Знай наших!

«Литературная газета» в №34 от 30 августа в рубрике «Литературный резерв» поместила рецензии на книги молодых астраханских авторов Елены Шашкиной, Максима Жукова и Александра Токарева. Публикуем их на нашем сайте.

В преддверии весны и счастья

ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ

Рецензия на книгу стихотворений Елены Шашкиной «Дороги»

Я часто повторяю молодым астраханским поэтам: пишите больше о родной земле и тех прекрасных людях, которые на ней живут. К сожалению, далеко не все следуют этому совету. В отличие от стихотворцев из национальных республик, они предпочитают размышлять на общечеловеческие темы. Это, конечно, замечательно, но ведь не зря гений русского стиха Николай Рубцов говорил, что «настоящий поэт – прежде всего поэт своей малой родины»! Одно из приятных исключений в этом ряду – литератор из посёлка Володарский Астраханской области Елена Шашкина. В её первой книге «Дороги» тема малой родины как раз главная! Причём стихи о Володарской земле и её жителях у неё органично сочетаются с произведениями гражданского и лирического звучания. Замечательно, что

Всё равно в ритме детства стучит
Сердце, полное ласковой грусти,
То забьётся, то снова отпустит…
Но пропали от детства ключи…

За что же автор так любит родимые места? Хотя происхождение любви всегда трудно, а порою и невозможно объяснить, Елена пытается это сделать. И попыткам этим верится.

Ковыля и тюльпанов букет,
Ежевичные гроздья седые…
О, как много заветных примет
Слито в сердце со словом «Россия»!

Вообще цитировать Шашкину легко и приятно. Стихи о любви у неё целомудренны и одновременно откровенны, стихи о природе – образны и напевны, как волжское течение, стихо¬творная публицистика не раздражает докучливой назидательностью и риторичностью. Пробует себя Елена и в переводах с других языков. Надеюсь, что и здесь её ждёт удача. Потому что над своими строками работает она вдумчиво и серьёзно. Может быть, замечательное это качество – от нелёгкого ремесла сельского учителя. Русский язык и литературу – самые замечательные на свете предметы – не первый год преподаёт поэтесса юным землякам-володарцам!
Сейчас она сама держит экзамен – испытание на поэтическую зрелость. Первая книга для молодого автора, активной участницы литературного объединения при Володарской районной библиотеке – начало пути в большую литературу. Несколько лет назад творчество Елены было высоко оценено на совещании молодых литераторов Нижнего Поволжья. Пусть же её «Дороги» станут счастливой, торной дорогой к новым поэтическим озарениям и заслуженному успеху!

 

„Не манекен я!“

ДИНА НЕМИРОВСКАЯ

Рецензия на сборник рассказов и повестей Максима Жукова «По образу и подобию»

«По образу и подобию» – вторая книга моего ученика, молодого астраханского литератора Максима Жукова. С первым сборником его рассказов «Свобода и цепь» она объединена одной общей темой – поисками себя, идеей свободы выбора человеком собственного пути, в конечном счёте обретения им своего места в этом мире.

Пишет молодой прозаик не в привычной читателям классической манере, всё повествование строится на метафорах, как, например, две капли засохшей крови на погонах досрочно демобилизованного с армейской службы новобранца взамен двух алых полосок на погонах оставшихся на срочной службе его сослуживцев в рассказе «Младший сержант» как нельзя более ярко свидетельствуют о продолжающемся в армии беспределе дедовщины. Служба в армии явилась настоящей жизненной школой молодого автора. Максим попал в горячую точку, и это не могло не наложить отпечатка на его прозу, которая стала и жёстче, и содержательнее.

Произведений, выстроенных на метафоре, в сборнике немало. Это и первые рассказы сборника «23» и «Муха», написанные с острым юмором, несколько выбивающиеся из общей канвы в целом серьёзной книги, и рассказ «Манекен», целиком выстроенный на контрастах. Жуков детально описывает трагизм положения нашего молодого современника в стремительно меняющемся мире, что ярко характеризует одна из фраз, брошенная в запале главным героем рассказа: «Да не манекен я, а живой. Живой я!»

Само название повести «По образу и подобию» свидетельствует о христианском мировоззрении её автора. Как и в предшествующем повести рассказе «Истина», уводящем читателя в ирреальный, потусторонний мир, в повести Максима прослеживается библейская тема создания человека Богом по образу и подобию своему. Герой Жукова, сталкиваясь с жизненными трудностями, стремится к «подобию» Творца, обнаруживая при этом недостижимость своей цели и идеала.

