
В крупных городах быть пешеходом – дело рисковое. Пойдя в булочную, с лёгкостью можно оказаться в травмпункте, а то и на больничной койке. По статистике МВД, в 2022 году в стране было зарегистрировано 941 ДТП с участием электросамокатов и электроскутеров – средств индивидуальной мобильности (СИМ), в прошлом году число таких происшествий превысило 4 тысячи. В них погибли 44 человека и ещё более 4100 человек получили травмы. Власти пытаются как-то урегулировать ситуацию, но принятые меры можно назвать в лучшем случае паллиативными. При этом не приводится сколько-нибудь стоящих аргументов, почему разрешённая скорость езды СИМ (25 км/час) по тротуару считается безопасной. Попробую их переубедить.
Понятно, что курьерские фирмы расцвели пышным цветом не на ровном месте. Всё рынок, господа, с его законом соответствия спроса и предложения. И чем больше граждан в стране будет работать на дому дистанционно, тем больше будет спрос на услугу доставки и соответственно тем больше появится на тротуарах (если ничего не изменится в позиции властей) шустрых курьеров без руля и ветрил.
Чтобы выглядеть не сильно виноватыми перед травмированными пешеходами, власти жонглируют терминами. Вместо транспортного средства, которое априори должно двигаться по дорогам, придумали термин «средства индивидуальной мобильности», придумали для них ограничения и предписания в ПДД, но достаточно один раз прогуляться пешком, чтобы выяснить – СИМобилистам ПДД не указ. На тревожную статистику ТТП (тротуарно-транспортных происшествий) власти периодически реагируют. Но так, чтобы и бизнес невзначай не обидеть, и о пешеходах как бы порадеть. Раз в году даже радуют репортажами в СМИ о рейдах полиции по проверке допустимых мощностей СИМ, скорости их передвижения, наличия номерных знаков и прочая. В числе последних нововведений норма допустимой скорости езды по тротуарам на СИМ с массой до 35 кг – 25 км/час. Заметим, это без ограничения общей массы движущегося объекта, куда входит масса самого СИМ + масса седока + масса короба с товаром. А ведь без учёта этих данных все потуги регламентации правил взаимоотношений пешеходов и СИМ-гонцов теряют смысл.
Рассчитаем, по самым скромным параметрам, силу (энергию) удара СИМ с седоком в пешехода. Представим, что курьер законопослушен и не выжимает из своего электродруга его возможные 40–60 км/час, а едет с разрешёнными 25; массу самого коня возьмём по минимуму – 25 кг; собственный вес водителя усредним до 75 кг и представим, что нашему экспериментальному пешеходу повезло и на него налетел доставщик с пустым коробом и, таким образом, общая масса агрессивного снаряда – 100 кг.
Подставляем цифры в формулу и получаем кинетическую энергию удара – 2450 джоулей (Дж). Дальше наводим у травматологов справки о возможных повреждениях костей и мягких тканей при воздействии на человека такой энергии. Обращаемся для этого к официальным научным источникам, хотя они и скудны, но всё же есть. А.В. Капустин, доктор медицинских наук, профессор, статья «Об экспертной оценке силы ударов тупыми твёрдыми предметами». Читаем:
«Анализ работ судебных медиков, изучавших различные аспекты механизмов и условий возникновения повреждений при действии тупых предметов, позволяет выделить четыре степени силы удара тупыми предметами:
1) Небольшая сила удара – до 160 Ньютонов;
2) Значительная сила удара – от 160 до 1960 Н;
3) Большая сила удара – от 1960 до 4900 Н;
4) Очень большая сила удара – более 4900 Н.
Наиболее подробно среди различных повреждений изучены условия возникновения переломов костей черепа и некоторых других костей скелета… переломы костей свода черепа в виде трещины внутренней костной пластинки возникают при ударах с силой от 2186 Н. При ударе ниже мечевидного отростка до 3471 Н образуются симметричные переломы 8–10, 11–12 рёбер…»
Напомню, скалярная величина потенциальной энергии в 1 Дж = 1 Н вектора силы. Далее в той же статье приводится таблица разрушающей нагрузки на длинные трубчатые кости. Так, для большеберцовой кости достаточен удар тупогранным предметом (45°) в средней трети (как раз там, куда приходится удар колесом скутера по ноге): для мужчин – 148,4±3 Дж, для женщин – 128,3±6 Дж. Как мы выше уже рассчитали, наш условный курьер, если не успеет притормозить, врежет по организму пешехода с энергией 2450 Дж. Представляете, какие повреждения грозят взрослому человеку? А что случится с ребёнком? Притом что дети на тротуарах менее внимательны, зато более импульсивны и непредсказуемы.
Что мешает предписать курьерам движение только по дорогам, перестав манипулировать терминами, что скутеры и самокаты, способные, в зависимости от модели, развивать скорость до 60 км/час – это СИМ, а не полноценные транспортные средства? Лоббирующие тему эксперты сразу приводят аргумент – слалом курьеров по проезжей части затруднит и без того вязкий городской трафик. Для подкрепления позиции тиражируются картинки, где двухколёсные электромонстры бодают двери, крылья и бамперы машин. И тут возникает самый нехороший вопрос к властям. А что вообще им дороже? Жесть и пластик бездушных авто или жизнь и здоровье людей?
С точки зрения экономических издержек всё вообще предельно просто. Сколько нужно учиться на жестянщика и сколько на травматолога? За сколько дней жестянщик отрихтует помятое крыло или заменит треснувший бампер? И за сколько койко-дней травматолог справится с трещиной внутренней костной пластинки черепа или соберёт и заживит оскольчатый перелом голени жертвы наезда? И сколько потом соцстрах выплатит по больничным? А если за компанию с пешеходом пострадает ещё и упавший курьер? И без точной статистики очевидна несопоставимость материальных и моральных потерь.
Страхи же законодателей по поводу трафика представляются преувеличенными. Габариты скутеров легко вписываются в ширину обочин. При соблюдении правил ПДД какие могут быть проблемы? Да, хозяевам фирм-доставщиков придётся разориться на страховки. Но в случае ДТП по вине их сотрудника достаточно будет с помощью регрессных исков ошкурить парочку-тройку нерадивых лихачей, и остальные быстренько поумерят азарт погони за немаленькой зарплатой и чаевыми. Цыганскую почту в гильдиях никто не отменял.
Легче станет и адвокатам. Доказательная база ДТП у владельцев машин куда как богаче благодаря видеорегистраторам, нежели у пострадавших пешеходов. У них, бедолаг, увы, нет ни зеркал заднего вида, ни регистраторов тротуарного движения во лбу. Будучи сбитым с ног и даже оказавшись везунчиком без переломов и сотрясения мозга, вряд ли сразу сообразишь включить видеокамеру смартфона. К тому же крайне маловероятно, что виновник наезда бросится помогать жертве, тем более оставлять свои контакты для предъявления претензий. Номерные знаки, которыми должны быть оснащены СИМ, – горе одно: без лупы не считаешь, нередко погнуты, обломаны, затёрты. Когда очухаешься, курьера уже и след простыл. Не дурак же он.
В общем, куда ни кинь, пешеходу везде клин. И беда не только с курьерами. С тайным содроганием каждый год ждём открытия летнего сезона самокатчиков. Технические характеристики тяжёлых арендных самокатов незначительно уступают таковым у скутеров. Зато пренебрежение запретом на езду на СИМ вдвоём вдвое и добавит проблем сбитому пешеходу.
Кстати, о запретах. Как обычно, их больше, нежели возможностей контроля их соблюдения. К примеру, существует штраф за превышение скорости (до 5 тыс. рублей). Кто-нибудь видел хоть раз на тротуаре гаишника с радаром контроля скорости? А вот ещё смешнее. Согласно правилам, при движении СИМ вместе с пешеходами приоритет всегда у пешеходов. Это какой такой приоритет? На личном опыте выстрадан только один – мысленно обматерить ездока, когда он из-за спины бесшумно выскочит на скорости 25 км/час в двух сантиметрах от локтя, и помчится дальше, закладывая виражи между прохожими. Ясно же, что скорость выполнения заказа – конкурентное преимущество в бизнесе. Поэтому, если нет реальных мер контроля за выполнением каких-либо норм и правил, полагаться на законопослушность курьеров – пустое дело. Когда мозги дурманит запах барыша, строгость российских законов с лёгкостью компенсируется необязательностью их исполнения.
После безуспешных призывов к гражданскому сознанию самокатчиков и нескольких происшествий с нанесением тяжкого вреда здоровью власти Парижа, проведя местный референдум, в 2023 году полностью запретили СИМ на тротуарах города. Неплохо было бы теперь и нам узнать – какую статистику транспортно-тротуарных происшествий наши законодатели сочтут критической, чтобы последовать мудрому примеру французов.
«Литературная газета»
К проблеме стоит подходить комплексно. Проезд на общественном транспорте значительно подорожал, особенно в Астрахани, где уровень доходов населения один из самых низких в стране. Цены на поездки на «Волгобасах» выросли в полтора раза, а на такси − в 2–2,5. «Газели» тоже увеличивают стоимость проезда, но не так стремительно. Однако не за горами тот день, когда их полностью снимут с маршрутов. Поэтому нашим гражданам придётся адаптироваться к транспортной реформе и находить новые способы передвижения. Я заметил, что пенсионеры уже активно осваивают самокаты, скутеры и велосипеды на электротяге и могут ездить на них не хуже курьеров, доставляющих пиццу. С одной стороны это радует, с другой, когда видишь, что пожилые люди пренебрегают элементарной защитой, вроде шлема, дрожь берёт. Я понимаю: дорого, неудобно, да и нет специализированных секондхендов, чтобы можно было разжиться дешёвенькой экипировкой, но ведь жизнь на кону! А дороги, особенно после зимы, вызывает ужас – такие ямы и колдобины, что не мудрено ноги переломать, даже пешеходу. Самокатчики от этого лишний раз «играют в шахматы», пугая пешеходов и владельцев полноценного транспорта.
«Понятно, что курьерские фирмы расцвели пышным цветом не на ровном месте. Всё рынок, господа, с его законом соответствия спроса и предложения». Тут я на сто процентов согласен с автором, но вот дальше он пишет: «И чем больше граждан в стране будет работать на дому дистанционно, тем больше будет спрос на услугу доставки и соответственно тем больше появится на тротуарах (если ничего не изменится в позиции властей) шустрых курьеров без руля и ветрил». Дело не в домоседах, а, как я уже сказал, в транспортной реформе. Плюс, мало столовых, а те, что есть, не радуют ценами. Дешевле, находясь на работе, заказать еды курьерской доставкой. Или самому смотаться на личном СИМе, хорошо, если новом, ведь как известно, для них НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТЕХОСМОТРОВ. Да что там говорить, в городе есть всего одна точка, где обслуживают данную технику. И вот тут всплывают неочевидные, казалось бы, подводные камни.
Чуть больше недели осталось до официального открытия мотосезона, куда, как водится, приедут и самокатчики на форсированных аппаратах. Самое время провести для них и водителей мотоциклов уроки культуры вождения, разрешить проблему с отсутствием доступной экипировки владельцев двухколёсной техники и поговорить о расширении сервисов техобслуживания, а уж только потом перекрывать улицы города для коллективной поездки и устраивать празднество.