Обе части являются прямым продолжением шести фильмов «Рокки» о культовом персонаже, роль которого блистательно исполняет Сильвестр Сталлоне. Только в «Кридах» Рокки Бальбоа отступает на второй план, примеряя роль мудрого и опытного наставника. В центре сюжета находится сын Аполло Крида Адонис Джонсон (его убедительно играет Майкл Б. Джордан) и его отношения с беременной женой Бианкой (Тесса Томпсон). Адонис намеревается перемахнуть на другой уровень семейной жизни, сделав предложение Бианке. Однако на пути появляется загадочный Бадди Марсель и грязными уловками сводит Адониса с сыном Ивана Драго – немногословным, угрюмым Виктором, крайне топорно сыгранным Флореном Мунтяну. Хронологически картина связана с оригинальным «Кридом» и с «Рокки – 4». Именно родство с последним делает ленту значительно богаче, чем первый «Крид».
Вспомним: в четвёртом «Рокки» на ринге погибает Аполло Крид. Его жизнь забирает советский боксер Иван Драго с тем, чтобы в свою очередь разобраться с Рокки. Согласитесь, расстановка сил и глубина проблемы другие. Ведь Адонису нужно не столько выйти в ринг, чтобы отомстить за отца, сколько утвердиться в лице общественности, доказать, что он не призрачная тень Аполло, а его продолжение. Рокки боится, что его подопечный будет убит на ринге и повторит судьбу отца. Он корит себя, что не прервал бой, когда Аполло хладнокровно убивал на ринге Иван Драго. Всегоз-то и требовалось – выбросить полотенце, но Аполло умолял не прекращать схватку, надеясь перевернуть её ход. Воспоминания об этой ошибке до сих пор не дают герою Сильвестра Сталлоне покоя, и он, не в силах переубедить ученика не участвовать в схватке, отворачивается от него. Но Адонис настроен решительно, он срочно подыскивает нового тренера и начинает готовиться к бою. Он не внимает убеждениям Рокки, что тот, кому нечего терять, больше всего опасен. А Виктор предстает перед зрителями именно таким – суровым украинским парнем, озлобленным, немногословным, как и отец. Есть от чего замкнуться – семья Драго расколота. Их бросила мать, предали друзья, и теперь они уединённо живут в каком-то бараке, перебиваясь случайной работой. Отец внушает сыну, что они должны отомстить за то, что всё потеряли после поражения в схватке с Рокки Бальбоа. Он вызывает у отпрыска ненависть к ученику Рокки и убеждает в том, что настал черед сыновей продолжать отцовское дело. И тут становится интересно посмотреть не только на противостояние двух атлетов, но и на противостояние психологии. А поскольку лента неразрывно связана с «Рокки – 4» – хорошим, но глупым, по мнению большинства критиков, боевиком, диву даёшься, зачем понадобилось режиссеру картины Стивену Кейплу-младшему снова подчёркивать ненависть запада к матушке-России. Режиссёр сначала показывает постсоветское пространство, серый, погружённый в уныние Киев. Виктора Драго, вкалывающего грузчиком за двоих и его эффектные бои в местных клубах. А потом почти сразу один из российских залов – в кадре крупным планом маячит наш флаг, что недвусмысленно намекает на соответствующую идеологическую подоплёку. «Мы ведём войну не с Украиной, но против современной России» – примерно такой посыл ощущается при просмотре если не всей картины, то её отдельных моментов.
Стоит отметить, что идеологические аспекты времен холодной войны обладали весьма пагубным эффектом, они разлагали многие сферы, призванные скреплять «дружбой, равенством, братством» международное партнерство. Спортсмены-профессионалы считали честью сразиться с мастером другой страны. Что плохого в том, чтобы отстоять свой флаг, а заодно перенять полезный опыт? «Ничего», – скажите вы. Вот и спортсмены тех времен считали так же. Спорт – это было святое. Но кто-то там наверху полагал иначе. Холодная война перековала мечи на орала и через средства массовой информации полетели копья в сторону нашей земли. И каждое копьё – это колкое замечание, бесправное действие или закон, призванный распатронить каждого русского и втоптать его в грязь.
В 1985 году, сразу после выхода «Рокки – 4» запрещали к показу в СССР, но его всё равно тайно крутили в подпольных залах. Картина вызвала массу негодования. Многие советские граждане сходились во мнении, что в ней нет ни слова правды о Советском Союзе. Художественная лента вышла на пике американской ненависти и страха перед СССР, и это навсегда выделило её из славного ряда подвигов сверхстойкого боксера. Сейчас, спустя более тридцати лет, запрет на прокат ленты вызывает улыбку, но логику того решения проследить легко. Настораживает только, что в восприятии нашей страны американцами не сильно что-либо изменилось. Россию душат санкциями и обливают грязью. Колоссальные ресурсы тратятся на высмеивание образа русского человека – неряшливого, вечно пьяного и без царя в голове. Тут не надо иметь учёную степень, чтобы понять – идёт новый виток холодной войны. И спорт в нём играет далеко не самую последнюю роль.
А что же Сталлоне? Неужели он – жалкая пешка в чьей-то большой и серьёзной игре? Доподлинно ничего об этом не известно. Только лишь то, что он заслуженно собрал свой «урожай» за четвёртого «Рокки», но в жертву политике, увы, оказался принесен спорт – фактический синоним имени Рокки. Перечислять всю ту ересь, которой окружили нашу страну на экране, – непозволительная роскошь. Да и не о том фильме речь. Главное, что нужно отметить, – в финале картины Сильвестр Сталлоне не зарвался в своей внезапно прорезавшейся ненависти к России, и благодаря этому «Рокки – 4» можно считать не более чем напоминанием о холодной войне. А вот нынешнее противостояние Рокки Бальбоа и Ивана Драго, к роли которого спустя 30 лет вернулся Дольф Лундгрен, так и напрашивается в списки фильмов, разжигающих войну между Россией и Западом. Мне почему-то кажется, что такие картины следует запрещать, они разлагают нашего кинозрителя. Тем более, если речь идёт о юных неокрепших умах, в которые в последнее время стараются вложить побольше комиксов Марвел и Гарри Поттера.
Отдавая Стивену Кейплу-младшему должное, нельзя не заметить, что фильм у него несмотря на политическую подоплёку получился добротный, глубокий и где-то даже мудрый. Он держит в напряжении два с лишним часа. Чего только стоит речь Ивана, который заявляется в ресторан Рокки Бальбоа и выплёскивает всё, что у него накипело в душе… Страсти так и кипят! А затем появляется его сынок, и кажется – всё, погрома в ресторане не избежать. Но Иван получает ответный удар в виде честных и взвешенных замечаний и чувствует, что его бывший противник не боится. И потому уходит, не хлопнув дверью и ничего не разбив. Хотя, сказать по правде, чего-то такого ожидаешь. Подобные моменты ещё будут в картине и они явно указывают на стремление режиссера избежать линейности.
На протяжении всего экранного времени нас потчуют тернистым путём чемпиона. Рокки переживает кризис пенсионного возраста, чувство ненужности и разрыв отношений с сыном, которого он кое-как пытается заменить Адонисом. Сильвестру Сталлоне не особо идут такие роли. Ему больше к лицу штурмовая винтовка и джунгли в качестве оформления. А вот Майкл Б. Джордан в свою роль вжился так, что за уши не оттянешь. Жаль только, что сценарист пожалел для него хороших диалогов, отдав всю мудрость жизни Сталлоне, который, как и полагается наставнику, даёт дельные советы боксёру в трудные минуты жизни. Зато режиссеру удаётся тонко передать внутреннюю борьбу Крида. Он показывает суровую школу Ивана и то, как тот держит в узде сына, описывает чувства старика Бальбоа, особенно сентиментального в свои семьдесят лет.
Поклонники вышедшего три года назад «Крида» могут не волноваться: сиквел –добротная спортивная драма. В ней есть все необходимые элементы – и боксерские поединки, и размеренные разговоры о семейных ценностях. Фанаты оригинальной серии «Рокки» тоже не останутся разочарованными: сценаристы реанимировали не только Ивана Драго, но и его супругу Людмилу. Фильм хорош для юношеской аудитории. Будет интересен любителям бокса. «Это мое последнее родео, – говорит Сильвестр Сталлоне в коротком видео, снятом во время работы над «Кридом – 2». – В принципе, меня устраивал и финал 2006-го. Но я рад, что появилась возможность вернуться и рассказать историю Рокки Бальбоа новому поколению. Теперь же я передаю эстафету Майклу Б. Джордану». Другими словами, если франшиза продолжится, то уже без Сильвестра Сталлоне. Впрочем, если проекту действительно захочется выжить, ему не обойтись без основательной перезагрузки. Трудно представить, что из себя будет представлять «Крид – 3», но хочется надеяться, что в нём не будет ни капли русофобских замашек, и новый виток холодной войны не задушит и без того уставших от информационных войн кинозрителей.