Александр Кондрашов. Вещи несовместные.

КАДР ИЗ СЕРИАЛА «НАТАЛИ И АЛЕКСАНДР»

Потрясён тем, во что Первый канал превращает жизнь национального гения в сериале «Натали и Александр». Что напомнил сериал? Передачу «Пусть говорят», выволакивающую на публику разнообразные гадости из жизни великого человека. И что толпа хочет о нём знать? «При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! – писал Александр Сергеевич по схожему поводу, как будто прозревая бесов нашего коммерческого ТВ. – Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы – иначе». А если никаких мерзостей не было? Их надо выдумать.

Что же в сериале так возмутило? Враньё и презрение к поэту. Впрочем, сначала о том, что привлекло: Натали играет Ксения Трейстер, очень милая юная актриса, которую мы уже дважды хвалили: за озорное участие в киносказке «Летучий корабль» и за драматический эпизод в сериале «Плевако». Александра Зарядина на экране я раньше не видел и с удовольствием отметил, что актёр в самом деле похож на Пушкина…

Продюсеры сериала (Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталья Шнейдерова) и его режиссёр (Владимир Щегольков) отнеслись к артистам потребительски, понуждая их оправдывать немыслимые, унизительно непушкинские обстоятельства, придуманные сценаристами (Елена Лисасина, Наталья Кудрявцева, Иван Лырчиков и Дмитрий Воронков). Так какие же «злодейства» и «низкие коварства» учинены над гением?

Жизнь его хорошо известна и полна драматическими коллизиями – почему, например, не воссоздан отчаянный вояж Пушкина (после отказа матери выдать за него Натали) в армию Паскевича, где поэт бесстрашно участвовал в реальных боевых действиях против турок? В «Натали…» вместо настоящих приключений нереальные: аристократ Пушкин напивается, пардон, как свинья, орёт ночью у окон возлюбленной, врывается невменяемый в её дом, после чего отец Натали с презрением его выгоняет: «Пошёл вон!» Господа продюсеры, «жадною толпою стоящие у трона», да, Пушкин – мятущийся, страстный человек, натворил много такого, чего потом стыдился, но он дворянин, «невольник чести», и таких позорных глупостей, как персонажи программы «Мужское и женское», не совершал. Как и пьяного дебоша возле дома министра иностранных дел Нессельроде. Зачем фальсифицировать историю жизни гения?

А как подаётся важнейшая первая встреча Пушкина и Николая (в сериале его играет очень подходящий к роли Александр Мизёв)? Та самая, после которой потрясённый государь сказал придворным: «Только что я говорил с умнейшим человеком России». В сериале никак, беседы не было вовсе! И непонятно, почему опальный поэт был не только прощён, но и допущен в ближний круг императора, а многие друзья от Пушкина отвернулись.

Пушкин в «Натали…» как-то слишком по-современному стремится заполучить работу, а налаживанием контактов с царской фамилией неожиданно хватко и деловито занимается Натали. Ещё до свадьбы именно она, как придумали сценаристы, умолила Бенкендорфа, чтобы Пушкину выдали справку о благонадёжности. Враньё! Пушкин сам обращался к государю (через Бенкендорфа), и отменные рекомендации Николай ему дал, после чего родители возлюбленной уже не могли поэту отказать.

Совсем несуразная и оскорбительная ложь: Пушкин оказывается в усадьбе некого помещика, и он неожиданно предлагает поэту пять тысяч рублей, если он пять минут посидит в клетке с медведем. Из удальства, по молодости, на спор – такое можно себе представить, но чтобы Пушкин, гордившийся своим аристократическим происхождением, с молодых лет знавший себе цену, исполнял прихоти какого-то самодура? Даже если ему очень нужны были деньги? Однако в сериале он соглашается!

Дальше – больше! Отвратительно и оскорбительно для жены поэта придуман её роман с царём – реальные свидания с объятиями и поцелуями, а бедный Пушкин за ними подсматривает, подслушивает и потом устраивает сцены беременной жене: «Ребёнок мой?» (Практически как в программе «ДНК».) В сериале – я не верил своим глазам! – сама императрица толкала Натали в постель к своему мужу! Представить это невозможно, тем более что у Николая была единственная фаворитка (фрейлина Варвара Нелидова), исполнявшая те обязанности, что его родившей семерых детей жене врачами были воспрещены. Зачем так упорно опускать Пушкина, его жену, да и семью императора?

Венчали парад фальсификаций заточение Пушкина в Петропавловской крепости и поход Натали во дворец с намерением отдаться деспоту. Страшно, что многие зрители могут в эти инсинуации поверить. Впрочем, зрительского ажиотажа сериал не вызвал – Пушкин в сериале скучный, неталантливый, постоянно досаждающий всем, в первую очередь своей супруге. А Натали – то Дюймовочка, которой достался спивающийся неудачник, то вдруг безжалостная бизнесвумен, разрушающая сделку по продаже Полотняного завода, затеянную её дедом (Сергей Гармаш), что фактически убило старика, а то уж не знаю кто, предлагающая императору сделку: я, так и быть, вам отдамся, но за это вы освободите мужа из-под ареста.

Сцены дуэли и смерти поэта в сериале, слава богу, нет. Видимо, потому что создатели «Натали…» его достаточно уничтожили, сериал кончается явлением лучезарного Дантеса. Как будто затеян проект был бароном Геккерном и его наперсниками, а также люто ненавидевшей поэта Идалией Полетика – в сериале это красавица (Варвара Комарова), измученная тем, что Пушкин хоть и прелюбодействует с ней, но не любит её так, как жену.

Оклеветан Бенкендорф (Игорь Верник), в сериале это злодей, подлый враг Пушкина. Однако время идеологических мифологий прошло. Александр Христофорович – боевой генерал, герой войны 1812 года, один из организаторов партизанского движения (в советское время все лавры на этом поприще были отданы Денису Давыдову), не интриган и не демон, а честный, просвещённый сановник (так же, как и демонизированный в фильме Воронцов). Пушкина самозабвенно ненавидели другие, о которых ни сериал, ни фильм почти ничего не рассказали.

«Литературная газета»

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *