Иные «верующие» люди удивляют меня тем, что выраженно и не скрывая этого, не любят неверующих. Они считают себя умнее. Из них торчат, словно иголки из подушечки, на всякий житейский случай цитаты из Библии. Они рады любому промаху ближнего и, преисполненные собственной непорочности, произносят, видя, как оступился другой человек, загадочное слово: «Искушение». Они знают праздники и церковный календарь. Презирают тех, кто не знает, «какого святого мы сегодня чтим». Вообще их вера — напоказ. Витринная. Между тем, как Христос, наоборот, презирал фарисеев и «книжных» верующих.
В основе такой «веры» — любовь к себе, а не к ближнему. В этом угадывается самая отвратительная разновидность гордыни — гордыня «праведности». Это ещё — банальный эгоизм любящего лишь одного себя человека. Вообще эгоизм — признак душевного расстройства. Эгоизм «верующего» — это нечто посерьёзнее.
«Перемолившиеся» — так их ещё именуют. Почему-то таких «верующих» всегда много там, где строится новый храм. Словно через саму эту стройку они самоутверждаются в своём «особом религиозном чувстве». Их вера должна быть всем видна и желательно зафиксирована в камне. По этой логике «храмов должно быть больше». «Видите, какую церковь отгрохали? А покажите вашу?»
В их среде родился дикий тезис о храмах «шаговой доступности». Словно речь идет о магазинах «Пятёрочка».
Им неведомо, что храмы и монастыри — они для избавления от гордыни, а не для её утверждения. Они — вызов сатанинскому миру, а не «манифест присутствия» православия.
Ведь вера не в брёвнах, а в рёбрах.
Главное в храме — проповедь Христа. А самая главная проповедь — это поведение проповедника, его дела и отношение к другим людям. Православные часто ничем не отличаются от не православных, кроме того, что раз в неделю ходят в церковь. Оставшиеся шесть дней они живут так, словно и не божились, не клялись перед причастием Христу в верности.
Они могли бы изменить жизнь в России. Своим примером и отношением к делам.
Даже, если предположить, что воскресную службу посещают 3-5% крещёных людей, то это не менее 5 миллионов христиан, жителей и граждан страны. Огромная сила для России. Но она никак себя не выражает. Не определяет характер общественных отношений. Потому что слова расходятся с делами. С этим у нас огромная проблема.
Посмотрите, что пишут такие «верующие» люди, призывая людей жертвовать на возрождение храма. «Каждый ваш рубль отзовётся стократным звоном в Вечности»…
А мы и не знали, что Вечность говорит звоном монет. Не дай Бог ещё и Там, в Вечности, нам слышать этот всепроникающий во все сферы нашей земной жизни дьявольский звон.
Но это не досадная опечатка, возникшая от недомыслия. Это суть их «храмостроительства» — любой ценой доказать миру свою «веру». Ведь «без денег вера мертва», как шутят втайне от мирян священники.
Я не понаслышке знаю, сколь велик сейчас духовный голод ищущих истину людей. Особенно молодых. Но они часто не находят ответов у священников и активных прихожан. На них смотрят так, словно они просят взаймы. Элементарно, что в церкви не у кого спросить совета.
Часто люди впервые в жизни приходят в храм и никогда в него не возвращаются, не услышав ничего душевного, целительного и просто человечного. Того, что слышали люди от отца Николая Гурьянова, Василия Ермакова, Иоанна Крестьянкина или отца Павла Груздева.
На всю огромную Россию у нас чуть ли не единственный из ныне живущих священников проповедник — отец Андрей Ткачёв. Ему верят, его слушают потому, что чувствуют его чистую и горящую христианским огнём душу.
Где остальные? Остальные тоже что-то говорят. Но как? Однообразно, с оглядкой на церковное начальство, скучно и неумело. Не горят…
Хуже отсутствия искренней проповеди – плохая и скучная проповедь.
С Богом не может быть скучно.
Церковное чиновничество явно оторвалось от прихожан и живёт какой-то своей жизнью, едва отличимой от жизни обычных госслужащих, где предсказуемость и угодничество почитаются за главные добродетели. А финансовая состоятельность определяет в полной мере и репутацию.
«Солидный Господь для солидных господ»…
Власть, как и деньги, незаметно портят человека. Когда они — самоцель для него. Он перестаёт видеть и слышать обычных людей.
За чувства и сердечность не спрашивают.
Мы с вами свидетели огромного разрыва между властью и народом именно в такие дни, когда разрыв смертельно опасен. Самые богатые в стране люди оказались самыми равнодушными и демонстративно презирающими свой народ людьми. Возможно, поэтому они и стали баснословно богатыми, что умеют только брать, хватать, отнимать и прятать.
Почти вся «элита» во главе с вице-премьерами, весь артистически-художественный «цвет нации», который не вылезал из телевизоров, предали Россию и лают на неё из-за «бугра».
Как говорится в таких случаях, нужна свежая кровь. Но ведь и она льётся. Уже не фигурально, а буквально. На СВО за три года погибли сотни тысяч человек. Однако это почти не сказалось на качестве духовной и светской власти.
Но это не беда, а полбеды. В церкви не стало больше народа. Должно было стать, но не стало. К пустому колодцу люди не ходят.
Говорят, что «войны выигрывают учителя и священники». Я прямо спросил у целого Синего епархиального зала из 300-400 священников, епископов и учителей: «Вы понимаете теперь, почему мы никак не можем победить?»
Многие «православные» до сих пор для себя считают «дискуссионным» вопрос о мате и татуировках. Христианин не оскорбляет Божью Мать, не оскверняет тело оккультными знаками. Точка.
Никаких дискуссий, никаких попыток служить двум богам. Прения окончились 2024 года назад. За это заплачено кровью Божьего Сына.
Самодовольство, формализм духовно-нравственного воспитания, отсутствие горячей искренней проповеди в Церкви, с экрана и в миру — это то, что делает нас слабее, чем мы могли бы быть. Нация, не видящая смысла в многодетности, слаба не физически, а духовно. Ибо она предпочитает ложь и убийство, а не Христову истину и покаяние.
Кому Бог не отец, тому и Церковь не мать. Всё закономерно.
В таком случае вылечить Церковь должны миряне. Приходская жизнь должна оживиться и стать определяющей характер отношений в данной местности. Храмов теперь достаточно. Настроили. Пора строить души… Если, конечно, не поздно. Апостол Петр говорил о «Царственном священстве мирян». Это и призыв, и назидание к нам, кто не мыслит свою жизнь вне Православия, вне Традиции и вне Русского мира.
И знаете, почему миряне проснутся и победят умы обленившегося и погрязшего в мелкое бытоустроение народа? Потому, что нам терять нечего. Кроме России.
Почему Господь назвал дьявола ложью и отцом лжи? Потому что ложью скрывается всякое преступление. Бог же есть отец истины и правды. Духовность человека (близость его к Богу) проявляется в его способности в реальных делах поступать так, как диктует совесть и правда жизни, а не на том, что требует от него эгоистичный материальный интерес. Следование в своих поступках эгоистичным материальным интересам всегда приводит к преступлениям и лжи как средству сокрытия их от других людей. Всё это отдаляет от Бога и приближает к сатане. В этом состоит ответ на вопросы: можно ли вне Церкви быть в состоянии близости с Богом или находиться в лоне Церкви, но поддаться при этом дьявольским искушениям.
Христос обвинял первосвященников Иудеи в лицемерии, за что был казнён ими. Римляне были лишь исполнителями казни, а весь грех лежит на первосвященниках. Лицемерие — это разновидность лжи, поскольку неправильным поступкам, совершаемым ради эгоистических интересов, посредством лжи пытаются придать праведный смысл. Следовательно, лицемерие — это действие от дьявола и противно правде Бога. Именно лицемерие отдаляет Церковь от Бога. Буржуазное общество несправедливо во всех аспектах общественной жизни, но Церковь делает вид, что не замечает этого, что является причиной величайшего кризиса христианства в мире.
Известно, что треть населения Земли формально являются христианами, то есть верят в Иисуса Христа и его учение. Всё это на словах, а что же мы имеем на деле?
Казалось бы, что по поводу накопления богатства после прочтения Евангелие двух мнений быть не может, но это как всегда оказалось камнем преткновения для понимания многих. Христос в своём учении поставил «тройной барьер» служению мамоне. Богатство согласно Христу есть грех, каким бы способом оно ни было получено: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». Богатство понимается здесь как потребление и накопление сверх меры.
В заповеди «не укради» имеется в виду не только не брать, что плохо лежит, но и в широком смысле слова — не присваивать самовольно то, что принадлежит другим по правде жизни, то есть по справедливости. Поэтому в категорию воровства входит кража, грабёж, взятка, коррупция, эксплуатация человека человеком и т.д. То же самоё касается и других заповедей: не убий, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д. Разве действия эти не связаны с желанием присвоить чужое? Таким образом, в своих заповедях Христос призывает к справедливости в широком смысле слова. Если каждый не будет посягать на чужое, то каждый будет иметь то, что заслужил. Но это лишь первое приближение к высшей справедливости.
Во-вторых, Христос призывал не накапливать богатства, даже если они заработаны законным трудом: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Или: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Это является вторым приближением к высшей справедливости.
Наконец, заповедь о любви к людям подразумевает жертвенность, то есть способность оказания помощи истинно нуждающимся. В этом заключается высшая справедливость.