Московская журналистка, говоря о фильме Константина Хабенского «Собибор», бросила короткую реплику: «Не цепляет». Такое высказывание показалось кощунственным — как может не цеплять история восстания обречённых людей в нацистском «лагере смерти»? Но после просмотра картины складывается странное впечатление. И вроде бы всё сделано правильно, и снято на совесть, но… картинка на экране не совпадает с внутренними ощущениями. Ножом по венам били и до сих пор бьют такие картины, как «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Помни имя своё» Сергея Колосова, «Иди и смотри» Элема Климова.
В «Собиборе» на экране 1943 год, когда нацистская машина уничтожения работала на полную катушку. А в «лагерь смерти» приезжают утончённые и приятно пахнущие парфюмом женщины и мужчины, которые, кажется, до сего момента не испытывали никаких тягот и лишений. Словно не было ни еврейских гетто, ничего иного. Жуткая сцена в газовой камере оттеняется лицом Кристофера Ламберта в роли начальника лагеря смерти. Из реплик его подчинённых мы узнаём, что нацист испытывает проблемы с потенцией и укрепляет её, глядя в окошко на то, как умирают от газа обнажённые женщины. Ещё один нацист получает удовольствие от порки ремнём еврея мужского пола. И так далее…
Автор фильма погружает в мир сексуальных патологий нацистов и фобий их жертв, которые надеются на то, что абсолютная покорность поможет им выжить. И на этом фоне исчезает самое страшное — хорошо отлаженная машина массового уничтожения людей, которой на самом деле был Собибор. А ведь за полтора года существования лагеря в нём были уничтожены, по самым скромным подсчётам, 250 тысяч человек. Главный герой, советский офицер Александр Печерский, погружён в сомнения — стоит ли бежать или нужно проявлять покорность?
А реальный Печерский знал, что никакая покорность его не спасёт. Из 600 советских военнопленных, доставленных в Собибор вместе с Печерским, 520 сразу были отправлены в газовую камеру. Остальных, которых оставили в качестве обслуживающего персонала, неизбежно ждала та же участь. Реальный Печерский готовил восстание потому, что иных вариантов не существовало, и за ним пошли потому, что других шансов вырваться из лап «машины смерти» просто не было.
В поисках ответа, откуда взялся диссонанс, находится интервью Константина Хабенского, которое он дал изданию «Комсомольская правда»:
«Корр.:
— В одном из интервью вы сказали, что не пытались копировать реального советского офицера Александра Печерского, у вас другие цели. Какие?
Хабенский:
— Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чём отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене — во время вечеринки в лагере, где над заключёнными издевались, где их убивали, — Печерский превращается в человека нормального. Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже припёрло и отступать некуда. И когда он признаётся в любви женщине, что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это даёт какую-то лёгкость в тяжёлом решении о побеге».
Два восприятия войны. Пазл, как говорится, сложился. Реальная история восстания в Собиборе — это история подвига советского человека Александра Печерского.
Но Константина Хабенского такой человек не интересует. И он создаёт иного Печерского, ему более понятного. В нашем восприятии войны и том восприятии, которое есть у современных европейцев и американцев, существует огромная разница. Разница эта измеряется более чем 26 миллионами человек, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, коммунальные неудобства и дефицит продуктов. А у голландцев, например, это то, что немцы у них у всех забрали велосипеды.
Для нас — это борьба за право жить на белом свете. Хорошо образованные дамы, когда заходит речь о советских героях, с ужасом говорят: «Этой девочке было 18 лет, а она стала снайпером, чтобы убивать людей? Какой ужас! Этому мальчику было 17, а он бросился с гранатами под танк?! Но это же самоубийство! Эта юная санитарка, окружённая немцами, подорвала себя гранатой? Она же могла сдаться и жить дальше!»
По Красной площади в 2023 году мог маршировать другой «полк»…
Как объяснить, почему советские люди поступали иначе? Как объяснить это им, если даже вроде бы нормальный актёр Константин Хабенский провозглашает ненормальными тех, кто общественное ставит выше личного?
Зоя Космодемьянская могла бы не записываться в партизаны. Александр Матросов мог бы не бросаться на амбразуру. Советские бойцы могли бы сдаться в Брестской крепости, не вести бои в керченских каменоломнях. Жители Ленинграда могли бы вывесить белые флаги, надеясь на милость немцев. А безногий лётчик Маресьев мог бы в тылу получать пенсию, а не лезть снова в кабину истребителя.
Могли бы смирить гордыню в немецком плену генерал Карбышев и Муса Джалиль. Вот только итог бы у этой войны был бы иной. И сегодня по Красной площади шел был не «Бессмертный полк», а парад потомков героических бойцов фюрера, расширивших нацистский Рейх до Урала.
Сначала Михалков измывался над советскими людьми и войной, теперь перенял эстафету у него Хабенский.
Войну выиграли именно советские люди, ставившие общественное выше личного. Это самое общественное, которое выше личного, заставляло Александра Печерского уводить за собой из лагеря десятки людей, хотя это понижало его собственные шансы на выживание. Те, кто пошёл за Печерским, в основном выжили.
Остальные, надеявшиеся после побега выжить индивидуально, были убиты немцами и местными антисемитами. «Собибор» Константина Хабенского — фильм об ужасах войны, сделанный для американцев и европейцев.
Степень горя и ужаса, пережитая советскими людьми, исключает смакование сексуальных сдвигов нацистов. Советские солдаты находили в карманах убитых немцев такие фотографии расправ, по сравнению с которыми меркнут все самые страшные фильмы ужасов, вместе взятые. Советские бойцы, освобождая родную землю, шли через оставленные немцами пепелища, на которых на трупах матерей лежали тельца малышей. Это горе не пахло парфюмом, не блистало роскошным макияжем и не поддавалось психоанализу.
В нашей стране наблюдается водораздел между народом и создателями «современного кино».
9 мая 2018 года по каналу НТВ был показан фильм «Топор». В основу его была положена история советского бойца Дмитрия Овчаренко, который летом 1941 года вступил в схватку с 50 гитлеровцами, уничтожив гранатами и топором (!!!) 23 человека. Реальный солдат Овчаренко был сыном сельского плотника и родился в 1919 году. А какую историю нам предлагает режиссёр Владимир Семёновых?
Читаем описание фильма: «1941 г. Весть о начале Великой Отечественной войны доносится в далёкую от боевых действий сибирскую тайгу, где живёт старый отшельник. Некогда он был блестящим офицером, воевавшим на стороне “белых” после революции, а после Гражданской войны попал за решётку. Сбежав из лагеря, он нашёл приют в тайге, которая надежно укрывала его от глаз НКВД. В уникальных природных пейзажах казак провёл целых 17 лет, однако новость о нападении фашистов изменила планы бывшего военного: отшельник принимает решение уйти на фронт защищать свою родину». Вот так реальный молодой колхозник Дмитрий Овчаренко, воспитанный Советской властью, заменяется авторами на белого офицера, пострадавшего от НКВД.
В российском кино, как и в истории — Советским людям здесь не место?!.. Вне всяких сомнений, автор имеет право на творческий вымысел. Но он у наших творцов имеет очень определённый вектор — советские люди героями быть не могут, ими должны быть «нормальные», или «антисоветские».
Фраза из «Повести о настоящем человеке»: «Но ты же советский человек!», — кажется сегодня чуть ли не крамольной. Герои «Утомлённых солнцем» Михалкова молятся богу и, уповая на него, идут на крепость с черенками лопат. Герои «Сталинграда» Федьки Бондарчука сражаются не за родину, а за девушку Катю.
Вся советская составляющая выкинута из «28 панфиловцев», где её подменяют абстрактные рассуждения о родине вообще и о героях-самураях. А есть ещё и такие занимательные образчики жанра, как «Сволочи», авторы которых вообще идут на прямой подлог, рассказывая о никогда не существовавшей школе НКВД для детей-диверсантов.
Пока не в кино, а в публицистике, договорились уже до того, что главным творцом победы в Великой Отечественной войне стал … император Николай II. Недалёк тот день, когда подобную версию истории мы увидим на экране. Историческая правда же состоит в том, что Великую Отечественную войну прошёл не абстрактный, а именно советский народ, не отказавшийся от своей идеологии, столпами которой были коллективизм и интернационализм. И именно на этом, а не на некой личной влюблённости базировался великий подвиг Александра Печерского в Собиборе. Так же, как и подвиги других героев войны.
Фильм же Константина Хабенского действительно не о реальном Печерском. Он об истории в том виде, в каком она может именно сегодня понравиться западной публике, способной вручить за «Собибор» различные призы и награды, потом конфетки, печенье…
Печеньки — это уже проходили и расхлёбываем! Так кто они эти, кто снимает такие фильмы… Вражины!
Так почему тогда продолжают этот конвейер пошлости? Всё очень просто! Сейчас в кино рулит всем не режиссёр, а продюсер. А это отдельно живущая от киноискусства субстанция! Тем не менее, в его руках сосредоточены все средства на производство кино. Продюсер преследует только одну цель: «срубить бабло», выиграть западный трофей. Он, как дьявол, о двух ногах, о двух рогах, на основе низменных человеческих ощущений ваяет своё кино-оно в пику своей Родины. Которой у него никогда и не было.
«Собибор», «Топоры»… как и другие киношедевры также скоропостижно тонут в водопадах пошлости, которые уже 30 лет как обрушились на наш некогда добрый кинематограф. Из их плоской схемы в головах, как пазлы, складывается плоская бессмыслица. Всё, что нормальные люди называют «исторической памятью», неожиданно подменили помпезными флешбэками и пустозвонными бэкграундами. Как будто это и не память вовсе, а болото штампов. Суповой набор походно-полевых подружек, негодяев политруков, тени Сталина, жертв репрессий, пафоса и экшена. И сквозняком несёт из всех щелей: никчёмная Россия, но что же делать нечего, защищать придётся.
На эту тему хорошо высказался Вениамин Каверин: «Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна кинулась читать «Войну и мир»? Потому что в этой книге написано не только о том, как мы победили, но и кто мы и почему снова непременно должны победить».
В этих строчках содержится и ответ, в чём сила советских фильмов режиссёров фронтовиков, и в чём весь ужас этих новых «шедевров». В советских фильмах дан был ответ: кто мы и почему нам надо Победить! В этих же новых одноразовых пустышках ответа вообще никакого нет! Зато в нём – ехидный, склизкий подтекст: «Продай Родину, сынок!»