведь это инструмент. Как топор, например. В руках мастера он творит произведения искусства, а в руках варвара становится орудием убийства. Так и со свободой – человек просвещённый, культурный, обретя свободу, использует её для развития и для творчества, а непросвещённый – для деградации и разрушения.

В своей Нобелевской речи (1957г.), Альбер Камю сказал: «Оно [искусство] идёт узкой тропой, по обе стороны которой пропасти, именуемые фривольностью и пропагандой». Конечно, искусство должно развиваться, его нельзя насильно держать в узких рамках классики и пресекать любые шаги вправо-влево. Но и свобода в творчестве имеет смысл только тогда, когда идёт рука об руку с ответственностью. В противном случае, она превращается в произвол, последствия которого намного более ужасающие, чем тенденциозность «придворного» искусства.

Что, собственно, мы и видим за последние 30 лет. Российское искусство, избавившись от «цензуры КПСС», пошло не по пути развития, а по пути деградации.

Интернет даёт потрясающие возможности. Это кладезь информации. Да, в нём много «мусора», и каждый пользователь Интернета подобен Сталкеру, что бродит по «зоне» среди смертельных опасностей, выискивая то, что действительно имеет ценность. Но легко попасть туда, откуда нет выхода. И тут всё зависит от навыков и просвещённости. А если посмотреть на то, что делается в России (да и во всём мире) в плане воспитания населения через реформу образования, ЕГЭизацию и т.д., становятся понятными цели «власть имущих»: взрастить массу людей, способных не творить, а потреблять. То, что в основном потребляется «мусор» – это даже хорошо: на «мусоре» легче заработать!

Но главное – мы видим, что становление информационного пространства оказывает огромное влияние на культуру вообще, и литературу в частности.

Некоторое время назад разразился скандал, который напомнил мне исторический анекдот:

Английский суд рассматривает дело о разводе. Судья спрашивает у жены: «Почему вы подали на развод?» Та отвечает: «Видите ли, Ваша честь! Я люблю детективы. Я покупаю книгу, начинаю читать… А мой муж, пролистав последние страницы, пишет на обложке имя убийцы. Дальше читать становится неинтересно…» Суд удовлетворил просьбу женщины о разводе.

Итак, суть скандала. Некий известный блогер разместил у себя на странице список всех книг Дарьи Донцовой, указав против названия каждой имя убийцы. Естественно, что писательница возмутилась: после посещения страницы этого блогера читать её книги бессмысленно. Вся суть её «литературы» состоит именно в интриге.

Но настоящая литература – это не только лихо закрученный сюжет, интриги, держащие в напряжении, но и мысли автора, которые он вкладывает в уста своих героев, и язык, которым написано произведение. Книги высокой литературы не только читают, но и перечитывают, хотя заранее знают и сюжет, и интригу, и кульминацию, и развязку.

Ещё мысли вслух по поводу развития интернета. Удивительная метаморфоза может произойти с литературой благодаря «всемирной паутине».

Однажды, известному писателю Виктору Астафьеву, журналистка задала вопрос:

— Почему вы пишете?

Она надеялась получить ответ, что-то вроде: «потому, что мне есть, что сказать своим читателям», или «я хочу воспитать в читателях чувство гордости за этот мир…». Но писатель ответил:

— Потому, что я хочу есть. Я не умею водить трактор, не умею класть кирпичи, не умею работать на станках. Но я умею писать, и этим зарабатываю себе на хлеб.

Интернет меняет взаимоотношение писателя и творчества. Если раньше произведения «кормили» автора, то теперь, в век интернета, тратить деньги на то, чтобы «что-то почитать» (купить книгу в магазине) совершенно не обязательно. В интернете можно скачать множество произведений, находящихся в свободном доступе. А кто выкладывает свои произведения на таких сайтах? Те, для кого главное — творчество и самовыражение, а не авторские гонорары. При этом их художественная ценность порой намного выше, чем у авторов продаваемой за деньги, но «унитазной» литературы.

Новые технологии существенно облегчают творческий процесс. Работать в программе Word намного легче, чем на пишущей машинке. Словарь синонимов есть в интернете, причём – автоматический (не надо листать страницы, выискивая нужное слово). А если нужна точная цитата, авторство какого-либо выражения или ещё какая-то информация — не надо ждать открытия библиотеки и копаться в книгах — всё есть в интернете.

И читателей авторы тоже находят в интернете. Выкладывают свои произведения на порталах «Проза. ру», «Стихи. ру», «Изба-читальня», дают ссылки на своих страницах в «Одноклассниках», «Фейсбуке», «ВКонтакте» и т.п., и вот уже у них читатели не только из их города, но и из других регионов, и даже – других стран. Конечно, ни мировой, ни даже всероссийской популярности они не имеют, но для них это не главное. Им главное – творить!

На сайте «Проза ру.» уже опубликовано около 7 миллионов произведений от пятисот с лишним зарегистрированных авторов. Ознакомиться со всеми ними просто нереально. Даже если прочитывать в день по сто произведений, потребуется почти двести лет! Конечно, далеко не все «опусы» представляют художественный интерес, но при случае можно наткнуться и на вполне зрелые произведения.

И возникает ситуация, при которой те литераторы, что пишут «на потребу публике», ради денег, отсеиваются, и остаются те, кто «не может не писать».

Уходит ли литература? Действительно ли она не нужна, если люди перестают читать? Но это свидетельствует о том, что человечество деградирует духовно и культурно.

В мире, где любая деятельность оценивается только с точки зрения прибыли, литература перестаёт быть воспитателем нового поколения на основе высоких нравственных, научных и культурных ценностей. Теперь её задача – приносить прибыль (авторам, издателям, книготорговцам). А для этого писателю надо писать «на потребу публике».

То, что от такого, с позволения сказать, «творчества», общество деградирует – торгашам от культуры наплевать — были бы денежки. Но такое отношение к литературе, в конечном итоге, похоронит и литературу, и культуру, и саму цивилизацию как высокоразвитое в духовном и культурном отношении сообщество людей. Чем больше «быдла», тем больше прибыли у торгашей. Как тут не вспоминать свинью из басни И.А. Крылова «Свинья и дуб»: «Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею…».

И в заключение. История знает периоды и расцвета, и упадка культуры. В раннем средневековье было не до литературы – подавляющее большинство населения Европы было неграмотным. Даже короли вместо подписи ставили печать – ни читать, ни писать они не умели. Конечно, литература тогда не исчезла совсем – она существовала в устном народном фольклоре, в произведениях для узкого круга читателей – рыцарей, монахов и т.д. Но потом пришла эпоха Возрождения, потом – Просвещения, и вот, литература стала основой просвещённого общества.

То, что сейчас происходит с культурой вообще, и литературой в частности, можно охарактеризовать, как временное засилье варварства, связанное с процессом перехода цивилизации от Старого Мира к Новому. Дальше будет период упадка культуры, который неизменно сменится новым Возрождением.

То, что литература становится уделом немногих, входящих в «касту избранных» — это явление, которое в будущем принесёт свои плоды. Цивилизация рано или поздно возродится и придёт новое возрождение культуры. И так же, как когда-то в раннем Средневековье монастыри сохранили культуру, письменность и научные знания, в предстоящие «тёмные века», эту задачу выполнит «каста избранных» — те, кто сохранит любовь к истинной литературе и настоящей культуре.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *