Его отец, Георгий Паустовский, был офицером в отставке, работал статистом на железной дороге. Родословная отца уходит корнями к казацкому гетману Петру Сагайдачному. Дед по отцовской линии служил при Николае I, участвовал в русско-турецкой войне, вернулся оттуда с женой-турчанкой Фатьмой. Бабушка по линии матери по национальности полька, придерживалась католического вероисповедания. Таким образом, в жилах будущего писателя смешалась украинская, польская и турецкая кровь. Несмотря на это, он сам считал себя русским писателем, всю жизнь воспевавшим родной край…
Раннее детство Паустовского прошло в Москве, позже, в 1898 году, семья переехала в Киев. В 1904-м мальчика отдали в Первую классическую гимназию. Отец оставил семью, когда Костя учился в шестом классе. Ему нужно было как-то оплачивать свою учебу, и поэтому мальчишке пришлось заняться репетиторством. Отца он видел редко, но когда тот прислал телеграмму о том, что болен, немедленно поехал в Белую церковь, чтобы застать его живым. Перед самой смертью отец уволился с работы и поселился в дедовской усадьбе.
В гимназии Костя любил не только читать, но и сам сочинял рассказы. Творческая биография писателя началась с небольшого рассказа «На воде». А смерть отца он описал в своем произведении «Повесть о жизни». Юношеские годы он провел в Киеве. После окончания гимназии в 1912 году стал студентом историко-филологического факультета Киевского университета. Именно там он впервые отчетливо понял, что хочет посвятить писательству всю свою жизнь. Паустовский проучился всего два года, и в 1914-м бросил университет. Он переехал в Москву, где жила его мама, сестра и брат, добился перевода в Московский университет. Но нормальной учебы не получилось. Началась Первая мировая война, молодой человек нашёл себе работу вожатого трамвая, потом трудился на санитарном поезде. В действующую армию его не взяли – парень страдал близорукостью. В 1915 году он случайно узнал, что оба его брата погибли. На разных фронтах, но в один день.
Первые произведения Паустовского напечатал журнал «Огни». В 1916 году молодой писатель поселился в Таганроге и начал писать книгу «Романтики». Работа над ней завершилась в 20-е годы, когда писатель жил в Одессе, в печать роман попал только в 1935 году. Паустовский вернулся в столицу в 1923-м году и устроился в Российское телеграфное агентство на должность редактора. Он посещал многочисленные митинги, которые возникали в Москве повсеместно. Впечатления от того времени вошли в третью часть романа «Повесть о жизни». Его героями стали политики и революционеры.
Константин много путешествовал по стране. География его поездок была очень обширной – Сибирь, Донбасс, Балтика, Средняя Азия. Он пробовал свои силы в разных профессиях, и каждый такой период мог бы стать отдельной книгой жизни. Сильнее всего он прикипел душой к Владимирской области, находил своеобразное очарование в её голубых озерах, глухих лесах и заброшенных дорогах. Природа этого края вдохновила его на написание рассказов «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Снег», «Сивый мерин». Писал Константин и сказки, которые получались очень добрыми и поучительными. К примеру, «Тёплый хлеб», история о жестоком мальчике-эгоисте, и как от этого эгоизма пострадали его односельчане. Ещё одна сказка называлась «Корзина с еловыми шишками» о музыканте Григе и дочери лесника, которая легла в основу мультфильма, вышедшего в 1989 году. В общей сложности тринадцать произведений писателя были экранизированы.
В 50-х годах имя советского писателя Паустовского стало известно в мире. Его произведения выходили на многих европейских языках. Он был не только писателем, но и преподавателем Литературного института, многие из его учеников пополнили ряды классиков советской прозы. Писатель был номинирован на Нобелевскую премию, но она досталась Михаилу Шолохову. По мнению членов шведской комиссии, у писателя было больше недостатков, чем заслуг.
Примечательно, что Паустовский обрёл себе поклонницу в лице актрисы Марлен Дитрих. Однажды она прочитала произведение «Телеграмма», и была так поражена, что навсегда запомнила имя его автора. В 50-е годы Дитрих побывала в Москве. Именно тогда и состоялась их первая и единственная встреча. Актриса подарила писателю несколько снимков, один из которых сделан в Доме литераторов.
Долгие годы Паустовского мучила астма. К концу жизни она обострилась, но, несмотря на это, он продолжал вести активный образ жизни, участвовал в общественных делах. Под его защиту попадали «опальные» писатели, Константин никогда не участвовал в расправах над «инакомыслящими», наоборот, по мере возможности протягивал им руку помощи. Во время выступления одного из критиков, который разносил в пух и прах роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, Паустовский даже не подал ему руки, настолько неприятно ему было всё происходящее.
Сердце писателя остановилось 14 июля 1968 года. Он завещал похоронить его в Тарусе, и его волю исполнили в точности. Имя Константина Паустовского присвоено одной из планет, которую открыли в 70-е годы.
КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ
МЫСЛИ
«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства… В детстве было много солнца, гораздо больше, чем теперь, и солнце тогда было совсем иное – очень яркое, огромное, занимавшее полнеба… В детстве всё было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и всё нам казалось гораздо более ярким… сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце…»
— «Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».
— «И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать Прекрасное… И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, её прошлому, настоящему и будущему».
— «Стоит любому негодяю или безумцу нажать кнопку, чтобы погибло всё, что составляет ценность человеческой жизни, и погиб сам человек. А так как негодяев много, и они развязны, наглы и злы, то их соседство наполняет мирное человечество огромной тревогой».
— «Запомните, что каждому человеку надо понимать штормовые сигналы. И на море, и в собственной жизни. Во избежание непоправимых несчастий».
— «Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя».
— «Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели!»
— «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности… Дурной язык – следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствия вкуса к жизни. Поэтому БОРЬБА ЗА ЯЗЫК должна начаться со всеобщей борьбы за подлинное повышение культуры, за власть разума, за истинное разностороннее образование».
— «Не только «стиль – это человек», но и «язык – это человек». Язык выдаёт с головой».
— «Родник, Родина, народ… Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах».
— «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ».
— «Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости».
Спасибо! Очень интересно узнать жизненный путь прекрасного писателя.