КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЕВ
(1823-1896)
ДИНА НЕМИРОВСКАЯ
ДОМБРУ ОН ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ
Литературоведам будущего предстоит разобраться, отчего в Астраханском крае в самое плодотворное время, в пушкинскую эпоху, особо богатую на талантливых лириков, была поэтическая «засуха».
Однако было бы ошибочным утверждать, что это время не подарило нашей области ни единого общественно значимого поэта.
Как раз в эти годы здесь жил и творил Курмангазы Сагырбаев (1823-1896) — автор пьес для домбры и народный музыкант, певец пламенных текстов протеста, композитор, который оказал неоценимое влияние на развитие казахской народной поэзии и национальной музыкальной культуры. Курмангазы в народе называют «отцом кюев» (куй атасы), тем самым подчеркивая исключительную роль его творчества в истории национальной музыкальной культуры и поэзии. Стержневые мотивы в его творчестве — освобождение народа и свобода личности.
Курмангазы Сагырбаев прославился как автор инструментальных пьес для домбры (кюев), отличающихся образной выразительностью и совершенством форм.
Родился Курмангазы, монумент которого возвышается в центре Астрахани, где он гордо восседает на лихом скакуне и взирает издалека на Пречистенскую колокольню старинного Кремля, в урочище Жидели в Букеевской Орде. Ныне это — район Жанакала Западно-Казахстанской области. С раннего детства мальчик занимался игрой на домбре.
Памятник Курмангазы стал подарком правительства Республики Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Комплекс, представляющий собой скульптуру коня, на котором восседает певец с домброй в руках, выполнен из бронзы и достигает шести метров в высоту и метра в основании. Памятник установлен на трёхметровом постаменте, выполненном из куртинского гранита. Торжественное открытие скульптурного комплекса состоялось 13 декабря 2008 года.
Монумент расположен на пересечении улиц Советской и Калинина. Авторы памятника — известные в Казахстане скульпторы Едиге Рахмадиев и Токтарбек Рахиев. В Казахстане установлено около тридцати скульптур первого из них. Наиболее известная работа Рахмадиева — монумент независимости в Алма-Аты.
Казахстанская сторона взяла на себя обязанности по благоустройству территории, расположенной вокруг памятника. Ею были отреставрированы три здания, на фоне которых установили памятник.
Примечательно то, что многонациональность нашей Астрахани символизирует наличие рядом православной часовни и армянского сквера с главным символом григорианской веры – памятным знаком Хачкар неподалёку от монумента великого казахского домбриста, к подножию которого молодожёны возлагают свадебные букеты.
Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши.
Будучи подростком, в середине тридцатых годов девятнадцатого века Курмангазы Сагырбаев становится свидетелем крупных общественно-политических событий, происходящих в Западном Казахстане и связанных с народно-освободительным движением, кульминацией которого становится вооружённое восстание казахов Букеевской Орды под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и колониализма в 1836-1838 годах. Этому восстанию и были посвящены первые кюи Сагырбайулы.
В восемнадцать лет, став вполне зрелым музыкантом, Курмангазы решает покинуть родной аул. С этого времени начинается его самостоятельная профессиональная деятельность.
Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить вдали от родных мест.
За открытую критику богатеев народный бунтарь не раз подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, но никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска и Оренбурга. Имеются сведения, что ему приходилось сидеть и в тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает такие музыкальные произведения, как «Алатау» и «Сары-Арка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.
В 1862 году Курмангазы встречается со своим земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора оказывают заметное влияние друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» (Соловей) Курмангазы включил в свой репертуар.
В периоды скитаний по глубинным аулам, во время гонений, Курмангазы Сагырбайулы создаёт немало интересных музыкальных композиций, вошедших в копилку национальной культуры казахского народа.
Это кюи «Буктым, буктым» («Сгибался да сгибался»), посвящённый случаю, когда Курмангазы из-под охраны солдат удалось выкрасть жену с ребёнком, и «Кызыл кайын» («Красная берёза»), передающий настроение человека, достигшего цели и обретшего желанную свободу.
— «Кызыл кайын» — это кюй о берёзе, — говорил Курмангазы своим друзьям, — приютившей меня среди своих ветвей и укрывшей от погони. Это – кюй о родной степи, о славных жигитах моего народа, которые раскрыли мне свои объятия и спасли от чёрной смерти».
Обладая крутым, непокорным бунтарским нравом, Курмангазы острым языком обличал богачей, притеснителей народа, говоря правду в глаза старшинам и чиновникам. За это он и подвергался нескончаемым преследованиям.
Ни тюрьмы, ни прочие невзгоды не сломили духа композитора и поэта, а наоборот, закалили его. Он с удвоенной энергией продолжал борьбу против произвола и неравенства в казахской степи. И всякий раз, когда представлялась такая возможность, Курмангазы бичевал своих врагов. Бичевал бессмертным оружием поэзии и музыки.
К подобным творениям стоит отнести кюй «Акбай», создание которого связано с именем волостного старшины Аубекера Акбаева. Это произведение – настоящий бунт против притеснений и жестокости степных воротил.
Кюй «Акбай» отличается большой содержательностью, богатством разнообразных музыкальных образов. На фоне тяжёлой, печальной поступи слышен горячий призыв к новой борьбе.
Но судьба не миловала Курмангазы. Его всю жизнь терзала бедность. Порой ему нечем было угощать приехавших к нему друзей, и нередко приходилось провожать их, даже не напоив чаем, не говоря уже о бесбармаке.
Однажды заболел Кази, любимый сын кюйши. Когда мальчик выздоровел, ему понадобился бульон из свежей баранины. Но мяса в доме не было.
Курмангазы очень тяжело переживал тот случай. В глубоком отчаянии сочинил он песню, распространившуюся затем в народе под названием «Кази-жан»:
Моё грозное имя известно в округе,
Люди-зайцы бегут от меня в перепуге.
Только бедность замучила Курмангазы,
Нечем даже попотчевать доброго друга.
Не склонил головы я пред баем и ханом,
Подо мною горячий был конь, и как странно:
Вдруг свалила сынка распроклятая хворь, —
Корки хлеба не смог я добыть Кази-жану.
Но покуда живу, буду биться и петь я,
Ведь не вечно, друзья, будем жить мы на свете.
Моё счастье никто не сумеет отнять,
Мои слово и песня останутся детям.
И орла на лету моя пуля сбивала,
Дома сидяжигиту скорбеть не пристало.
Был свиреп и могуч я, как дикий кабан,
От меня ещё ханы поплачут немало.
Многочисленные враги творца не могли мириться с тем, что тот разъезжал по аулам и своим творчеством мутил людей, восстанавливая тех против существующих в степи порядков. Над головой Курмангазы то и дело сгущались грозные тучи. Совершая дерзкие побеги из тюремных застенков, великий кюйши вновь оказывался на свободе.
В 1880 году гонимый и преследуемый Курмангазы поселился в местечке Сахма под Астраханью. Бывший в большом почёте среди местных жителей, он воспитал своих наследников: Мамена, Кокбалу, Дину Нурпеисову, Ергали Ещанова. Другие домбристы того времени также считали Курмангазы своим наставником.
Умудрённый опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, Сагырбаев был похоронен с почестями в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. Позже прах великого кюйши, национального героя казахского народа, был с почётом перенесён в Мавзолей.
Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий.
Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал:
«Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…».
Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
Вершиной творчества Сагырбаева является кюй «Сары-Арка» («Широкая степь»), наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи.
Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора.
Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.
В своих кюях Курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своего времени. В звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. Знаменитые кюи «Сарыарка», «Адай», «Серпер», «Кiшкентай» и другие являются бесценным духовным наследием. В этих произведениях нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народных празднеств.
Одним из наиболее ярких произведений Курмангазы является кюй «Кишкентай» («Меньшой»). По мнению учеников и последователей великого кюйши, этот кюй посвящен восстанию Исатая Тайманова. Считая себя младшим братом Исатая, Курмангазы создал композицию, в которой «мотивы глубокого эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы. В конце кюя снова проходит тема суровой скорби и кюй завершается как бы трагическим реквиемом павшему батыру».
На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческих чувств — любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа.
Певец и композитор, даже в тюремной камере не выпускавший из рук домбры, своим искусством обличал продажного приспешника царской власти волостного правителя Акбаева в жестокости и произволе. Опера идёт на казахском языке, но даже те, кто не знает его, легко угадывают сюжетную линию. Особо блестяще актёры из Казахстана исполняют сцены свидания в тюрьме Курмангазы и его любимой Ауес, а также народного ликования в момент освобождения героя, сопровождаемого песнью свободы и любви.
Интересно, что «среди потомков предводителя казахского восстания Исатая Тайманова шестеро имеют высшее инженерное и среднее специальное образование, трудятся в образовательных учреждениях, бизнесе, строительстве дорог…», — пишет потомок народного героя Тайманова, доктор технологических наук, профессор Астраханского технического университета Марфуга Мукатова.
Имя Курмангазы Сагырбаева дорого нам прежде всего тем, что в нём сочеталось слово и дело. Он был и великим кюйшистом – поэтом и музыкантом, композитором, и национальным героем. Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению своего народа он участвовал лично.
“В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, полет мысли к возвышенному. Таково имя классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка, человека-бунтаря Курмангазы Сагырбаева. Мы не только слушаем, затаив дыхание, его прекрасные кюи, но мы горячо и страстно любим его самого. Наша привязанность и любовь к нему – это что-то совершенно особенное”, — так определил своё состояние души автор книги “Чародей” Хайдар Ирмуратов, народный учитель из Володарского района, когда писал замечательную повесть о легендарном Курмангазы.
Хайдар Дюсемалиевич Ирмуратов работал заведующим Марфинским районным отделом народного образования. Запомнился его облик: высокий, стройный, черты лица классически строгие, взгляд внимательный и добрый. Он и внешне чем-то неуловимо походил на своего героя Курмангазы, если судить по словам тех, кто помнит Хайдара Ирмуратова.
Книга Хайдара Ирмуратова «Чародей» была впервые выпущена издательством «Жалын» в Алма-ате в 1976 году, а в 2010 году переиздана по инициативе Астраханского общества казахской культуры и языка «Жолдастык».
В посёлке Володарский одна из улиц названа именем Х.Д. Ирмуратова, известного в народе не только в качестве писателя, автора четырёх книг — “На земле народа-брата”, “Октябрь в ауле”, “Край, озарённый Октябрём”, художественной повести “Чародей”, но и как гуманиста, человека несгибаемой воли, патриота. Хайдар Ирмуратотов активно участвовал в становлении советской власти, открывал школы в сёлах, учительствовал и руководил отделом народного образования в районе. В тяжёлые военные и не менее трудные послевоенные годы Хайдар Дисемалиевич был председателем райисполкома. Он не раз был оклеветан недругами и дважды сидел в тюрьме, но не сломался, нашёл силы реабилитироваться и восстановить своё доброе имя.
Благодаря писателю, мы словно переносимся в далёкие теперь времена, где «…средь просторов Букеевской степи раскинулись песчаные барханы Нарым-кумов издревле кочевал один из многочисленных казахских родов – род Бейбакты».
Судьбой бедных родичей жестоко распоряжался в те времена знатный бай этого рода Аубекер Акбаев, бывший также и волостным старостой.
В долинах урочища Барша-кум, расположенных мех песчаных холмов, обильно произрастала трава. Бай Аубекер, владевший огромными стадами верблюдов и лошадей, пользовался самыми сочными пастбищами. Своих родичей превратил он в послушных работников, обслуживающих его большое хозяйство и расплачивающихся за это кровью, потом, слезами и страданиями…».
Курмангазы Сагырбаев, старший сын бедняцкой семьи, получил имя в честь священного для мусульман праздника Курбан-Байрам. Табунщик Смет, сам того не подозревая, стал наречённым отцом будущего кюйши. Родители Курмангазы, Сагырбай и Алка, спустя год произвели на свет второго сына – Байгазы. Следом в семье появилась дочурка Зейнап.
Дети не болели и росли здоровыми. Одетые в старенькие рубашонки до пупа и рваное платьице, возились они на полу, играя в незатейливые детские игры.
Имя Курмангазы постепенно приобретало популярность. Люди прославляли его и как непревзойдённого домбриста, и как сильного палуана, и как меткого стрелка. Когда они приглашали Сагырбайулы на праздничные увеселения, тот не отказывал им, считаясь с любыми желаниями простых людей. Особое уважение оказывал ему и правитель Торемурат.
Недолюбливали Курмангазы только те, кто находился в окружении правителя, в его личной свите. На любой успех кюйши смотрели они с завистью и досадой.
Жилось музыканту весьма непросто. Вот отрывок из повести Хайдара Ирмуратова, наглядно показывающий то, каково приходилось великому сыну казахского народа, какие незаслуженные обиды доводилось терпеть ему:
«Первым, кто проникся особой неприязнью к Курмангазы, был Балбай. Он и его единомышленники собираются, чтобы опорочить доброе имя Кюйши и изгнать чужака из своей среды. С этой целью задумываются унизить его публично самыми оскорбительными словами, сказать ему, что он бездомный бродяга, живущий здесь ради куска хлеба.
А для жигита, дорожащего своим достоинством, слышать, что он хуже бродячей собаки, — самое тяжёлое оскорбление. Сочинив оскорбительную песню, недруги кюйши уговаривают простоватую и наивную девушку Шокен спеть её на вечере. Девушка, поверив им, даёт своё согласие.
Для этого случая Балбай справил большой праздничный вечер. На нём присутствовали и взрослые, и молодёжь. Был на вечере и Курмангазы. Он веселил всех, шутил, играл на домбре, не подозревая, что друзья собрались сыграть с ним злую шутку.
Вечер был в разгаре, когда начали по очереди распевать шуточные, хвалебные и сатирические песни. Спеть захотела и девушка Шокен. Раньше она на вечерах не выступала с песней, а теперь вдруг задумала петь,поэтому все взглянули на неё с ожиданием чего-то особенного.
Где стояла бая юрта, нынче колья тут.
У лисы содрали шкуру – косточки гниют.
Ходишь ты, как пёс бездомный, от двора
к двору,
За еду бренчишь на домбре на чужом пиру.
Хоть зовёшься и домбристом, мелок ты душой.
За сурпы бараньей миски славишь род чужой.
Может быть, совсем некстати дерзкие слова,
Только совесть ты утратил, есть ли голова? –
запела Шокен.
В юрте зашумели. Кто-то крикнул:
— Довольно! Зачем зря наговаривать на человека?
Многие из присутствующих на вечере были возмущены оскорблением уважаемого домбриста.
Курмангазы понял, что Шокен пела не свою, а чужую песню, и что песня эта исходит от Балбая и его единомышленников. Являясь не только хорошим домбристом, но и неплохим певцом, он, когда было нужно, умел и сам сочинять стихи. И сейчас, чтобы не остаться в долгу, обычно спокойный и сдержанный Курмангазы запел в ответ экспромтом высоким, гневным голосом:
Лентяй и трус протёр в кунацкой пол,
Жигит летает всюду, как орёл.
Всю степь объездив, прибыл я сюда
Не потому, что здесь вкусна еда.
Во всех краях я свой народ пою,
Везде казахи славят песнь мою.
По всей степи звенит моя домбра,
Как вестница веселья и добра.
Скажи мне, черноглазая, скажи,
Кто чёрные слова в уста вложил?
Кто с дерзостью на гостя посягнул,
Позорит и свой род, и свой аул.
Курмангазы был глубоко оскорблён и унижен. Он не стал дожидаться конца вечера и собрался уходить. Несколько человек, возмущённые клеветой на Курмангазы, накинулись на девушку.
— Не ругайте её! Она ведь пела с чужого голоса и не виновата, — сказал им Курмангазы и, поднявшись, вышел из юрты».
В аулах Курмангазы вызывал всеобщее восхищение как отличный домбрист и храбрый жигит. Но Балбай и его приспешники распускали о Курмангазы самые неблаговидные слухи.
Ослеплённый завистью и ревностью Балбай говорил, что Курмангазы – ограниченный домбрист-подражатель, лишённый творческого дара.
Подобные толки и сплетни больно отзывались в душе доверчивого творца. Первое время он не обращал внимания на злословие и клевету. Но потом понял, что завистники собираются нанести ему удар исподтишка.
Находясь на чужбине, кюйши сильно тосковал по родному краю. Его тянуло увидеть пески Нарына, холмы и долины близких с детства просторов.
Под впечатлением состязания с девушкой Шокен и тоски по родной стороне Курмангазы была создана песня «Аш боре» («Голодный волк»). В ней он с горечью сравнивал собственные скитания с бегством преследуемого зверя.
Песня эта родилась из глубины его сердца и впитала в себя боль и тоску исстрадавшейся души:
Волк хотел овцу зарезать,
да в капкан попался,
Я, как тот голодный волк,
по чужбине шлялся.
Как напуганный сайгак,
потерявший стаю,
Я метался по степи,
устали не зная.
Но вернусь я в свой аул
поклониться роду.
Я скажу:
готов служить моему народу.
И обиды я знавал,
с недругом встречался.
Но ни разу верный конь
от врага не мчался.
Попадал я на скаку
в быстрого сайгака,
Не промажу по врагу,
если будет драка.
Чья жена на свет родит
храброго джигита,
Чтоб со мною он пошёл
на врага открыто?..
Именем Курмангазы названы Алматинская государственная консерватория, Академический оркестр казахских народных инструментов и улицы многих городов Казахстана.
В Астрахани одна из улиц также носит славное имя Курмангазы Сагырбаева. В 2005 году в селе Алтынжар Астраханской области неподалёку от мавзолея Курмангазы состоялось открытие Межгосударственного культурного центра имени Курмангазы Сагырбаева.
В одном из стилизованных под юрту зданий находит своё новое воплощение музей, который носит его славное имя, а мавзолей, установленный в 1996 году на месте могилы, где покоятся останки великого казахского деятеля культуры, становится местом паломничества, святыней общенационального значения и символом нерушимой дружбы русского и казахского народов.
Сегодня на склоне перед мавзолеем Курмангазы Сагырбаева в Алтынжаре зеленеют деревья, посаженные руками Никиты Сеитовича Искакова, почетного председателя общества «Жолдастык», главы Фонда развития казахской культуры и других достойных сыновей и дочерей казахского народа современности.
В музыкальной культуре современности первым поднял на щит имя Сагырбаева советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР, академик АН Казахской ССР Ахмед Жубанов (1906 – 1968). Он был первым руководителем оркестра народных инструментов Алматы.
Такие произведения Жубанова, как «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами казахской народной музыки. Его труды давно стали необходимым источником и для литературной работы. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.
По меткому выражению Ахмета Куановича, «Курмангазы был художни¬ком современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права и не склонившего головы перед испытаниями, таким, каким был в поэзии великий Абай» («Струны столетий»).
И действительно, Курмангазы, пройдя тяжёлый жизненный путь казаха-бедняка, не смирился со своим бесправным положением и оставался певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права.
Так в тёмные годы царского угнетения, в годы гонения, преследования и ареста местными властями, композитор Сагырбаев ни на минуту не оставлял свою любимую домб¬ру, не переставал сочинять кюи.
В трудные минуты прощания с родными, в застенках тюремных камер, в дни побега и в дни отчаяния, в часы тревоги и гнёта родились и быстро разнеслись по казахской степи кюи Курмангазы «Кайран шешем» («О, моя мать»), «Лаушкеи» («Лавочкин»), «Аман бол, шешем, аман бол» («До свидания, мама, до свидания»), «Турмеден кашкан» («Бегство из тюрьмы»), «Ксен ашкан» («Освобождение из цепей»), «Арба соккан» («Тряска телеги»), «Бозшолак» («Сивый куцый»), «Терезсден, есиктен» («Ни из окна, ни из дверей»), «Перауски марш» («Перовский марш»), «Ак-бай», «Ертен кетем» («Завтра убегу») и другие.
Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора.
Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана и России.
Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем.
Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение в живом исполнении. В начале двадцатых годов прошедшего столетия к нотной записи кюев Курмангазы обратился А. Затаевич, а в тридцатые годы к ним подключились такие композиторы и фольклористы Казахстана, как Л. Хамиди, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский, и уже в наши дни – домбристы-фольклористы Т. Мергалиев, и К. Ахмедьяров.
В 1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи», составителем и музыкальным редактором которого был профессор А. К. Жубанов. В сборник вошел пятьдесят один кюй и подробные комментарии к каждому из них. Когда отмечалось 175-летие со дня рождения знаменитого народного композитора, издательство «Онер» подготовило второй сборник его кюев под названием «Сары-Арка», куда помимо ранее изданных вошли около двадцать кюев, записанных за последние годы.
Столетие Ахмета Куановича Жубанова — видного музыковеда, композитора и дирижера, народного артиста и академика вошло в календарь знаменательных дат ЮНЕСКО. По решению этой организации 2006 год был объявлен Годом Ахмета Жубанова, а 17 октября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоится торжественный вечер с участием ведущих мастеров искусств Казахстана. На родине юбиляра — в Актюбинской области — прошли торжества, на которые были приглашены близкие родственники Ахмета Жубанова, известные деятели культуры и искусства, именитые ученые, писатели, гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, а также из Кыргызстана и Узбекистана.
Музыкальное искусство Курмангазы Сагырбаева сегодня живёт и на астраханской земле. В Астрахани не раз гастролировал Казахский Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая, не раз звучала и опера Г. Жубановой «Курмангазы». На фоне тревожной музыки, символизирующей стремительный бег степных лошадей, юный повстанец Курмангазы, бежавший из Астраханской тюрьмы, взволнованно рассказывал соотечественникам о жестоком подавлении народного восстания, о гибели Исатая Тайманова и Махамбета.
В областной государственной филармонии регулярно проводятся концерты домбристов наших дней. Сольные выступления под названием «Золотая домбра» домбриста-виртуоза, лауреата международных, всероссийских и региональных конкурсов Бийсолтана Джамалова в городе и области проходят с большим успехом.
Однажды взяв в руки домбру, Бийсолтан Джамалов ещё не подозревал, что свяжет с ней свою судьбу, что станет она для него не только профессией и любимым инструментом, но и большим другом, которому он будет доверять все свои чувства и переживания, выражать с её помощью мысли и настроение.
Бийсолтан Джамалов — один из тех, кто сегодня продолжает школу Курмангазы Сагырбаева, и поэтому свой сольный концерт он открывает знаменитыми кюями Курмангазы — «Сары-Арка», «Торемурат», «Серпер», «Терис какла». Далее в концертах звучат произведения Ахмедьярова «Анама», «Куткенде», «Аманат», Оскенбаева «Победа»и произведения собственного сочинения Джамалова.
Домбра на таких вечерах звучит по-разному – лирично и темпераментно, мощно и проникновенно, рассказывает она зрителям о бескрайних казахских степях, о жизни кочевников, думах и чаяниях степного народа. В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьев, ликование птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. Мастерски владея всеми приёмами, талантливый музыкант показывает виртуозную игру на этом истинно народном инструменте, демонстрируя домбровую музыку во всём её многообразии.
Апофеозом концертов становятся выступления этнофольклорного ансамбля нового времени «Алтын орда» (Золотая орда), созданного Бийсолтаном Джамаловым. Участники проекта показывают великолепную игру на старинных национальных музыкальных инструментах: шын-кобыз, сазсырнай, кыл кобыз, бубен, дауллаз, которые сегодня незаслуженно забыты. Публике представляется уникальная возможность услышать и увидеть воочию продолжение дела великого Курмангазы, приобщиться к древней культуре кочевого казахского народа. Так не прерывается связь истории и современности казахского народа.
В сентябре 2015 года общество казахской культуры «Жолдастык» отметило своё двадцатипятилетие. Уже четверть века это славное содружество единомышленников занимается благородным делом развития культуры, традиций и обычаев казахов, проживающих в Астраханской области. Его создателей объединяет любовь к родной земле, истории, языку, стремление сделать жизнь земляков содержательнее и интереснее, передать молодёжи богатство культурного наследия предков.
Общество «Жолдастык» внесло неоценимый вклад в создание в Алтынжаре культурного центра имени Курмангазы Сагырбаева. Почтить память великого сына казахского народа, провести торжественные мероприятия и народные праздники съезжаются люди разных национальностей, гости из регионов Российской Федерации и зарубежных государств. Отметили юбилей и в сёлах области весёлым сабантуем с неизменными состязаниями – скачками на верблюдах и лошадях.
Культурный центр имени Курмангазы в Алтынжаре – это и памятник нерушимой дружбе народов, и учреждение, в котором ведётся большая просветительская и научная работа.
МОНУМЕНТ КУРМАНГАЗЫ
Казахский трепетный язык
Включён в программу школы.
Коня взнуздал Курмангазы.
Он сил и воли полон.
Народный музыкант, домбрист,
Гроза окрестных баев,
Бунтарь, бессмертный оптимист,
Земляк наш Сагырбаев.
Велеречивы, непросты
Мелодии протеста.
Несут к подножию цветы
Казахские невесты.
Лети, народный Робин Гуд,
В века светло и гордо!
Народа своего уют
Отстаивал ты твёрдо.
Течёт великая река,
Храня твои напевы
И маками Сары-Арка
Алеет средь посевов.
(стихотворение Дины Немировской)
Респект Дине Немировской за столь фундаментальный труд о творчестве Курмангазы. 👍За стихотворение о нем браво отдельное! 👏👏👏
Спасибо, Галочка.