Как-то по дороге догоняет меня знакомая родительница – она забирала второклассника сына из школы – и у нас завязывается доверительный разговор. Почему доверительный, скажу в завершении. Говорили о разном – в основном, о школьном.
– А нас сегодня назвали дебилом, – неожиданно признаётся родительница.
– Кого вас? – улыбаюсь в ответ.
– Сначала поговорить с учителем или сразу пойти к директору? – вскочила на свою волну родительница, привыкшая к моей иронии. – Вроде и учитель хорошая. Мы специально к ней хотели попасть. Иду и думаю – как поступить? Может, посоветуете?
– Просто! – парирую я. – Возьмите ремень и сначала выпорите своего сына!
– Скажете тоже, – удивилась родительница. – Мы в семье не используем такие методы воспитания.
– Хорошо, – соглашаюсь я. – То есть вы себе нарисовали такую картину: ваш сын – прилежный ученик, воспитанный, отличник, приходит в класс и приветливо здороваясь с учителем в ответ слышит – ты дебил! Так, что ли?
– Я понимаю вас, – примирительно соглашается родительница. – Конечно, мой Вовочка (имя взято из анекдота) сложный ребёнок, но она же педагог! Значит, она не смогла найти подход к нему.
– Давайте по-другому, – решаюсь поговорить с ней. – Вы кем работаете?
– Бухгалтером.
– Отлично. Представим такую ситуацию: на работу приходит сотрудница с сыном второклассником. Надо, чтобы он посидел у неё, пока бабушка или муж освободятся и заедут его заберут. В этот момент сотрудницу вызывает руководство. Она просит вас, мол, пусть её ребёнок посидит под вашим присмотром. Сотрудница уходит, а мальчик неожиданно говорит вам: «Тётя, ты шлюха». Какая ваша реакция?
– Ну, я постараюсь ему объяснить, что так говорить нельзя, что это плохое слово, – начинает выстраивать свою воспитательную линию родительница.
– Согласен, – и я не возражаю. – Он слушает, моргает ресницами, смотрит ангельскими глазками и даже кивает, соглашаясь. Но стоит вам замолчать, он снова, таким же ангельским голоском: «Нет тётя, всё-таки ты шлюха».
– Вы тоже придумаете! – смеётся родительница. – Среди моих знакомых нет таких детей. Наши дети все воспитанные.
– Представим такую ситуацию, – продолжаю я настаивать. – Насколько раз вас хватит, чтобы вы не взорвались и не назвали этого ангелочка дебилом и более того, не прикрикнули на него, мол, дали бы его вам на недельку, вы бы быстро научили разговаривать с взрослыми?
– Если честно, сразу причесала бы его! – сдаётся родительница. – Я понимаю, к чему вы клоните. Я согласна, мой Вовочка не подарок, но…
– Давайте дальше, – перебиваю я её. – Только вы его назвали дебилом, а тут и мать возвращается. Но малец уже научился выжимать из ситуации по максимуму. Он тут же начинает плакать и жаловаться матери: тётя назвала его дебилом. У вас вспыхивают разборки с коллегой. Вы пытаетесь оправдаться и донести до неё, что её сын не воспитан и назвал вас шлюхой. На что ваша коллега парирует следующим: «Знаешь, что, дорогая, если мой сын тебя оскорбил, скажи мне, а я сама с ним разберусь. Ты не имеешь никакого права его обзывать и оскорблять». А у учителя в классе таких тридцать учеников. Семеро из которых срывают урок каждую минуту. Учителю приходится отрываться от темы урока. Она не успевает преподать весь материал, а страдают хорошие ученики, которые пришли получать знания.
– Но она же педагог, – пытается уже вяло возражать родительница.
– Разве это наказание – педагог? Конечно, у профессионального педагога куда более крепкое терпение, чему у вас, – соглашаюсь и я. – Теперь вы понимаете, как себя вёл ваш сын, что педагог уже не выдержала и назвала его дебилом? Сами-то вы не хотите воспитывать своего сына, – хочу дожать её. – Но другим позволяете его воспитывать так как сами представляете. Представлять, как воспитывать, и реально воспитывать, зачастую – диаметрально противоположные методы! Пушкин самолично собирал розги, которыми его потом пороли за провинности и шалости. Представляете?! Гения в Царскосельском лицее пороли розгами! И все выпускники вышли государственными личностями, и все вошли историю!
Хочу закончить хоть и историческим фактом, но шутливо.
– Ладно, – собирается прощаться родительница, поскольку мы подошли к перекрёстку, на котором целый предыдущий год прощались. – До свидания.
О чём я думал после? Она целый год ходила ко мне на уроки и сидела со своим сыном. Каждый вечер мы возвращались домой и говорили о разном. Она-то лучше знает, что даже она – мать – не могла удержать сына в правилах школьного поведения на уроке.
А требовать от учителя проще!
У меня однажды получилось наоборот: отец присутствовал на индивидуальном занятии, пришлось аккуратно его попросить выйти…
В заведении, где я учился, некоторые из учителей наоборот перебарщивали с такого рода «властью», говоря, что было и что не было, объявляя неугодных чуть ли не бандитами и отщепенцами. Одна мне так и заявляла: знаю, что ты весь синий из дома пришёл, могу организовать ещё… На что я устало улыбался и отвечал, что другого от Вас и не ожидалось, только это и умеете, ну ещё кофе с коллегами пить, пока я тут самостоятельную пишу. А теперь маятник качается в обратную сторону, не все умеют соблюдать у нас золотую середину)