В Астрахани, как и во всей России, прошли пушкинские дни, посвящённые 225-летию со дня рождения поэта. Концерты, спектакли, литературные вечера, — всё в эти дни было посвящено Пушкину. По телевидению шли фильмы по произведениям Пушкина и любимые с детства сказки, в которых настоящая, сказочная и волшебная атмосфера, костюмы и декорации. В которых без всяких прикрас звучит простой и понятный пушкинский текст. Не зря говорят, что всё гениальное просто! И в которых ничто не разрушает наши, русские, лучшие традиции.
«Повести Белкина», «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина» и другие произведения Пушкина у нас в семье перечитывали много раз. В конце 1990-х и в начале 2000-х в посёлке часто выключали свет, по три-четыре дня и больше мы жили без электричества. Это, конечно же, причиняло массу неприятностей и неудобств. Но нет худа без добра! Дети тогда были в школьном возрасте. Когда наступал вечер, мы зажигали свечи, ужинали на нашей тесной кухне, а потом я читала вслух русскую классику. Особенно девочки любили слушать пушкинскую прозу. Как-то дочери мне сказали, что в их памяти светлыми и яркими моментами детства остались эти вечера, когда выключали свет: «Папа играл на гитаре, а ты нам читала Пушкина». Неожиданно!
Любимый фильм «Барышня-крестьянка», снятый в 1995-м году, в лучших традициях русской классики, с участием Василия Ланового, Леонида Куравлёва, Дмитрия Щербины и других известных актёров, часто пересматриваем, — и когда праздник, и когда грустно.
Но настали другие времена, а с ними в литературу, театр и кинематограф пришли, ворвались перемены, — далеко не лучшие! Новые веяния, новое прочтение и новые интерпретации, которые многие режиссёры, особенно столичные, гордо называют «современными», «новаторскими» и т.п. И пошли, и пошли эксперименты! Один другого смелее и скандальнее! И называется это «новым форматом».
«Мы уходим от традиционного, хрестоматийного прочтения», — говорят столичные режиссёры, которых всё чаще приглашают для постановки спектаклей в провинциальные театры.
Слова «традиционное» и «хрестоматийное» постепенно становятся ругательными.
Зрителям говорят: «Не ищите сходства с оригиналом! Наш спектакль — это самостоятельное творческое произведение!» И тут уж вольно обходятся и с сюжетом, и с текстом, перекраивая на свой лад!
А почему не искать сходства, если в афише — Пушкин и название его произведения? Уж писали бы тогда откровенно: «Фантазии режиссёра такого-то и его команды на тему произведения Пушкина»! Или писали бы свои пьесы!
На сцену приходят «суперфантазийные» спектакли «нового формата». Декорации — чёрный квадрат и чёрные кубы. Прекрасные, одухотворённые лица наших актёров закрывают непонятными размалёванными масками, через которые и звук проходит искажённым, из-за которых кажется, что не только актёрам, но и зрителям трудно дышать!
Во время диалогов и монологов актёры, конечно же, по замыслу режиссёра, делают странные телодвижения, выкрутасы ногами и руками, кувырки по сцене. И это называется пластическим решением и хореографией!
После такого спектакля становится обидно и за Пушкина, и за наших актёров, которые настолько высокопрофессиональны, что могут выполнить любую задачу режиссёра. Они и без масок сыграют так, что за душу возьмёт!
Зачем эти навороты? Не кажется ли режиссёру, что всё это разрушает ткань произведения, перечёркивает простоту, очарование пушкинского слога, его спокойную повествовательность, романтизм, лиричность и утончённость? Разрушает милые пушкинские образы? Подобные вопросы журналисты иногда задают на пресс-конференциях.
Но режиссёрам так не кажется! Вот их традиционные ответы: «А я так вижу», «Так ставят в Москве, а вы, провинциальные зрители, пока не доросли до современного восприятия». Ну да, куда уж нам, провинциалам, до Москвы? Москва, она на то и Москва, чтобы нас учить. Во всём…
Иногда ещё и местные театралы им подыгрывают: «Вы, мол, устарели, вам не дано понять, вы консервативны». И т.д. и т.п.
Специально не называю спектакль (кто видел, тот поймёт), потому что это не единичное проявление, а тенденция, мода. Точнее, мутная вода, которая мощным потоком сегодня заливает сцену. В данном случае мода на режиссёрское самовыражение, самопиар. Вот, мол, какой я оригинал! И в театральных вузах, скорее всего, этому учат.
Мода захлестнула не только Пушкина в год его юбилея, но и других русских классиков.
Мода — вещь упрямая, переломить её очень трудно. Но когда-то любая мода проходит, и остаётся надеяться, что всё вернётся к своим истокам!
А пока, друзья, читайте Пушкина! И других русских классиков! Со своим восприятием! Вот он — чистый источник! Читайте при свечах, при ярком свете, с книги, с планшета или с телефона, — неважно. Он всё равно останется Пушкиным, а его сюжеты, герои, простые и понятные строки всегда будут вас согревать! Заметила, что русская классика и русская музыка имеют даже исцеляющие свойства!