Астраханская область вновь оказалась в центре внимания деятелей киноиндустрии. На подступах к областной научной библиотеке имени Н.К.Крупской, где проходило общее собрание местных писателей, москвичи развернули съёмки криминальной комедии «На автомате». Её режиссёр, Борис Акопов, задействовал восходящих звёзд Славу Копейкина (Турбо из «Слова пацана») и Дениса Косикова («Оффлайн»). Если не ошибаюсь, оба в тот день принимали участие в экшн-сцене с демонстрацией советского автопрома. Поскольку подробности держатся в строгом секрете, пояснить не могу. Лично сам видел немногое. Я опаздывал. Злился, от того, что на меня шипели киношники. И, как оказалось, торопился напрасно: наши таланты не гнали коней.
Литераторы, собираясь у конференц-зала, строили догадки относительно съёмок, не беспочвенно связывая их с деятельностью киноделов, которые на днях оккупировали карьер рядом с озером Тинаки в Наримановском районе. Вникая в беседу, я смутно стал припоминать голубоглазого парня, которого встретил у ЦУМа по дороге в библиотеку. Где-то в Сети я его уже видел. Да это же тот самый Копейкин, сыгравший, если верить релизу сериала «Слово пацана», персонажа по кличке «Турбо»! Мне, как автору художественной повести про трудных подростков и неформалов, озаглавленной «Племя изгоев», эта тематика была интересна.
В повести фактически нет криминала, и главный посыл простой: «Не геройствовать». Я взял за основу несколько реальных историй об астраханских молодёжных течениях начала 2000-х и связал их в единый сюжет. В центре – мой близкий друг, Станислав, его стремление найти себя, помня «что жизнь хорошая штука и главное – уметь ей грамотно пользоваться». Текст простой, без претензий на высокую планку, но и он нуждался в огранке.
Шлифуя шероховатости «Изгоев», я по совету друзей познакомился с творением режиссёра Диаса Бертиса «Чёрный двор». В основу сюжета легла история 16-летних пацанов из неблагополучного района Бишкека, которые, насмотревшись блатных киноисторий про роскошную жизнь бандитов, решают угнать чужую машину и тем самым коверкают себе жизнь. Сериал получил признание за свою атмосферу, актёрскую игру и реалистичное изображение жизни подростков. Герои отыгрывают великолепно, им веришь, даже, когда причины конфликтов выливаются в полный абсурд, а градус насилия опасно зашкаливает. В перерывах между сериями я ловил себя на мысли, что криминал в картине представлен без романтического окраса. Вот тебе глупость, и вот тебе результат, коим не будет гордиться никто, кроме затюканных жизнью подельников. Выход только один – вниз, в черноту, на дно жизни. Видимо, это и было главным посылом создателей сериала.
Какую цель ставил Борис Акопов в криминальной комедии «На автомате» судить пока рано, поскольку она ещё не добралась до киноэкранов. Фильм, не обременённый большим количеством серий, расскажет о двух братьях, которые живут в провинциальном городке. Ребята случайно находят склад оружия в заброшенном гараже и строят грандиозные планы, ещё не зная, каким опасным людям перешли дорогу. В трейлере, появившимся на днях, мелькают пейзажи астраханских степей, неопознанный гаражный кооператив, городская электростанция с крупными цифрами даты постройки 1916 г. и много чего интересного. Завораживает, если честно.
Невольно представил экранизацию «Племени изгоев», где пара эпизодов происходит как раз в гаражах, и заулыбался, штудируя интернет. За съёмками криминальной комедии я особенно не следил, надеясь найти хоть какую-то информацию в кулуарах всемирной паутины. Обнаружил только фотографию изувеченного мастерами арт-хауса троллейбуса, что везли за город, на песчаные барханы. Комментарии к нему прилагались односложные, с массой ошибок. Ощущение – будто завсегдатаи интернет-жизни отучились от русского языка и деградировали, позабыв о существовании книг.
Но вернёмся к сериалам, связанным с подростковым криминалом. «На автомате» трогать не будем, да и претензий к нему – никаких. А вот остальные прославились.
Казахстанский сериал «Чёрный двор» особо не рекламировали, и для многих он прошёл стороной. Зато за «Слово пацана» топили по полной и он, ожидаемо, вызвал настоящую паранойю у некоторых пользователей Сети и представителей общественности. Скажем, в Telegram-каналах начали заявлять, что «Слово пацана» представляет угрозу безопасности России. Мол, работа режиссёра Жоры Крыжовникова романтизирует криминальные движения среди молодёжи, навязывает им мнение о том, что жить по «законам улицы − круто».
Киноведы в штатском, вроде Клима Жукова, это обвинение сняли, приложив массу убедительных доказательств. Слушая их, я не мог не согласиться со слабой игрой многих актёров. Плюс в сюжетных рокировках зияли существенные дыры.
Для справки: «Слово пацана» рассказывает про СССР конца 1980-х. Молодёжь сбивается в банды и ведёт войну за территорию − захватывает районы своего города. Подростки расширяют зону влияния насилием. Те, кто не в банде, подвергаются унижениям со стороны членов уличных группировок.
На фоне всего этого безобразия проскальзывают циничные эпизоды, где, например, бабушка несёт покалеченному внуку в больницу банку бульона, но оказывается в морге. По мне – это уже перебор. В том плане, что нет необходимости в таком неоправданном сюжетном зигзаге. В «Чёрном дворе» алчные и корыстные мысли героев были разжёваны. Здесь же авторы даже не потрудились скрыть «Насилие ради насилия». Когда то это, выражаясь блатным языком, «канало». Но теперь, когда народ размяк от слащавых супергеройских киноподелок, подобного рода кино воспринимается, как оплеуха. Поэтому – крик и вой: «Запретить!».
В конце прошлого года, кажется, где-то в Иркутске, подростками было совершено два преступления, которые СМИ поспешили связать с выходом всё того же злосчастного сериала. Я вижу в этом чёрный пиар. Как и в фейковой рекламе, захлестнувшей Астрахань, что, дескать, для второго эпизода «Слова пацана» нужна молодёжь, актёрский опыт неважен, зарплаты – достойные. Кто-то, вполне возможно, намеренно раскручивает киноленту.
С другой стороны, людей полным ходом приобщают к жанру фэнтези. Деятели культуры разводят руками, не видя в этом плохого, а меня оторопь берёт, когда молодёжь наряжается в чертей и ведьм и, разгуливая на тематических вечеринках, ругается матом. Есть ли что-то полезного в этом сомнительном направлении? Я думаю – нет. Лучше уж очнуться от спячки, пусть даже и от «оплеухи» жёсткого сериала. Удобно сваливать все жизненные проблемы на кино. Убили подростка − виноват сериал. Обокрали бабушку – давайте обвиним режиссёра или артистов! Разве это они выгоняют подростков на улицу, дают им в руки сигареты и алкоголь? И, наверное, учат ещё ругаться матом…? Оглянитесь, все эти проблемы были и раньше, когда на экранах кинотеатров транслировали аморальных западных супергероев вроде «Дедпула», а знаменитые на всю страну российские футболисты переодевались в них, подавая пример. Чем плохи антигерои? Они творят беззаконие напоказ! И когда им подражают, обнажаются проблемы нашего общества. А проблемы есть. И с ними надо бороться. Реальные причины сорвать злость, не думая о последствиях, лежат в иной плоскости. Имя им – упадок культуры и отсутствие веры. Так что будьте спокойны. Это не подростковый криминал выходит из тени, а проблемы, заявленные в реалистичном кино.
Умеешь ты, Максим, растеааться по древу: наговорил много, а толком не сказал ничего. Весь смысл заключался в последних четырёх предложениях. Так может с этого и стоило начать? А то мне, как стороннему читателю, совершенно не понятно, что за встреча проходила на ступеньках библиотеки и чему она была посвящена. Ты смёл в одну кучу кинематографию, свою повесть и астраханские пейзажи, вместо того чтобы остановиться на чём-нибудь одном, но рассказать обстоятельно.
Встреча литераторов проходила в конференцзале библиотеки, а на подступах к ступенькам велись съёмки фильма. И происходило это осенью прошлого года.
А тема с подростковой преступность была актуальна во все времена, вот только не делали из этого рекламу создатели советских фильмов, как это происходит сейчас.
И мне стыдно за тех «писателей», кто клепает сценарии для дешёвых киноподелок.
Дочитал! Макс, ты эквилибрист русской словестности)
Социальная тематика проходит красной линией через все твое творчество. Я помню свободу и цепь и другие рассказы.
Мне кажется, что ты созрел для политики большой и малой. Фактура у тебя брутальная, да и своим мировозрением и ментальностью многих можешь потеснить.
Нам нужны такие люди как ты во власти, честные, умные.