Юрий Щербаков. Символом Астраханской области может стать графоманское сочинение?

Да, судя по итогам общественного голосования за проекты гимна Астраханской области, такое может случиться. Количество голосов, набранных соискателями, свидетельствует не столько о сочинительских талантах авторов, сколько об их умении мобилизовать «электорат» на голосование. Тоже, конечно, ценный дар, но далёкий от музыкального и литературного творчества. Предполагаю, что большинство проголосовавших вряд ли вслушивались, а уж тем более – вчитывались в тексты проектов.

Да и вообще, сама идея такого голосования на портале гос.услуг представляется, мягко говоря, странной. Это ведь не за приоритет в благоустройстве городских улиц голосовать! Принцип «нравится – не нравится» здесь не годится. Вот, к примеру, решат завтра провести голосование, чтобы определить, как будем писать: «жи, ши» или «жы, шы». Уверен, что многие предпочтут второй вариант. Потому что нравится, ведь так же удобней: как слышится, так и пишется! Долой правила и законы!

А ведь стихосложение тоже имеет свои законы, основы которых закладывал, между прочим, наш земляк Василий Тредиаковский. Текст гимна – это прежде всего стихотворение, которое создаётся именно по законам стихосложения. Без скидок на то, что музыка все огрехи скроет, что на слух и так сойдёт. Не сойдёт! Символ нашей области должен быть изготовлен профессионально! И бездарности, которая в литературе зовётся графоманией, здесь не место.

Наверняка кто-то меня упрекнёт в том, что пишу эти строки из зависти к более «удачливым» соперникам, что хочу сам стать автором текста гимна. Конечно, хочу! Но ещё больше хочу, чтобы не пришлось краснеть потом за чужие неумелые строки, которые могут стать общим «достоянием» астраханцев. Вопреки здравому смыслу. Не хочу, чтобы профессиональные поэты и настоящие любители литературы упрекали меня и моих товарищей по астраханскому «литературному цеху» в том, что мы не сумели помешать торжеству графомании.

Думаю, что в своих заметках известный астраханский поэт Павел Радочинский достаточно убедительно и объективно «разобрал» тексты «лидеров общественного голосования». Я из них убрал только добрые слова в мой адрес.

ПАВЕЛ РАДОЧИНСКИЙ

О ТЕКСТАХ ПРОЕКТОВ ГИМНА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Гимн – песня торжественного характера, служащая музыкальным символом государства (например, гимн РФ), социальной группы, повстанческого движения, политической партии». («Большая российская энциклопедия. 2004 – 2017»).

Я намеренно процитировал эти строки. Будущий гимн Астраханской области должен стать песней торжественного характера, служащей музыкальным символом субъекта РФ – Астраханской области и социальной группы – «жители Астраханской области». То есть прежде всего речь идёт о музыкальной составляющей гимна. Гимн может существовать и без слов. Текст должен быть, как говорится, «без сучка и задоринки», чтобы не испортить музыку. В нём не должно быть случайных слов и выражений. Не зря же слова гимна России, а прежде – гимна СССР, написал великий детский поэт Сергей Михалков. А для детей, по выражению Корнея Чуковского, «нужно писать как для взрослых, только ещё лучше!» Я, член Союза писателей России с 1996 года, в этих заметках попытался говорить о текстах проектов гимна Астраханской области как о художественных произведениях, стихотворениях.

Я внимательно прочёл все 33 текста. Первое, что хочется отметить: небрежность в оформлении некоторых работ. Не поверю, что нельзя найти возможность подать текст на конкурс в печатном виде, а не в виде рукописи! Я полагаю, что такие работы нельзя было принимать на конкурс. Ведь, это мягко говоря, неуважение к тем, кто будет их читать.

Ещё один момент. Я понимаю, что уровень общей грамотности, увы, сильно упал. Но подавать на конкурс работы, в которых напрочь отсутствуют знаки препинания, или тексты с грамматическими ошибками и явными опечатками, нельзя!

Ещё один момент. Из представленных на конкурс проектов едва ли не третья часть – проекты гимна города Астрахани, а не Астраханской области! Видимо, участники невнимательно читали Положение о конкурсе.

Что касается остальных работ, то удручает плохое владение их авторами стихотворной техникой, азами стихосложения. Некоторые из них попросту не умеют рифмовать. Так что говорить подробно о таких опусах не стоит. Есть тексты, написанные профессионально, – Б.А.Свердлова (музыка С.Н.Малова), А.Е.Аносова (музыка И.В.Ефимова), к примеру. Но это тексты песен, а не гимнов! Нет в них той самой особой торжественности, которая здесь необходима. Может быть, они и станут хорошими песнями, патриотическими и лирическими, но не гимнами!

Общественное голосование определило лидеров. Вот на их работах я и остановлюсь подробнее.

О ТЕКСТЕ ДЕНИСОВА В.В. (музыка Ю.А.Потеенко)

Сначала о технической стороне. «Храня» – «Кремля» (3 куплет) – не рифма, а два слова, заканчивающиеся на одну букву. Тем более не рифма «Труд» – «открыт» (4 куплет).

В 3 куплете последняя строка начинается со слова «моЯ». Чтобы сохранить ритмику, его приходится читать как «мОя».

В 4 куплете – «в нашем сердце». По-русски – «в наших сердцах», тем более, что речь идёт о «ста народах». Кстати, а почему 100? Неужели в области ровно сто народов живёт?

Здесь же в 4 куплете – «мы в единстве сильны». По-русски – «мы единством сильны».

В 1 куплете «ветер… принёс …согласье людей». По-русски – «принёс людям».

В припеве — просто безграмотное выражение – «часть России одной, ставшей общей судьбой». По-русски – «ставшая общей судьбой».

Теперь о смысле написанного. Текст гимна – это произведение, где, повторюсь, каждое слово должно быть на месте. Оно не должно вызывать недоуменных вопросов, в нём не должно быть случайных слов и выражений!

«Свежий ветер свободных степей». Почему «свободных»? От чего «свободных»? Автор обращается к нему, то есть, к ветру:

«Свежий ветер свободных степей,

В общий дом на века ты согласье принёс

Сильных духом, открытых людей!»

Почему принёс? Откуда? Кстати, а знает ли автор отличие выражений «на века» и «навеки»? «Навеки» – навсегда, а «на века» – на определённое число веков. Так на сколько веков «ветер согласье принёс»?

И вообще, если понимать выражение буквально, то получается, что ветер принёс людям, живущим в общем доме, согласье каких-то людей. Ну да, «сильных духом, открытых», но не жителей этого дома! И согласье на что?

Не должно быть в тексте гимна таких «рекбусов» и «краксвордов», как говорил незабвенный Аркадий Райкин!

Это касается и второго куплета.

«От Петровских времён нам завещано жить

И гордиться делами отцов –

Астраханской Губернии истинно быть,

Среди золота древних песков!»

Почему от Петровских времён? Астрахань присоединили к Российскому Государству в 1558 году, задолго до Петровских времён! Значит, велено жить и гордиться делами отцов только с Петровских времён? Кстати, а причём здесь золото древних песков? Это что, главное богатство нашего края? Случайные слова. И рифма здесь «изящная» – «жить – быть». Впрочем, не уступает ей в «изящности» и рифма из припева – «вершить» – «хранить»! Эдак километрами можно глаголы рифмовать…

Третий куплет тоже вызывает вопросы.

«У Каспийских ворот, мир и правду храня,

С непокорной стоишь головой.

В золотых куполах отражаясь Кремля,

Моя Родина всюду со мной!»

Речь идёт о крае, губернии, местности. Как они могут СТОЯТЬ? Да ещё и с непокорной головой? Главой, по-старинному. Может, автор Главу, то есть Губернатора имеет в виду? И кому же он непокорен?

«Моя Родина всюду со мной!» – это замечательно. Но каким образом она может быть всюду с автором, отражаясь в куполах Кремля? Вопросы, вопросы…

Есть они и к четвёртому куплету.

«Сто народов растят в честной дружбе детей,

В нашем сердце – и Доблесть, и Труд.

Мы в единстве сильны, а для добрых гостей

Испокон века дом наш открыт».

Почему дружба – честная? А бывает другая? Тогда это не дружба! Ну, Доблесть в одном на всех сердце – это понятно. А вот Труд – это как?

Припев – один из главнейших элементов гимна, тем более, что он повторяется 4 раза.

«Астраханской земле –

Многих, благостных лет!

Нам историю вместе вершить.

Часть России одной –

Ставшей общей судьбой

С благодарностью в сердце хранить!»

Что значит – «часть России одной»? Разве есть другая? Наверное, имеется в виду «единая Россия»? Но она в строчку не лезет, поэтому и появилось «одной»? Выражение «благостных лет» – вроде бы, правильное. Но из лексикона позапрошлого века, как и «испокон веку» в четвёртом куплете. Нельзя утяжелять текст архаизмами! Кстати, «испокон веку» пишется именно так, а не «испокон века», как у автора.

Резюмирую: текст сырой, с неграмотными выражениями, со смысловыми ляпами, с недостатками в стихотворной технике.

О ТЕКСТЕ БЕЗРУКОВА Д.Ш. (музыка Панченко И.А.)

К сожалению, автор не считает нужным рифмовать 1 и 3 строки в куплетах и припеве. В гимне же это просто необходимо для торжественности и благозвучности. А в четвёртом куплете и вовсе «рифмуется» «всегда» – «века». В этом же куплете неграмотное выражение:

«За доблестный труд в суровые годы

Прославил себя на века!»

По-русски правильно – «доблестным трудом прославил».

Во втором куплете строчка «здесь песни поют под гармонь и под дОмбру». По-русски правильно – «домбрУ». И само выражение «под домбру» – труднопроизносимое и трудновыпеваемое. Избегать «д – д», «т – т» в концовках и началах рядом стоящих слов – азы стихосложения. А уж в гимне, где, как говорится, каждое лыко в строку, – всё должно быть благозвучно. И ещё. Я могу предположить, что этой строкой автор хотел подчеркнуть многонациональность нашего населения. Но если домбрА – казахский народный инструмент, то гармонь считают своей и русские, и татары, да и другие народы. То есть она не является национальным символом. Так что строчка получилась ни о чём.

Резюмирую: автор не владеет стихотворной техникой, есть смысловые и грамматические неточности, поэтому говорить всерьёз о его проекте, как о литературном произведении, не приходится.

О ТЕКСТЕ ТЫРНОВОЙ Е.А. (музыка Хайбулиной Ю.Б.)

Автор текста не владеет умением рифмовать. «Кремля» – «тебя», «храня» – «моя» – не рифмы, а пары слов, заканчивающихся на букву «я». При этом автор во всех трёх куплетах и припеве пытается рифмовать только 2 и 4 строки, не рифмуя 1 и 3.

Выражение «столица Каспия» – неточное, напрашивается «столица Прикаспия».

Заключительная строчка в припеве – «Пусть несётся слава над миром и страной!» Несётся яйцами, что ли? Правильно – «разносится». «Гремит», «летит» – да мало ли точных слов можно подобрать!

«Ах, край астраханский – великий, старинный.

Астраханская область – родная земля

Веками стоишь ты на юге России,

Где волжская степь и бескрайни поля!»

Край, область, земля СТОИТ? «Волжская степь» – это как? Степь на волжском острове, что ли? Может быть, заволжская, приволжская, но никак не «волжская»! А «бескрайни поля» – разве не в степи находятся? Край наш, конечно, старинный. А вот «великий» – явный перебор.

Резюмирую: автор не владеет стихотворной техникой, есть неточности в выражениях.

Поделиться:


Юрий Щербаков. Символом Астраханской области может стать графоманское сочинение?: 8 комментариев

  1. Полностью согласна с мнением Юрия Щербакова и Павла Радочинского. Откровенная графомания и с большинством «народных» голосов ( судя по всему, авторами так именуемых «гимнов» организованных) не пройдёт!

  2. А то не дай боже получится как на гербе Иркутска: люди заказали тигра, несущего в пасти лису, только назвали его бабр по-старорусски, как, видимо, у них там принято. Девочки-дизайнеры всё поняли — бобр так бобр. Нарисовали и утвердили бобра, который тащит в пасти лису, — вот так нормально. Утвердили ведь)))

  3. Я полностью согласна с авторами статьи.Её нужно переслать на сайт министерства культуры и другие для просвещения астраханцев.

  4. Всё правильно в статье о авторах — графоманах. Надо для таких больших литературных проектов брать мерилом не оценки по количеству голосов, а рецензентов от литературы, профессиональных критиков, тогда не будет безграмотных литературных, или нецензурных творений.

  5. А так все хорошо начиналось…
    Полностью согласен с авторами статьи.

  6. Получивший первое место опус — полная дрянь. Масса стилистических ошибок в тексте. Дурацкая музыка. Полностью согласен с Павлом Радочинским.

  7. Сергей Владимирович Масловский говорит :

    Молодец, Паша! Согласен на сто процентов — чистая графомания (имея ввиду победивший текст). Музыкальная часть еле-еле «нивелирует» текстовую галиматью. Конечно, это не имеет никакого значения, поскольку понравилось тем, кто всё затеял, а это — главное. Одно утешает — не нам вставать в позу суслика под исполнение сего «Опуса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *