БАСНОПИСЕЦ АЛЕКСАНДР АГАФИ
Александр Агафи
(около 1792-1816)
Литературная история Астрахани XIX века начинается с творчества баснописца Александра Дмитриевича Агафи (около 1792-1816), который прожил короткую, но насыщенную жизнь.
Его биография зияет множеством «белых пятен», сведения о его семье весьма скудны. Современный биографический словарь «Русские писатели. 1800-1917» скупо сообщает: «Отец Агафи, грек по происхождению, был директором Кавказских училищ, путешествовал по Ближнему Востоку.
Грек по национальности, Александр Агафи родился в Астрахани в семье путешественника и директора училищ Кавказской губернии Агафи Дмитрия Александровича. 14 февраля юноша1809 года поступил в Казанский университет, который успешно закончил с аттестатом 1 мая 1812.
Будущий баснописец служил в канцелярии астраханского губернаторах, был членом Казанского общества любителей отечественной словесности». Александр Дмитриевич Агафи писал басни и публиковал их в «Восточных известиях». Единственная книга А.Д. Агафи «Басни» (Астрахань, 1814), изданная в типографии фон Вейскгопфена и Литка, включала произведения как оригинальные, так и переработки сюжетов европейских авторов. Выдержки из этого редкого малотиражного издания появились в журнале «Сын отечества».На книгу, посвящённую автором астраханскому губернатору С.С. Андреевскому, отозвалась столичная критика, что принесло А.Д. Агафи известность.
В 26-страничную книгу вошло двенадцать басен. Среди них — «Бабочка и сверчок», «Бык и лягушка», «Гора в родах», «Журавль», «Котёнок и чиж», «Смерть и дровосек», «Ссора» и другие.
Часть басен Агафи заимствовал из европейцев – Жана де Лафонтена и других, однако некоторые принадлежали его перу. Эти произведения содержали морально-дидактический элемент, большую их часть отличал местный колорит. Басни Агафи носили бытовой характер, чем напоминали произведения того же жанра, принадлежащие перу А.Е.Измайлова.
По утверждению Русского биографического словаря, басни Александра Агафи были написаны «довольно неуклюжими стихами, составлявшими большей частью плохое подражание Ивану Андреевичу Крылову». Однако драматург Н.В.Сушков отмечал в рецензии на них ясность, простоту и остроумие Агафи наряду с «литературным ученичеством».
Оригинальность басен А.Д. Агафи обеспечила ему заметное место в истории русской словесности.
Басни А.Д. Агафи написаны языком пушкинской эпохи, в значительной мере очищенный от чрезмерных изысков классицистов. Видимо, неслучайно в басне «Гора в родах» поэт выступает против этого направления. В стилевом отношении они близки басням И.А. Крылова. А.Д. Агафи оригинален в разработке так называемых общечеловеческих тем: зависть («Ссора»), тщеславия («Бык и лягушка») и других людских пороков:
Басня «Бык и лягушка»:
Лягушка, увидав огромного Быка,
Хотела так же быть толста и велика.
Итак, чтоб с ним во всём сравняться,
Старалася она как можно надуваться.
«Послушай-ка, мой свет! —
Кричала так она подружке,
Одноболотной с ней Лягушке. —
Похожа ли теперь я на Быка иль нет?»
— «Никак». — «Ну, вот теперь?» — «Нимало».
— «Фу, пропасть! Ну, ещё?» — «Ещё всё ничего».
— «Во что бы то ни стало,
А буду походить я очень на него!» —
Так думала она; и снова надуваться
В досаде принялась, сколь можно было ей.
Однако ж лопнула, но не смогла сравняться
С Быком величиной своей.
Немаловажно то, что в некоторых баснях поэт не только бичует пороки, но и воспевает красоту родного края. Примечательна в этом отношении басня «Журавль»:
…кристалл реки при ясности небес,
Являл премножество чудес.
Там с щукою сазан меж тростника играет,
Тут линь из-подо мха со дна реки всплывает,
Здесь окунь, берш, судак ~ отдельно от других
Как рыбы чистоплодны, —
Не возмущая токи водны,
Гуляют плавно в них.
Скончался Александр Дмитриевич Агафи в Астрахани летом 1816 года в молодом возрасте.
Наиболее известны такие басни Александра Агафи, как:
Дубъ и Липки
II. Смерть и Добросѣкъ
III. Женщины и Секретъ
IV. Котенокъ и Чижъ
V. Ссора
VI. Бабочка и Сверчокъ
VII. Журавль
VIII. Гора въ родахъ
IX. Собака
X. Левъ, Овца, Корова и Коза
XI. Лисица и Пѣтухъ
XII. Быкъ и Лягушка.