Достаточно включить телевизор, войти в ленту интернет-новостей, как вся агрессивная медиасреда вопиет с новой силой, что мы погружены в эпоху не просто информационных войн, а в предпоследние времена воюющих мировоззрений. Не случайно вся риторика властной вертикали и лично президента Владимира Путина пронизана призывами к национальной безопасности и сохранению государственного суверенитета. Повторяю: риторика и установления. А что в реальной информационно-культурной политике?
Ещё летом 2014 года после долгих осуждений и поправок Государственная Дума приняла, а президент утвердил «Основы государственной культурной политики». Я всё чаще убеждаюсь, что ими не то что никто не руководствуется в конкретной деятельности, а просто – никто не читал. Например, в ток-шоу Владимира Соловьёва, посвящённом театральным закидонам и гей-пропаганде, все либеральные эксперты твердили: цензуры по Конституции нет, никаких государственных установлений не существует. Правда? Ну, откройте «Основы…», там прямо сказано: «Основные цели государственной культурной политики – сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения…». Ну, если Богомолов и иже с ним – передаёт, то «выполнение» – налицо.
Сама реальная жизнь и положение России в мире, сотрясаемом кризисами, пронизанном токами остервенелой гибридной войны, заставило президента Владимира Путина внять давним сетованиям тех, кто озабочен будущим страны, и внести в Госдуму поправки в Закон «Об образовании в РФ». «Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», – сказал он на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса. Но дух антипатриотизма, в том числе и в образовательной среде, к несчастью, распространяется стремительней ковида.
На последнем секретариате Союза писателей России мы обсуждали открытое письмо Ирины Ушаковой по поводу навязывания министерством образования Московской области странных заданий олимпиады школьников по литературе и реакцию на него «либеральной общественности». Написал вечером письмо новому министру образования Московской области Илье Бронштейну:
Уважаемый Илья Михайлович!
Сегодня на секретариате Союза писателей России выступил с сообщением о нетерпимой ситуации, сложившейся вокруг заданий по школьной олимпиаде по литературе, где для разбора предложены произведения Вознесенского, Набокова и… Горалик. Дело не просто в однобоком и тенденциозном подборе имён, где напрочь отсутствуют уроженцы и певцы Подмосковья (а такие и очень яркие – есть!), но и в сознательном искажении вкуса одиннадцатиклассников, в привлечении странного, невнятного автора с ненормативной лексикой и постоянными под…вохами.
Вот как заканчивается «олимпиадное стихотворение»:
…и мечтали, чтоб время не проходило,
чтобы ничего не происходило, –
но над небом звездочка восходила.
Но проклятая звездочка восходила.
Почему Вифлеемская звезда – проклятая? И как это – «над небом», а не в небесах? На это не раз указывали многие читатели разных конфессий. Более того, ряд православных литераторов собираются написать в соответствующие органы, чтобы привлечь Линор Горалик и разработчиков подобных заданий к ответственности по статье «оскорбление чувств верующих».
На автора открытого письма – журналистку и писательницу Ирину Ушакову обрушился поток обвинений и грязи. Коллеги – первый лауреат Патриаршей премии Владимир Крупин и я как лауреат многих премий – вынуждены были печатно вступиться за Ушакову.
См. публикации:
Хоррор в культуре и литературе (sovross.ru)
Почему выбор министра Бронштейна пал на Горалик?
Типичный отклик:
Иван Бойко (Краснодарский край):
«А не пора русским писателям, поэтам, философам, историкам объединиться и изгнать ТОРГОВЦЕВ из храмов культуры??? ПОКА только профессор Александр Александрович Бобров глубоко раскрывает их мерзкую суть. А что остальные???».
К счастью, не только Бобров. И роль творческих союзов по тем же президентским документам – должна возрастать.
Как поправить этот просчёт, похожий на сознательную провокацию?
БОБРОВ А.А.
Жду ответ… И самое страшное: на олимпиаде в Московии – сердцевине русской государственности, культуры, истории совершенно не учитывается, например, что в этом году отмечается 80-летие Московской битвы. Под Москвой сражались и вели битву пером и Словом Константин Симонов и Константин Воробьев, Николай Старшинов и Юлия Друнина. Всех – не перечислить. Что, не могли в министерстве продумать и сделать хоть шажок в патриотическом воспитании школьников? Это не просто ошибка, а прямая профнепригодность или нанесение урона. А ведь летом президент подписал Стратегическую доктрину национальной безопасности. Ну, к 1 сентября у работников сферы образования и СМИ было время её прочитать, понять, что сказано в целой огромной главе: «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Никто в учреждении не знакомился, не принял к сведению, министр Бронштейн?
* * *
Рассказывал студентам-первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера. Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъёмках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…
О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…». Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк – так называл он «Зою». «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.
Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках. О героине был снят впечатляющий чёрно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АИФ»), ну, и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.
Напомню, рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная, первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, всё равно испоганить…
Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть № 9903, располагавшуюся в Кунцеве.
После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день 29 ноября в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюково. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжело раненную комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, её зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять…». И запела «Интернационал»…
По легенде, именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок, он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерово по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания? Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашёл на их сайт, увидел какую-то искажённую коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор…». Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной – находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых достойных.
По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награждённым орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году: 22 июня 1941 года подруги подарили Вере белое свадебное платье. Но война готовила другую судьбу… Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилёвом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Ещё в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя. Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидово и делилась боевым опытом. Однако, если гибель Зои, благодаря журналистам, получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена Орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом Президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Герой Российской Федерации.
Поэт Николай Дмитриев работал учителем в соседнем Рузском районе и написал антологическое стихотворение «Зоя»:
Она назвала себя Таней,
Не зная, что в гордой красе
Несломленной, бронзовой встанет
Над Минским летящим шоссе.
Что, славя московские зори,
Ей горн пионерский споёт.
– Куда вам? До Зои? – До Зои.
Кондуктор билет оторвёт…
Многие ли сегодня берут билет и едут до Зои, особенно школьники и студенты?
Интернет-портал «Русское поле»
Большое спасибо! Очень актуально и … больно.
В своё время хулители отечественной истории договорились до того, что Космодемьянская сожгла дома сельчан, и те, вместе с детьми, оказались на морозе. В ответку они сами отловили «пироманку» и сдали её немцам. Наверно не знали они, что немцы, остановившись на постой, выгнали всех домочадцев из домов в Петрищеве, и те вынуждены были ютиться в погребах и вырытых землянках.
Короткая у людей память.