Газиза Самитова – с нами!

ВАЛЕНТИН РОТОВ ПОЛУЧАЕТ ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРЕВОДОВ ЗА ПЕРЕВОД СТИХОТВОРЕНИЯ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ

Как мы уже рассказывали, 15 декабря в селе Каменный Яр Черноярского района прошёл День Литературы, посвящённый 155-летию первой татарской поэтессы Газизы Самитовой, в котором приняли участие астраханские писатели Юрий Щербаков, Сергей Золотов, Ирина Левитан.  Участвовал в мероприятии и литератор из Чёрного Яра Валентин Ротов – неоднократный лауреат областных конкурсов, проводимых Астраханским региональным отделением Союза писателей России. Он прислал свои заметки о неординарном событии.

ВАЛЕНТИН РОТОВ

ОРДЫНСКИЙ ЗОВ В СЛАВЯНСКИХ ЖИЛАХ

Приветствую почтенную аудиторию. Жизнь – штука весьма непредсказуемая и гораздая на сюрпризы. Чего она подбросит нам завтра, не может предугадать никто. Может быть, лишь Ванга с Нострадамусом умели разгадывать будущее, но я, если начистоту, не очень-то верю в эти магические штучки.

Речь не об этом. В октябре в черноярской газете «Волжанка»  я делал отчёт о своей поездке на День Села в Каменный Яр. До этого в Каменном Яру я не был два десятка лет. И вот теперь, едва минуло с того дня каких-то пара месяцев, мне вновь выпал случай поехать туда. Повод был самый что ни на есть веский. 15 декабря исполнилось 155 лет со дня рождения каменноярской уроженки Газизы Самитовой, которая считается первой татарской поэтессой. Она оставила много рукописей, черновиков, которые долго ждали своего часа. Лишь благодаря счастливому случаю тайна исписанных арабской вязью листочков была раскрыта. Но детальный и тщательный анализ творческого наследия «ташлыярского соловья» ещё предстоит провести.

В общем, отправился я в Каменный. Дорога пролетела быстро. Подъехали к сельскому клубу. Первым существом, что я увидел на каменноярской земле, была нехилых размеров чёрная собака в окружении четырёх полицейских. Наших, черноярских, которых я ежедневно вижу и дома. «Стоило ли ехать?» – мелькнула глумливая мысль…

Поздоровавшись с земляками, я вошёл в клуб. Там вовсю шла подготовка к торжеству. Доносились звуки не знакомых мне песен, исполняемых на не знакомом мне языке; кто-то за закрытыми дверьми читал стихи… Специалисты из администрации района живо обсуждали детали предстоящего праздника. А Мария Федосеева давала им необходимые разъяснения. Народа в клубе почти не было, я покрутил головой в поисках знакомых и увидел бывшего зампреда облдумы и нынешнего руководителя татарского общества «Дуслык»  Анвера Алмаева. Анвер Ибрагимович охотно пожал протянутую руку. Забегая вперёд, скажу, что Алмаев вообще оказался мужиком абсолютно не чванливым и охотно шёл на контакт. Наверное, привык, что его постоянно достают люди с блокнотами… То же самое могу с удовольствием сказать и о приехавших известных астраханских писателях Юрии Щербакове и Сергее Золотове. Увы, далеко не все члены астраханской делегации в тот день были столь же учтивы и коммуникабельны. Не буду называть тут фамилий. Как говорится – Бог им судья.

Но вот концерт начался. Вели его Н.Рогатина и И.Кузнецова. Я решил не лезть в первые ряды. Но и сзади всё было прекрасно слышно и видно, зал-то небольшой. Выступления были все без исключения искренними. Я особо отметил каменноярцев Ивана Лунёва и Адель Надееву, а также Марию Подлипенскую из Чёрного Яра. Все ребята – учащиеся своих школ. Стихи, прочитанные ими, звучали очень проникновенно. Но больше всего меня поразила какая-то пигалица, спевшая сперва на татарском, а затем на русском. Братцы, вот это голосище! Чистый, звонкий! «Ваша?» – спросил я у сидевшего рядом местного главы П.В.Шишкина. Павел Васильевич отрицательно мотнул головой. Выходит, городская. Я не постеснялся навести справки про юную певунью у Алмаева. И не прогадал. Анвер Ибрагимович поведал мне, что звать артистку Элина, фамилии своей она никому не говорит, а с прессой не общается категорически. Зато является победителем различных творческих конкурсов, в том числе и международных, проходивших в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. На всех конкурсах Элина представляла не только Астрахань, но и общество татарской культуры «Дуслык». Учись, молодёжь, как надо прославлять свою малую родину и свою кровь! А то у некоторых кулаки чешутся, и моча в голове кипит…

Оставив бывшего зампреда облдумы в покое, я отправился в комнату, где отдыхали уже выступившие артисты и ожидали своего часа те, кому ещё предстояло выйти на сцену. Там моё внимание привлекла группа людей в национальной татарской одежде. Это был народный татарский ансамбль  песни  «Чишмя», специально приехавший на празднование юбилея Газизы из Волгоградской области. «Чишмяночки» в компании одного «чишмянина» и Марии Николаевны Федосеевой живо взяли вашего покорного слугу в оборот и сделали твёрдый и непреклонный вывод – перед ними татарин! Не может быть, чтобы парень с такими выразительными глазами был не татарином! Вот это да! И не подозревал даже о такой магической силе воздействия собственных «зеркал души» на татарских певуний. А может быть, тюркская примесь в собственной крови именно в этот момент полыхнула особым пламенем в моих глазах, и отозвался там зов далёких предков-ордынцев, не совсем ещё до конца растворившийся в славянских жилах? Не зря ж гласит народная мудрость – «Поскреби Ивана, отыщешь Руслана»…

«Чишмя» до этого я не видел ни разу, хотя они достаточно известны. Таифик Михайлович и Луиза Марансовна Аблеевы поведали мне, что в 2019-м году ансамбль отметит свой 30-летний юбилей. Молодцы! Завидный показатель долголетия и наглядный пример того, как можно и нужно хранить свою речь, блюсти свои традиции и при этом мирно жить в соседстве с другими народами, трудиться, учиться и приносить пользу обществу. Я сидел, слушал песни ансамбля «Чишмя». Между прочим, в своих номерах музыканты использовали и фрагменты стихов Газизы Самитовой, хотя её произведения почти не пытались перекладывать на музыку. А это значит – ансамбль не просто исполняет песни под гармонь. Он ещё и ищет постоянно что-то новое. А именно так и происходит, я считаю, развитие любого творческого коллектива.

Да простят меня «чишмяночки», но, несмотря на столь легко и бесповоротно определённую ими мою этническую принадлежность, я, увы, ни бельмеса не понимал в исполняемых ими песнях, за исключением словечек «таш» и «баш». Зато большинство собравшихся язык потомков  астраханских, сибирских и казанских ханов понимали прекрасно и охотно пускались в пляс, прихлопывая и притопывая. В перерывах между песнями и плясками звучали выступления государственных мужей — представителей сельской и районной администраций, общества «Дуслык», областного отделения Союза писателей России. Также выступали священники – мусульманский и православный. Держали слово и приехавшие на торжество потомки Газизы. Ну а затем состоялось то, ради чего всё и замышлялось. Вручение первой в истории нашего района Литературной Премии. Премия вручалась в двух номинациях – «Профессиональный автор» и «Самодеятельный литератор – житель Черноярского района». В первой номинации жюри присудило победу астраханке Ирине Левитан. Во второй была отмечена Людмила Ватанская. Дипломантами стали Людмила Южанина и Антонина Шабельникова. Кроме почётных грамот, победители получали в подарок ещё и статуэтки птиц. Не силён в орнитологии, но думаю, что это были соловьи – в память о Газизе.

После торжественной части всех пригласили в музей поэтессы. Гости, среди которых помимо артистов, литераторов и деятелей татарской общины были и работники библиотек, и представители министерства  культуры и туризма области, и даже посланница газеты «Комсомолец Каспия» Любовь Храмцовская, которую ваш покорный слуга собственноручно сфотографировал на фоне музея и тем самым золотыми буквами навечно вписал своё имя в летопись мировой журналистики, с интересом прохаживались по старинному зданию. Мои добрые знакомые Рушания Надеева и Лидия Плешакова подробно рассказали астраханцам о жизненном пути «ташлыярского соловья». А завершилось всё чаепитием в здании сельсовета, за что каменноярцам отдельное спасибо.

Вот такое событие состоялось в нашем районе совсем недавно. Я ехал домой и вспоминал материал, написанный мной в «районке» после посещения музея Газизы Самитовой. Я там писал: «А вдруг ещё сослужит «ташлыярский соловей» добрую службу родному селу?» И вот теперь могу ответить вам со всей ответственностью – и почти столетие спустя поёт, поёт этот соловей, пускай и запертый в клетке! Поёт на татарском, поёт на русском! И на весь мир славит свою малую родину!

 

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *