Жанна Русанова. В единстве с великой природой

ПУБЛИЦИСТИКА

Автор очерка – известный астраханский литератор, автор восьми книг прозы. Лауреат литературного конкурса им. Мусы Джалиля (2017). Большая часть её жизни связана с Астраханским государственным заповедником.

Размышляя над удивительными литературными творениями – книгами Новомира Борисовича Патрикеева, вижу сколь значительно воздействие природы на личность писателя. Для него ощущение единства с Великой Природой – превыше всего. В своих сочинениях он восторгается ей, дорожит каждой встречей, защищает и бережёт её. И каким многогранным, чистым и светлым русским языком он общается с читателем, рассказывая ему о различных состояниях времён года родного Севера.

«И вспыхнет, выплыв из-за края Земли, большое малиновое солнце. Заискрятся росинки, заблестят озера и старицы, засверкают цветы на зеленом травяном ковре, и здесь, на изумрудно-золотых пойменных просторах, при ходовой охоте с благородной собакой на благородную дичь Вы наиболее полно ощутите гармонию всего живого и неживого на Земле, человеческое единство с ним».

Охотничьи рассказы и очерки Н.Б. Патрикеева, в которых он достоверно и искренне пишет о себе, нередко направлены на развитие культуры охоты. Так, например, в отдельные годы, когда сокращались сроки или запрещалась весенняя охота, он глубоко переживал – очень не хотелось пропускать сезон. Жажда поохотиться была так велика!  Но правила есть правила и нарушать их просто непозволительно уважающему себя человеку. Это – как доброе напоминание охотникам о том, чтобы они стремились непременно соблюдать сроки охоты, нормы отстрела, знать каждый вид водоплавающей дичи, не стрелять самок и хорошо изучить виды птиц, зарегистрированных в Красных книгах.

«Улучшать нравы своего времени, – как верно высказался О. Бальзак, – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель». Патрикеев Новомир Борисович заботится не только о нравах читателей, но и преподносит им свои энциклопедические знания. В чём я глубоко убедилась, изучая книгу писателя «Весенняя охота на водоплавающих птиц в Об-Иртышье», прекрасно изданную в Ханты-Мансийском «Полиграфисте». В ней я нахожу    обширную авторскую библиографию о природе, охоте, экологии, кольцевании птиц, об особо охраняемых птицах Обь-Иртышья, что представляет большую ценность для серьёзного читателя.

С интересом читая эти записки охотника Северо-Западной Сибири, я ожидаю встречи в них с чем-то мне очень близким. Радуюсь, что предчувствия оправдались и любуюсь описанием прихода Весны.

«Оглашая ещё заснеженные просторы Севера серебряными трубными кликами, первыми из водоплавающих прилетают весной на родину охраняемые законом огромные лебеди-кликуны». С этих, на первый взгляд, простых книжных строк передо мной предстаёт писатель – человек светлый, с добрым сердцем и чистой душой. И я неожиданно окунаюсь в далёкое детство, вспоминаю своё первое знакомство с прозой Ивана Сергеевича Тургенева – «Записки охотника». Азы уважения к Природе, еще шестилетней, прививал мне любимый дедушка охотник — Прокофий Иванович Моисеев. Весной он показывал мне ледоход на реке Кутулук, а перед началом осенней охоты мы проводили разведку озёрной местности.

Всю свою жизнь мы – три автора Триптиха – связаны с Природой.  Сначала это были Вологодская область и Среднее Поволжье, а потом   –   дельта Волги и Северный Каспий, Западная Сибирь. Вот почему нам так близка, понятна и дорога проза Новомира Борисовича.

Возвращаюсь к цитате о лебеде-кликуне, с которой просто необходимо познакомить читателя. Она – необыкновенно интересна.

«Лебедь – издревле одна из самых почитаемых людьми птиц. Его образ всегда связывался с самым святым, чистым, нередко таинственно-мистическим: лебединая песня, лебединая любовь, лебединая верность. Образ лебедя живёт в старинных и современных песнях, легендах и преданиях.

У древних славян была великая богиня матерь Сва, её другое название – Лебедь. На памятнике в Киеве его основателем высечены имена: Кий, Щек, Хорив и Лыбедь. Лыбедь – Лебедь в русской летописи – это вся древняя земля славян».

Передо мной раскрытая книга – «Болотно-луговая охота со спаниелем». Спонсор ее издания – экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Это лучшее подтверждение того, что произведения Н.Б. Патрикеева прививают бережное отношение к природе и всегда будут способствовать охране животного мира края.

Он много пишет о «краснокнижниках» (так автор их называет), т. е. о редких видах птиц, занесённых в Красные книги. Первым в одноимённом разделе стоит белый журавль или стерх – эндемичный вид России, находящийся на грани исчезновения.

В 1961-1963 гг. Н.Б. Патрикеев работал директором оленеводческого совхоза «Верхнетуровский» на реке Пур, и основным местом выпаса оленей был бассейн реки Худосей. Читаю и останавливаюсь на невероятных совпадениях названий сибирских рек Пур и Худосей с именами журавлей Пур и Худосея, встреченных в дельте Волги летом 2016 года.    Эти стерхи родились и выращены в питомнике Окского заповедника. Их выпустили в природу в октябре 2015 г. на Обжоровском участке Астраханского заповедника. В период зимовки птиц встречали в Краснодарском крае в районе Темрюка, а летом они вернулись снова в дельту Волги.

Орнитологи Окского заповедника назвали стерхов в честь сибирских рек, в междуречьи которых в прошлом рыбаки и охотники еще видели диких белых журавлей.

В чём же «высший смысл охоты», – размышляет Новомир Борисович Патрикеев в одном из своих произведений. «Что это – непреодолимая страсть, инстинкт, зов предков? Или более тонкие чувства: романтика скитаний, поэзия закатов — рассветов, интерес естествоиспытателя к гармонии всего живого на Земле? Да всё вместе. И ещё – постижение собственного единства с Великой Природой».

Автор вспоминает, что выбраться на охоту в весеннюю посевную для него было настоящим «праздником от участия в празднике природы», когда всю ночь проводил он в скрадке.

«Особенно нравилось время на стыке вечерней и утренней зорь, какое-то серебряное и по цветовой, и по звуковой гамме, оттеняющее волшебство полярной ночи. Солнце ненадолго спрячется за седым Уралом, и тут же лучи невидимого светила начинают золотить верхушки деревьев на горе… синевой искрится прибывающая на глазах вода. Белая трясогузка-ледоломка церемонно и часто, по-японски, кланяясь на песке, провожает последние льдинки. Они и матово-гладкие с круглыми вытаявшими ямками, и сине-зелёные, прозрачные, словно дорогой хрусталь, и столбчатые, как друзы горного кварца».

Литературное наследие писателя-прозаика Новомира Борисовича Патрикеева – не только уникальное явление в жизни Сибирского региона, но и большая культурная ценность. Это неиссякаемый источник мудрости и воспитания любви к Природе.

Поделиться:


Жанна Русанова. В единстве с великой природой: 1 комментарий

  1. Уважаемая Жанна! Много лет дружу с Вами и с Вашим замечательно талантливым семейством и не устаю восхищаться Вашей способностью ярко рассказать о красоте нашей родной русской природы. Вот и в очерке о мудром писателе и чутком охотнике Новомире Борисовиче Патрикееве присутствует и второй герой, вернее, героиня — родная для всех нас наша раздольная Волжская дельта, где летом роняют в воду белоснежные перья красавцы лебеди, куда прилетают пока ещё не исчезнувшие стерхи, и где трудятся прекрасные добрые люди, берегущие всю эту красоту. Ваш очерк, призывающий нас всех помнить об этом, так нужен именно сейчас, в наши неспокойные времена. Спасибо Вам за доброе слово о добрых людях и доброй нашей природе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *