Валерий Татаров. «Пусть бегут неуклюжи…»

Чего только не сделаешь ради детей!.. Сходили всем табором на воспетого всеми СМИ, кассового рекордсмена» «Чебурашку»… Если не разворачивать слишком широко «меха» для объёмной рецензии, то фильм местами очень красив. Особенно в сцене со сбором апельсинов. Но сам фильм рассчитан на очень невзыскательного зрителя. И дело не том, что он – как бы «детский». Фальшак – он и в детском саду фальшак…

«Чебурашка» Успенского – это поэма о силе слабости, о верных товарищах и счастье в добрых делах во имя других… Франшиза по мотивам «Чебурашки» получилась бессмысленным набором сценарных ошибок, когда «одно из другого совсем не следует». В таком случае зритель начинает искать хотя бы что-то, что оправдает его ожидания. Подойдёт даже то, как Чебурашка описался и совсем, как другой герой из другого фильма скажет: «Тёпленькая пошла»… ( В зале дружный хохот).
Но такой примитивный сценарий могли вытащить только гениальные актёры. Чего не смогли сделать актёры среднего уровня, какими мне представляются Сергей Гармаш и Елена Яковлева (а других у нас практически не осталось). Игра всех актёров , что называется, «была видна». Органичным и естественным был, как всегда, только Фёдор Добронравов.
Верхом фальшака стала линия молодости дяди Гены в исполнении Гармаша. В молодости дядю Гену играл, разумеется, другой актёр, фамилию которого почему-то не хочется узнавать… Так вот, жена дядя Гены разбивается на дельтаплане (что, согласитесь, не совсем характерно для «детского» кино), и он не находит ничего лучшего, чтобы справиться с горем, как отдать любимую дочь на воспитание тётке, похожей на зомби. Сцена с «перетягиванием» руки девочки и касания пальцем уходящего отца должна была по идее стать кульминацией детского горя. В самом деле, девочке не повезло – иметь в отцах патологического предателя – небольшое удовольствие.
Потом дядя Гена так же легко и немотивированно предаст своего друга Чебурашку, чтобы спасти шоколадный бизнес дочери, перед которой, в свою очередь, дядя Гена, по законам индийских сериалов, как вы понимаете, всю жизнь виноват.
Хотя апельсиновая тема преобладает в первой трети фильма (Чебурашка питается ими в промышленных масштабах), её постепенно вытесняет шоколадная линия.
Дочь вместе со слегка дегенеративным и безвольным мужем делает вкусный шоколад. Им завидует бизнесвумен и владелица крупного шоколадного бизнеса. Чуть не убив шоколадной ракетой сынишку талантливых представителей малого бизнеса, буквально на следующее утро бизнесменша приходит на день рождения Чебурашки, кается и хочет начать новую жизнь…
Тема шоколада, как образа счастья и сублимации детской психотравмы, проходит через весь нехитрый сценарий…
Судя по тому, что я читаю в виде восторженных откликов на это «самое кассовое» «кыно» в истории российского проката, в целом массовый зритель доволен. Если считать этот показатель «успехом», то я Вас не поздравляю.
Известна крылатая фраза Фаины Раневской о том, что «если раньше халтурили ( в смысле, фальшивили) только актёры на сцене, а теперь халтурят ещё и зрители в зале», многое объясняет в коммерческом успехе «Чебурашки».
На дворе смутные времена, ещё не спала волна искусственно нагнетаемого страха пандемии, идёт спецоперация, горе сочится из всех новостей… Будущее не очевидно, но тревожно… И тут – милый детский водевиль по мотивам сказочно популярного мультяшного героя из ещё не забытой эпохи «уверенности в завтрашнем дне»…
Всё и всех можно понять. Но в эстетическом и культурном смысле, конечно, мы опускаемся всё ниже.
Примитивизация эмоций – это процесс рукотворный и напрямую связан с молохом массовой потребительской культуры. На это и был расчёт «Чебурашки». Примитивный сценарий, дорогой антураж, компьютерная графика и ностальгическая любовь к лучшим советским мультфильмам — и три миллиарда кассовых сборов у Вас в кармане.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *