
Вера Фёдоровна Панова, советская писательница, драматург, сценарист пережила немало испытаний и потерь. Во время Великой Отечественной войны она прошла через все ужасы войны. Произведения Веры Пановой стали классикой советской литературы и были любимы читателями в СССР. Её книги, такие как «Евдокия», «Спутники» и «Кружилиха», стали настоящими шедеврами советской литературы. Произведения Веры Пановой отличаются простотой, искренностью и добротой. В них есть место и радости, и горю, и смеху, и слезам.
Вера Панова родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Её отец был купцом, но в начале XX века его дела пошли на спад, и он стал работать в городском банке, занимаясь бухгалтерией. Когда Вере было пять лет, её отец погиб при загадочных обстоятельствах. Матери пришлось одной воспитывать детей. Она работала в конторе, и её зарплаты едва хватало на жизнь. К счастью, банк выплачивал пенсию вдовам, что немного облегчало ситуацию. Вера провела детство в бедности и нужде. Она хорошо знала жизнь городской окраины и быт простых людей. До революции окончила четыре класса частной гимназии, но не смогла продолжить обучение из-за финансовых трудностей. Однако Вера много читала и с удовольствием поглощала книги. Ещё в детстве она решила, что станет писательницей.
В 17 лет Вера Панова начала свой путь в журналистике, став внештатным сотрудником местных и районных газет. Редакторы с удовольствием печатали её фельетоны, очерки и статьи, отмечая тонкий юмор и иронию начинающей журналистки. Будущая писательница использовала псевдонимы В. Старосельская и Вера Вельтман, пожиная первые плоды известности в кругу своих земляков. Журналистика на долгие годы стала её основной и любимой профессией.
Великая Отечественная война застала Веру Панову в городе Пушкине, под Ленинградом. Там она жила со своей старшей дочерью, а двое других детей вместе с её матерью находились на Украине. Писательница не успела эвакуироваться, и ей пришлось скитаться по свету, прежде чем она добралась до родного села Шишаки на Украине. Она побывала под Псковом, в Эстонии, где жила в разрушенной синагоге, и проделала длинный путь пешком по оккупированной территории до дома, где ютились её мама и дети.
Самые трудные времена оккупации Вера Панова провела в этом украинском селе. Осенью 1943 года немцы начали готовиться к отступлению. Молодёжь сгоняли для отправки в Германию. Вера с тремя детьми и бабушками спаслись в лесу, где жили в шалаше. Они бежали в лес вовремя: фашисты перед уходом безжалостно сожгли село Шишаки. После освобождения Полтавщины из оккупации, где вся семья жила в деревне, беженка с детьми и матерью оказалась в эвакуации на Северном Урале. Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио. Год спустя, в 1944-м, из-под пера Веры Пановой вышла блестящая повесть «Евдокия». Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году — по этому произведению был снят одноимённый фильм Татьяны Лиозновой.
В декабре 1944 года Пановой предложили отправиться на военно-санитарном поезде на фронт, чтобы написать брошюру о работе военных медиков. Однако брошюра не была опубликована в связи с ненадобностью по окончании войны. Всё увиденное и услышанное настолько захватило писательницу, что она, отложив другие замыслы, принялась за повесть «Спутники» (1946).
Также находясь на Урале, Вера Панова пишет роман «Кружилиха» (1947). Этот роман, по существу, стал первым большим произведением Веры Пановой и отличается большой многоплановостью и широтой. Уже став известным писателем после окончания войны, В.Ф. Панова переезжает в Ленинград, с этим городом будут связаны десятилетия её насыщенной литературной деятельности. Самая известная вневременная повесть — «Серёжа» — впервые была опубликована в 1955 году. Эта трогательная история шестилетнего мальчика, его жизнь, переживания и ежедневные открытия, была высоко оценена критиками. «Вы написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя», — писал Пановой после прочтения повести Корней Чуковский.
В этом же году она пишет цикл произведений о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и другие. В 1958 году вышел лиричный «Сентиментальный роман». Автобиографическое повествование о собственной юности, о Ростове и молодёжных проблемах того времени, о чистоте, бескорыстии и гражданском темпераменте её поколения, было тепло встречено читателями.
В начале 1960-х Панова находилась в зените славы. Её книги переводят, пьесы экранизируют, читатели боготворят, она – признанный мэтр для молодых писателей. Художественные интересы Пановой никогда не замыкались только на литературе. Она любила театр и много работала для него. Не менее увлечённо Панова сотрудничала с киностудиями Москвы и Ленинграда. Мир кино стал её миром.
В 1960 году на XII Международном фестивале в Карловых Варах советский фильм «Серёжа» получил главную премию — Хрустальный Глобус. Так состоялся счастливый дебют героев Веры Пановой в кино. С тех пор почти все персонажи писательницы прошли через экран. Сама Вера Панова чувствовала, что не успела сказать ещё что-то очень важное.
Постепенно она приходит к исторической прозе. Неожиданными для читателей стали написанные ею замечательные исторические повести о Древней Руси («Сказание об Ольге», «Сказание о Феодосии») и рассказы о Смутном времени («Гибель династии», «Чёрный день Василия Шуйского» и другие). Талант Веры Пановой был многогранен. Последним произведением Веры Пановой стало автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое было опубликовано уже после её смерти. Вера Панова ушла из жизни 3 марта 1973 года в Ленинграде.
Большое спасибо за интересный рассказ о замечательрой писательнице!