Читать Максима Жукова интересно. Всё, о чём бы он ни писал, молодой прозаик наполняет ясным смыслом, сопереживая и сочувствуя своим героям – маленькой беглянке из детского дома (рассказ «Побег»), молодому охраннику (рассказ «Манекен»), уже упомянутому досрочно демобилизованному призывнику, избитому и униженному старшим по званию (рассказ «Младший сержант»), самому себе, как это происходит в рассказах «Пустота» и «Быть сильным».

Как и в первой из увидевших свет книг, где автор погружает читателей в мир, в котором часы без механизма отсчитывают обратный ход времени, где внезапно зацветает чудом спасённое героем дерево, где дождь, будто живое существо, сопричастен ко всему, что происходит с нами, где вызывает искреннее сострадание посаженный на длинную цепь сторожевой пёс, предпочитающий сытой неволе голодную свободу. Все рассказы и повесть второго сборника Жукова пронизаны единым мотивом сопереживания к слабым и сирым, пониманием того, что ты в пути не одинок, поскольку «в мире есть я и Господь, а значит, нас уже двое».

 

От славословий до проклятий

обложка токарев

 ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ

Рецензия на книгу публицистики Александра Токарева «Между прошлым и будущим»

 Знаменитый французский романист Луи Буссенар как-то назвал публицистику «острой приправой, которой писатели приправляют художественные блюда». Искренне считаю, что молодой астраханский литератор Александр Токарев – мастер по приготовлению такой приправы!

Продолжая «кухонную» аналогию, можно сказать, что его приправа возбуждает аппетит. Другими словами, публицистика Токарева вызывает у читателя желание читать дальше! А разве не главное для писателя – вызвать интерес к своему творчеству? Другое дело – соглашаются ли читатели с мыслями и чувствами, вложенными в текст автором. Публицистика – такой жанр, который как раз и должен рождать желание спорить, сочувствовать или негодовать. Не зря первая книга Токарева называлась «Против течения»!

У заметок, очерков и рецензий автора этого сборника много преданных друзей. Однако хватает и яростных хулителей. Это замечательно! Значит, берёт за живое написанное! Значит, доходят слова публициста по назначению! Тем более что они нарочито политизированы. Разве может быть иначе, если всю свою сознательную литературную жизнь Александр – в стане «левых». Причём настоящих, не липовых. Трудно и опасно быть застрельщиком в жестокой битве за правду! А именно в этой роли уже много лет выступает Токарев, принимая на себя огонь искренних сторонников и беспринципных наймитов российского капитализма. Справедливости ради отмечу, что первых – единицы, зато уж вторых – пруд пруди! Даже не пруд, а болото, где квакают наперебой бесчисленные лягушки. Каждая публикация Александра вызывает зубовный скрежет во вражеском стане. Разве это – не высшая оценка его работы?

Но при всём при том Токарев – мастер рецензирования книг, спектаклей, кинофильмов. «Разбор художественных полётов» у него всегда точен и профессионален. Причём политические мотивы здесь играют не главную роль. Когда-то давно я написал такие строки:

– Пиши на злобу дня!
Редактор крепколобый,
Что ты шпыняешь
Грешного меня?
А ведомо ль тебе:
Так много этой злобы,
Что не видать за ней
И самого-то дня!

Так вот, в своих рецензиях на книги, спектакли и кинофильмы Токарев умеет «за злобой дня» разглядеть настоящее искусство, мастерство писателей, сценаристов, режиссёров, актёров. Конечно, полностью абстрагироваться от реалий нашей непростой жизни невозможно. Да и не нужно! Мышление критика должно быть не косным и ортодоксальным, а живым и гибким. К примеру, о новом романе «Любовь в эпоху перемен» одного из лучших современных русских писателей Юрия Полякова написано уже немало отзывов. Но только Токарев сумел разглядеть, что главный герой книги Скорятин, «журналюга», много сделавший для низложения социализма в СССР, уже в наши дни расплачивается сполна за содеянное: потерей любви и любимых людей, смысла жизни и самой жизни!

Фёдор Достоевский когда-то иронично написал о своих коллегах-публицистах: «Правдолюбцы притомились, справедливцы устали». Токареву такая судьба не грозит. Вот и выход в свет этой книги вызвал неоднозначную реакцию в обществе – от славословий до проклятий! Что ж, Александр, исполать тебе в этой трудной роли! Любви друзей и ненависти врагов!

Поделиться:


Знай наших!: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *