Капитолина Кокшенева. Если по совести.

Я не о Москве – она, как всегда, у нас в особом статусе. И если аж из Прохоровым окультуренного Красноярска приехали на митинг навально-кучные активисты, то, понятно, что эта часть непременно настроена на «метод физических действий» как наиболее заметный для информационного и политического отчета… Я нынче в мирной и снежной Вологде. На митинге я не была. Он вроде проходил в поддержку Навального, который, на мой взгляд, не стоит такого внимания моей страны, любимой Вологды и нашего народа.

Но вот в момент, когда митингующие расходились по Октябрьской (Большой Дворянской) улице, я оказалась у них на пути и с некоторыми поговорила. И вот что я думаю. Конечно, все, даже чрезмерные крики «дети – живой щит Навал-го», – дали свои результаты. Детей не было. И это хорошо. Наш народ способен голову включить. Но вот не было старших школьников потому, что им были срочно назначены консультации в школах. Детишки быстро всё поняли: ага, запирают нас от митинга! На мой вкус, надо было поступить иначе – не врать, и не лебезить, а прямо сказать: «Да, мы взрослые, пожившие, мы любим вас и не хотим, чтобы вы митинговали, ничего не понимая, а поэтому урок истории превращаем в урок честного разговора – поговорим о нашем сегодняшнем дне в свете того, что мы уже знаем о демонстрациях, протестах и бунтах в нашей истории…». Я думаю, что именно такое взрослое и ясно высказанное отношение старшие школьники оценили бы. Это был бы для них настоящий урок совместной с взрослыми умной свободы. Свободы не быть вовлеченным туда, где ты не больше нуля, уже хотя бы в силу возраста. В общем, юлить с юношами и девушками, обдумывающими житье, – абсолютно глупо и антипедагогично. Возможно, что все же нашлись учителя, которые дали своим ученикам уроки чести и правды.

Люди, расходившиеся с митинга (только мне страшно противно, что это всё тупо называется гайд-парками по всей стране! Снова себя меряем чужим аршином, – назвали бы по-русски Парк «ГОВОРИ!»), — так вот, в основном молодые люди вообще были весьма приятны, с хорошими лицами (фриков пару-тройку, может и заметила, как и неуёмных придурошных нарциссов, успевающих делать селфи). Я задавала вопросы – мне отвечали, вежливо и разумно. Правда, кроме требований политических свобод, мало что могли сказать конкретное. На вопрос о большей цели, чем свобода вполне себе успешному Навальному, и вопроса наказаний за посты в сетях, ответить не смогли. Но мне очень понравилось, что молодой человек (будущий историк) согласился со мной, что улучшать жизнь стоит, начав с самого себя…

Да, какая-то плесень появилась в нашей жизни. Понимаете, если люди нынче только на митингах чувствуют себя живым народом – то это плохо, очень плохо. Конечно, такое потрясающее историческое событие, как справедливое возращения Крыма на родину, дало пережить нам подлинное единство в духе! – Но ведь такие события случаются крайне редко. Зато вся остальная, обнимающая нас повседневная жизнь, – требует совсем не «оптимизации» и реформ, а подлинного развития. Стоит признать тот факт, что наш народ НЕ участвует в партийной жизни –давно в ней не видит смысла, не различает партий и партийных программ (различают ли они их сами?!), как твердо знает, что никакая партия не изменила нашей новейшей жизни. Но, именно партийная политическая деятельность является допуском к власти и жирной жизни. И не важно, какого сорта эта партия. Партийная деятельность, по сути, не нужна никому, кроме лично самих «деятелей» и наших СМИ, с их бесконечными одними и теми же лицами (которых как раз «подсаживают в партии», как на наших глазах «подсадили» Шаргунова, а теперь — Михеева, Прилепина) на бесконечных манипулятивных ток-шоу. Молодой митинг в Москве – это ответ как раз партии «Заправду», которая то ли есть, то ли нет, которую молодежь не знает, да, впрочем, уже и не важно, потому как совершенно ясно, что «лидеры», слившись со «Справедливой Россией», пройдут в ГД и счастливо выдохнут: «Я дошел!».

Ощущение, что попахивает плесенью и от новых партий не меньше, чем от старых, и связано это как раз с тем, что их деятельная «деятельность» совершенно далека от живой жизни. Они так же быстро включаются в манипулятивную повестку дня. Общество партийного спектакля живет само для себя, по своим партийным «принципам», о которых народ и знать не знает. Партиец-депутат – существо странное, какое-то стёртое, но и те, кто ярко играет свои роли (Жириновский, например), забываются, как забывается актер – носитель одного амплуа и одной громкой «краски». А чтобы не забыли о них, они вынуждены «стать к станку» узнаваемости – таскаться по ток-шоу и пиариться без остановки и выходного дня. Так что, народ, думать и додумывать хоть что-то до конца им попросту некогда.

Государственная дума всё крепче и крепче опутывает нас законами и поправками к ним. Все юридичнее и юридичнее становится наша жизнь. Но ведь никакой юридический закон НЕ ОБЕСПЕЧИТ работу такого тончайшего механизма, который живет так: русскому человеку надо говорить правду – пусть горькую, но правду. И он тогда не посечет повинной головы, и он тогда простит «дворец» (мол ладно, великая страна может себе позволить такой «подарочек», но один!). Но он же никогда не поймет – зачем сверх прибыли миллиардеру Мордашову, если на его родине, в тысячелетней Вологде, нет нормальных дорог; на основании чего московские худруки академических театров получают около миллиона (в среднем) в месяц? Что, собственно, на этот миллион-то создано, когда творческие люди провинции перебиваются с макарон на гречку?! В общем, в юридическо-политической ажиотации, как-то некому во власти стало чувствовать и понимать эти самые сложные материи, которыми держится наша живая жизнь. И некогда и некому уже там, «на верху», разбираться в том, что национальная культура, народная память, общая история, семья – а все это вместе зовется ТРАДИЦИЯ, – что её величество Традиция гораздо тоньше и честнее способна воздействовать на наше общественное и личное здоровье. Мы дали разрушить то лучшее, что было в советском, мы не дали восстановить в правах русскую культуру, мы переформатировали наше образование по указке Всемирного банка, а теперь умертвляем нашу уникальную, неповторимую жизнь под дудку Грефа, которому страшно мешает грамотный народ России. Не в политике, а в пространстве истории и культуры закладываются (как и разрушаются) основы самосознания нашего человека и народа. Поэтому, когда с журналистским захлебом у Соловьева-live, нагнетается противостояние ОМОНа-нацгвардии (а наш ОМОН – точно – самый терпеливый) и граждан, то мне интереснее всё же дифференциация граждан, их мотивов и причин, по которым они пошли на митинг (помимо простейшего молодежного драйв-протеста).Естественно, что и вмешательства, и провокации и прочие элементы сценария «цветных революций», о которых так долго говорили (или ждали) – я прекрасно вижу, но я предлагаю все же заглянуть глубже в человека и его жизнь. И вот тут возникает вопрос: вырос ли у нас такой человек, которого невозможно втянуть в неосмысленные протесты?

Наши большие СМИ всех типов также далеки от нужд живой жизни, поскольку рынок, деньги и реклама позволяют им плевать на народные мнения: например, я помню сотни подписей ПРОТИВ показа фильма на центральном ТВ «Последнее искушение Христа» (при Патриархе Алексии II), я помню десятки писем и тысячи подписей против М.Е.Швыдкого, проводящего «культурную революцию» в стране, как и недавнее народное нетерпение Шнура и Макаревича в Общественном совете по культуре ГД и т.д. и т.д. – на все эти культурные негодования никогда не следовала никакой государственной решительной и умной реакции. Мнение народное не слышат.

СМИ манипулятивны, образование – колониально, культура – глобальна, партии – властно самодовольны, должности – деньгодержательны. Законодательные собрания провинции – тихи и застенчивы настолько, что их не видно и не слышно (зато они прислушиваются исключительно к администрации). И после этого кто-то еще хочет всерьез «пасти народ»?

А если у молодого человека НЕТ опыта переживания своей государственности как ценной, своей культуры как уникальной, своей истории как родной, то он и не увидит лично-важного в них, не узнает о такой степени свободы, которая не зависит ни от губернатора, ни от Навального! Время пришло не партии новые создавать, а помочь человеку стать гражданином, не желающим, как Пушкин, иного Отечества. Не будем же молодежи (причем всей) приписывать низкие цели, а поможем понять, что «русское государство – это ясное проявление народного духа» (Страхов), что государство наполняем своим содержанием мы, каждый из нас. Наша стратегия (культурно-государственное кредо) давно проросла в нашей истории: вера – личность – народ – государство. Наши столпы. А дальше уже стоит задать вопрос: здоровы ли мы (я)? В чем наша бедность? И в чем наше богатство?

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *