
Как человек, окончивший среднюю школу и высшее учебное заведение ещё при советской власти, я отчётливо помню, что капитализм, согласно марксистско-ленинскому учению, это общественно-экономический строй, основанный на эксплуатации человека человеком. И поэтому меня нисколько не удивляет, что в нашей стране, вставшей на капиталистические рельсы рыночной экономики более тридцати лет назад, существует такая эксплуатация. Не мы первые, не мы и последние. Во всём мире владельцы основных средств производства (собственники заводов и фабрик, акционеры крупных концернов, землевладельцы, купцы и банкиры…) наживают свои капиталы за счёт труда и кармана наёмных работников, покупателей, клиентов…
Не удивляет меня и утверждение некоторых, что самым крупным эксплуататором, является само государство, а именно его высшие чиновники, устанавливающие (или всеми правдами и неправдами выбивающие) себе непомерно высокие оклады в сравнении с подчинёнными работниками, без которых эти высшие должностные лица не смогут сделать ничего, что требуется стране и её гражданам.
Посудите сами, от кого зависит здоровье, образование, воспитание, культура граждан страны: от министров или от конкретных врачей, медицинских сестёр, санитарок, учителей, деятелей культуры… Уберите последних и увидите: смогут ли одни министры со своими, непрерывно размножающимися, начальниками управлений, отделов и прочими клерками вылечить, обучить, воспитать… Но к разительной разнице в зарплатах высших и низших, к неоправданно высоким затратам на создание роскошных кабинетов, пышных приёмов… мы уже привыкли и не удивляемся.
Удивляет меня другое. Состояние дел вынуждает становиться эксплуататорами даже мелких служащих государственных и муниципальных учреждений. Особенно это касается учреждений культуры, с которыми мне приходится постоянно работать. Им ежегодно доводятся планы о количестве и тематике мероприятий, подлежащих проведению. Они сами должны придумать мероприятия, чтобы оправдать свою необходимость и отработать выделенные им средства, в том числе зарплату. С этой же целью они обязаны обеспечить увеличение посещаемости и т.д.
Для проведения этих плановых мероприятий небольшие музеи, библиотеки, клубы и дома культуры, школы, колледжи и вузы, особенно в провинции, вынуждены приглашать, а порой и упрашивать, доступные им творческие силы: писателей, бардов, певцов, музыкантов, артистов, художников, краеведов…
И вот эти творческие силы, в том числе профессиональные писатели, члены Союза писателей России, чей профессиональный уровень подтверждён многочисленными дипломами литературных премий и конкурсов, за свой личный счёт (зачастую на скромную пенсию) едут в пригласившие их учреждения на творческую встречу. Выступают, дарят свои книги, изданные также на личные средства, и уставшие возвращаются домой не то что без справедливой оплаты своего труда, как это предусмотрено в Конституции РФ, а с убытком.
Между тем, сотрудники учреждения гордо рапортуют в отчётах, на сайтах Интернет и страничках соцсетей о проведённом мероприятии, оправдывая свою зарплату. Отчёты эти складываются в отчёты отделов и управлений, и в конечном счёте – министерств. Спрашивается: при чём тут эти работники, начальники отделов, управлений?.. Это они рылись в архивах в поисках материалов для будущей книги, они создавали новые произведения, а потом читали стихи и прозу зрителям мероприятия, рассказывали о своём творчестве, делились знаниями и опытом?..
Почему они не заплатили писателю за его труд, или хотя бы не компенсировали транспортные и прочие командировочные расходы, а теперь гордо отчитываются, как ловко провели добродушного сочинителя: отчёт заполнили, значимость своего учреждения показали и расходов на оплату чужого труда не понесли, сэкономили? За что они наказали человека, более одарённого Богом, чем они сами? Разве это не эксплуатация?..
Над этими вопросами ни скромные служащие учреждений, ни чиновники рангом повыше даже не задумываются. Более того, некоторые из них считают, что облагодетельствовали деятеля искусств, пригласив его на выступление в своё учреждение. Вывели его к людям, предоставили помещение, сделали ему рекламу…
Наверное, такое мнение было бы уместно, если бы творческий человек сам обратился к ним с просьбой предоставить ему помещение и помочь организовать творческую встречу, юбилейный вечер, презентацию нового произведения… Но речь сейчас о тех случаях, когда творческого работника, в частности писателя, приглашают на плановое мероприятие муниципального, регионального или более широкого масштаба, когда можно и нужно оплатить его труд.
На проведение таких мероприятий заранее закладывается финансирование из бюджета соответствующего уровня, но почему-то не закладываются расходы на участие приглашённых выступающих, не связанных трудовыми отношениями с заказчиком. Никому и в голову не приходит, что тому, кого они приглашают, тоже надо есть и кормить семью, что он тоже трудится над своими выступлениями, затрачивает силы и драгоценное время своей неповторимой жизни. Остаётся лишь с грустью вспоминать, как совсем недавно в масштабах истории писатель за одно выступление в школе получал от Бюро пропаганды художественной литературы 17 советских рублей, вполне приличную по тем временам сумму, на которую можно было жить полторы-две недели.
В стране давно действует замечательная программа «Пушкинская карта», по которой государство каждому подростку, оформившему карту, выделяет средства для посещения объектов культуры: музеев, театров, концертных залов… Если не ошибаюсь, пять тысяч рублей в месяц. В больших городах реализовать это и приобщиться к культуре и искусству несложно, там есть, куда пойти. А как быть молодому поколению, проживающему в глубинке, в малых населённых пунктах?
Выход есть, и выход прост: пригласить писателей, музыкантов, художников, артистов… в местный клуб, библиотеку, школу и заплатить им за выступление из средств полученных от продажи билетов по той самой «Пушкинской карте». Однако и такой простой выход почему-то не получил должного распространения, как будто государство (или точнее его служащие) не считает необходимым оплачивать труд писателей и других творческих работников, подавая тем самым пример для негосударственных структур. И пример получается заразительный.
Газеты и журналы, в том числе государственные, давно перестали платить гонорары внештатным авторам. Издательства требуют деньги с писателя за издание его книг. Получили распространения случаи взимания с авторов денег за публикацию их произведений в журналах, альманахах, коллективных сборниках и антологиях… Тоже грубая и открытая эксплуатация чужого труда.
Тяжёлые годы общественно-экономического и политического перелома в стране приучили многих довольствоваться тем малым, что имеешь. Люди, бесконечно любящие свою Родину, а писатели и другие деятели культуры в подавляющем большинстве именно такие, понимают, как сложно стране на переломе истории и готовы бесплатно трудиться на её благо. Поэтому молчат и не требуют для себя вознаграждения. Смиренно создают свои произведения, реализуя дарованные Богом способности, издают их на собственные скудные средства, себе в убыток посещают литературные праздники и другие творческие встречи, безвозмездно несут людям светлое, доброе, вечное…
Но где же родное государство – главный выгодоприобретатель? Когда же оно обратит внимание на преданных ему творцов, вспомнит о своём конституционном обещании справедливой оплаты труда каждому гражданину страны?
Пора бы обратить. Каждый день официальные источники через СМИ сообщают нам об успехах финансово-экономической системы страны, о росте промышленного производства, ВВП и о профиците бюджетов всех уровней. Значит, окрепла Россия, поднялась с колен. Есть чем расплатиться с тружениками…
Пора и труженикам начать отстаивать свои права, перестать быть смиренными батраками различных государственных и муниципальных учреждений, средством бесплатного затыкания дыр в отчётах. Иначе не только крах всей культуры и искусства в стране, но и необратимые изменения в сознании людей, в первую очередь чиновников, зарождение в умах и сердцах неуважения и даже пренебрежения к чужому труду, к людям труда, к рядовым гражданам своей страны.
«Российский писатель»
Очень всё правильно сказано! Пора! Давно пора!
Спасибо большое!
Спасибо автору! Сейчас немногие решатся озвучить то, о чём думает большинство.