В областной научной библиотеке имени Н.К. Крупской состоялось очередное занятие Астраханского регионального отделения Совета молодых литераторов Союза писателей России. Поговорили о произведениях участников: обсудили первую главу сказки в стихах Романа Сергеева о зайце Зайцепкине, объёмного стихотворного произведения «Мой смысл жизни» Никиты Мусаткина, прозу Юрия Абрамова о Великой Отечественной «Дом Куликова», стихотворения о весне Алёны Долиной. Своими мнениями о прочитанном поделился Сергей Куликов.
Для расширения кругозора прочли и обсудили несколько стихотворений метаметафориста Александра Ерёменко. Разговор шёл также о роли сюжета в литературных произведениях. Как писал в своих заметках Алексей Алёхин: «Формальный «сюжет» мало что значит в искусстве. Натюрморт с кофейником и портрет девушки у окна могут решать одну и ту же художественную задачу — в сущности, быть одной и той же картиной. И наоборот — если одну модель пишут три разных живописца…».
С Алексеем Давидовичем можно согласиться: одну и ту же девушку можно нарисовать и так, что мы проникнемся к ней любовью, и так, что мы её возненавидим. Илья Ефимович Репин написал картину «Бурлаки на Волге» в 1887 году, когда революционное движение набирало темп. Давайте посмотрим на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» — что мы на ней видим? Тяжёлый труд оборванных рабочих? Или страну, которая строится на поте и крови простых людей? Испытываем ли мы уважение к бурлакам? Да, безусловно. Возможно, даже больше, чем сочувствия. Репин вполне мог изобразить их и по-другому — так, что мы почувствовали бы отвращение. Между тем, у каждой фигуры на картине свой характер, своя история.
Фёдор Достоевский:
«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно… Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины.»
Также Репин вложил в картину революционные символы. Если приглядеться — на шхуне перевёрнут флаг (символ того, что ситуация в стране переменится), а хозяин в стоит на корме в красной рубахе. В левой части картины парусная лодка идёт под левым ветром, но у парохода в правой части картины ветер из трубы сносит правым ветром (символы нарастающих перемен со стороны политических «левых» в противовес «правым» у власти).
Следующее занятие состоится 14 июля 2024 года.
У всех такие озадаченные лица на фото, даже любопытно стало)