
В областной научной библиотеке имени Н.К. Крупской состоялось занятие Астраханского регионального отделения Совета молодых литераторов (СМЛ) Союза писателей России, которое провёл Денис Ткачук. Встреча прошла в новом, тематическом формате: лекционная часть на тему «Свободный стих в русской поэзии» с примерами произведений известных поэтов и обсуждение произведений участников, относящихся к выбранной для встречи теме.
Был проведён экскурс в историю свободного стиха (верлибра) — ведь им писали не только Уолт Уитмен и Поль Верлен, такую форму использовали Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Фёдор Сологуб, Александр Блок, Марина Цветаева, Евгений Винокуров, Давид Самойлов, Геннадий Алексеев, Всеволод Некрасов, Алексей Алёхин, Арво Метс, Владимир Бурич, Вячеслав Куприянов. Несмотря на то, что внешне свободный стих может быть похож на прозу, они имеют серьёзные отличия. После лекционной части приступили к обсуждению произведений участников: первую попытку написать верлибр Платона Пересветова и стихотворения Анастасии Леонтьевой. В обсуждении приняли участие Роман Сергеев, Вениамин Глейхман (приведший в качестве примеров классических верлибров творчество Михаила Кузмина), Ирина Казанцева, Наталья Коровникова, Екатерина Дубошина.
Следующее заседание будет посвящено прозе и состоится 9 марта 2025 года.
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство моё;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Часто во время зари я глядел на снега и далёкие льдины утесов;
они так сияли в лучах восходящего солнца,
и в розовый блеск одеваясь, они,
между тем как внизу всё темно,
возвещали прохожему утро.
И розовый цвет их подобился цвету стыда:
как будто девицы,
когда вдруг увидят мужчину, купаясь,
в таком уж смущеньи,
что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ!
те пустынные громкие бури,
которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!..
На гладком холме одинокое дерево,
ветром, дождями нагнутое,
иль виноградник, шумящий в ущелье,
и путь неизвестный над пропастью,
где, покрываяся пеной,
бежит безымянная речка,
и выстрел нежданный,
и страх после выстрела:
враг ли коварный иль просто охотник…
всё, всё в этом крае прекрасно.
Воздух там чист, как молитва ребёнка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно;
Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.
В дымной сакле, землёй иль сухим тростником
Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,
И шьют серебром — в тишине увядая
Душою — желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
АФАНАСИЙ ФЕТ
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней…
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывёт прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там, за луной, небосклон —
Чем дальше – светлей и прозрачней.
Смотришь – и дышишь,
И слышишь дыханье своё,
И бой отдалённых часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарею и сон налетает
на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, – а жаль от окна
оторваться!
АННА АХМАТОВА
И напрасно наместник Рима
Мыл руки пред всем народом,
Под зловещие крики черни;
И шотландская королева
Напрасно с узких ладоней
Стирала красные брызги
В душном мраке царского дома…
ЕВГЕНИЙ ВИНОКУРОВ
Посреди московского двора
Мальчик ест ломоть арбуза,
Как будто играет на красной губной гармонике.
К нему подходит другой мальчик
И просит дать откусить.
Первый что-то мычит и отрицательно мотает головой.
Тогда второй ударил его.
И оба, схватившись, покатились по земле…
Я хочу написать когда-нибудь книгу,
Где было бы всё о времени.
О том, что его нет.
Что прошлое и будущее —
Одно и то же сплошное настоящее.
Я думаю, что все люди — те, кто живёт, те, кто жил,
И те, кто ещё будут, — живут сейчас.
И я хотел бы вычерпать тему времени до дна,
Как вычерпывают ложкой солдатскую баланду.
Неужели один из тех мальчиков — я?
Если бы вечность имела бюро пропавших вещей,
То можно было бы там найти галошу Савонаролы,
Портянку Шекспира, пенсне Гомера.
Одна из самых трудных тем в литературе. Рад, что вы такое разбираете. Молодцы.
Очень интересная тема!
Спасибо за прекрасные стихи!