Игорь Братченко. Нейросеть и автор.

21 октября – день рождения астраханского писателя, члена Союза писателей России Игоря Братченко. Желаем ему крепкого здоровья, благополучия и творческих удач в прозе и публицистике!

Сейчас много разговоров вокруг нейросетей, генерирующих тексты, изображения и музыку. Возникает, естественно, вопрос об авторстве. Некоторые юристы говорят что, раз нейросеть училась на произведениях авторских, то и творения нейросети принадлежат, пусть даже через суд, этим авторам. Но. Студенты художественных, музыкальных и литературных заведений, помимо теории, учатся на авторских работах. И что на это скажут знатоки юридического права? Ась? Только неразумное лепетание о практиках применения, о том, что мир с этим ещё не сталкивался и т.д.

Но так ли это? Когда на свет появились первые секвенсоры, то тоже было много споров о праве авторов, создающих музыку в программном обеспечении на основе битов и лупов (записанных звуков, нот с конкретных инструментов). Теперь таких споров нет — всем понятно, что тембры нот и их последовательности – ещё не лейбл, не произведение. А подражание не является преступлением. Разве мало авторов пишут свои стихи, подражая кумирам поэтического Олимпа? Так было всегда. Так будет всегда. Прежде чем юный живописец напишет своё и только своё полотно, он много копирует полотен мастеров предшественников, копируя-изучая манеру мазка, построения композиций, сочетания цвета, тона, тени и рефлексов. То же и в стихах, и в прозе, и в музыке. И лишь при копировании фразы вас могут обвинить в посягательстве на авторское право.
Так что же тогда произведение, созданное нейросетью? Вернёмся к самому спорному сейчас моменту — созданию в нейросети музыки и песен. А для этого стоит понять, что содержит в себе нейросеть, помимо чужого опыта – на котором она обучалась. Основной и первый компонент нейросети, как для текста, так и для музыки — это теория, то есть, всё то, чему много лет учат в школах, училищах и академиях. И второй, в случае с музыкой для песен, – наличие программного обеспечения, дающего возможность озвучить любую прихоть оператора-автора — секвенсор. Дальше оператор-автор начинает колдовать над стилями музыки, над инструментами, над темпами, эффектами и так далее. В итоге получая от нейросети песню на авторские стихи, или, например, некий текст, сгенерированный сетью на основании запросов оператора-автора. Самой нейросети это не нужно, это нужно человеку, только человек является идейным вдохновителем при создании произведения. Он, автор, строящий свою концепцию на основе некой идеи, является творцом, а нейросеть лишь инструментом, продвинутым программным обеспечением. В конечном итоге не стоит забывать, как говорилось выше, что мы тоже в своём сознании генерируем стихи, прозаические тексты, композиции картин или музыки, основываясь и на теории, и на опыте череды предшественников.

Возьмём для наглядности пример с написанием песни на авторские стихи. Как известно, вначале было Слово. Слова, выстроенные в некой последовательности, имеют ритм и мелодичность. Нейросеть, как программное обеспечение, это считывает и на основе музыкальных стилей, вами заданных в промте и мета-тегов (где вы описываете инструменты, эффекты и эмоциональные окрасы), создаёт, а, точнее, выдаёт вам запрашиваемое. Но это ещё не результат — вам, как автору, обязательно что-то не понравится, и вы будете пробовать другие варианты, иногда очень много раз (впрямь, как сидя за роялем, композитор пробует аккорды и темпы, бесконечно чиркая в нотной тетради). И — вуаля! Искомое найдено. Но. У любого программного обеспечения есть группа авторов, которые, в случае нелицензионного использования их продукта, могут вам выставить счёт. Но у меня, к счастью, платная лицензия и коммерческое право на продукт, созданный мною при участии нейросети. Именно — участии, а не как иначе. Человек пока ещё автор всего, где он генерирует идею. Не случайно, видимо, в современном мире ценятся авторы идей, а не авторы увесистых книг, наполненных «водой». Теперь мы точно входим в новую эру, где торжествует её Величество Идея.

Поделиться:


Игорь Братченко. Нейросеть и автор.: 5 комментариев

  1. Я вспоминаю фразу из кинофильма «Доживем до понедельника»…….

  2. Игорь, поздравляю тебя с днем рождения! Вдохновения во всех твоих начинаниях!

  3. Игорь, от души поздравляю с днём рождения и на нашем сайте! Сколько стихов — и моих, и наших товарищей по литературному цеху — стало песнями благодаря твоим управлением, если угодно «дирижированием» нейросетью Ведь мало задать определённый ритм мелодии или определённый голосовой тембр исполнителю, нужно ещё следить и за верностью ударений в словах, и за очень, очень многим. А это — мастерство.
    Тебе желаю совершенствовать мастерство в прозе, в поэзии, в создании песен, в живописи. И от души желаю в жизни уюта. Сельская жизнь сложна. Особенно когда второй день подряд ломают забор палисадника… Везения тебе и в быту!

  4. Человек существо общественное, поэтому его естественным призванием является творчество на благо общества. Авторское право должно существовать лишь для подтверждения авторства, чтобы общество могло ответить личности признанием и уважением, а не «рогом материального изобилия», которое может только испортить эту личность. Придумать или создать что-либо с целью обложить всех данью — это от дьявола, что является чисто буржуазным пережитком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *