Марина Паренская. Знамя нашего праздника.

Долгое время я работала областной газете «Волга», куда накануне Дня Победы приходили ещё не старые люди со своими воспоминаниями, записанными в школьных тетрадках. Дети фронтовиков, которым важно было даже не столько рассказать о подвигах своих отцов, сколько порадовать их публикациями, если вдруг газета проявила бы к этим рассказам интерес. Она и проявляла в преддверии праздника. А люди шли и шли не только в мае, и несли и несли свои рукописные странички. И так получилось, что тема Великой Отечественной для меня стала практически личной. Как будто я была знакома со всеми этими героями, погибшими или живыми.

Я узнавала, как они погибли или как жили после войны, я читала личные письма, адресованные любимым женщинам и матерям, я представляла, как страдала маленькая девочка, отец которой остался живым, но не вернулся в семью, женившись на другой, и бабушка девочки сказала, что лучше бы он погиб – потому что сирот в школе дополнительно подкармливали, а если отец жив, то нет. Я читала про то, как девушка взяла на войну туфельки на каблуках, уверенная, что в выходной на войне сможет их надеть… И про то, как в день победы, после митинга в центре села, двое восьмилетних пацанов дали друг другу клятву учиться на одни пятёрки и слушаться мамок — отцов уже не было…

Все эти воспоминания словно проросли во мне и перестали быть чужими. Это были воспоминания моей всё пережившей страны. Не парадные, очень горькие и очень честные.

Ещё один штрих к моему отношению к войне: я несколько раз писала о ребятах-поисковиках. Совсем юный мальчишка, ему было лет пятнадцать, сказал, что он поехал в калмыцкую степь искать своего деда, зная, что он воевал там: «Я понимал, что вряд ли, но всё равно думал, что найду его. Ну вдруг?»

Через много-много лет после войны на различных информационных ресурсах и мы с мужем обнаружили имена своих погибших дедов. Причём одного из них нашли не сразу, о нём практически ничего не было известно, но по мере открытия архивов и этот наш дед вернулся домой.

И День Победы, какими бы слезами он ни был умыт, был и есть для нас праздником, как был бы он для тех, кто его выстрадал на ратном поле или в тылу.

Много лет этот день не вызывал никаких разногласий в обществе. Когда начались споры вокруг 9 мая, а праздник ли это, а зачем мы празднуем, я, честно, даже не поняла, всерьёз ли звучат такие вопросы. Их могут задавать за океаном, где усиленно перелицовывают историю. Но они звучат и у нас. Вдруг возникли разговоры вокруг того, почему, например, детей одевают в военную форму. Думаете, кого-то беспокоит, что таким образом можно осквернить память воевавших в таких гимнастёрках? Ничуть ни бывало. Оказывается, гимнастёрки на детях – путь к милитаристскому обществу. Не к патриотическому воспитанию, заметьте, а к милитаризму!

Но вообще-то не нами сказано: «Кто с мечом к нам придёт— от меча и погибнет». И да, мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. Хочешь мира — готовься к войне.

Гимнастёрки на детях, равно как и скорбное шествие Бессмертного полка, как и праздничный салют, – это наша живая память, а не «победобесие», как оскорбительно отзываются о нашем празднике «свободно» мыслящие люди. Так и хочется съязвить: свободные от мыслей. Их аргументы против праздника: столько людей погибло, что тут праздновать? Это скорее день скорби, чему радоваться? Но разве победа добра над злом, жизни над смертью – это не радость? В чём нас хотят разубедить? А, главное, зачем?

То, что у этих споров далеко идущие планы, нет никаких сомнений. Посеять в обществе раздор, сомнения, цинично осмеять то, что дорого и свято, – метод вполне осмысленный.

И в качестве иллюстрации. Мой подруге позвонила наша общая приятельница, давным-давно живущая в Америке. Поговорили о том, о сём, а в заключение она выдала:

— Ну, во Второй мировой войне, надо это честно признать, победила Америка.

— Да с чего же ты взяла? Ты же здесь и школу, и институт заканчивала! Историю забыла, что ли?

— Ну, нам многое неправильно рассказывали.

Вот оно как! А там, видать, всю правду, как на духу.

Для меня правда – это поисковые вахты. Это портреты наших героев в рядах Бессмертного полка. Искренние слёзы. Непридуманные чувства. Та правда, которую завещали нам наши герои. Которую удалось передать детям. Которую, к счастью, подхватывают наши внуки. Эта правда сегодня очень похожа на знамя, которое надо удержать. Мы удержим.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *