Георгий Каюров. О воспитательном в школе.

Вчера после чтения решил перед сном включить телевизор. Попал на передачу Михаила Швыдкого. Говорили о важном – о воспитательной функции образовательного учреждения. Переводя на русский – о школе.

Швыдкой собрал в студии ректоров, директоров каких-то вселенских учебных центров, Ямбург восседал (оказывается, он академик!), пригласили и молодую дамочку, тоже ректора, Наталью Агре.

Если говорить о таком важном направлении, как воспитание в школе, то надо приглашать в студию тех, кто непосредственно с этим сталкивается, — это учителя начальной школы. А эти что могут рассказать о воспитании подростков? Вот и несли всякую какую-то заумь.

Удивил ректор московского педагогического университета. Принципиально не стал запоминать его имя и фамилию. Держу в памяти только хороших, воспитанных, образованных людей. Когда перед тобой стол, то можешь под столом ноги складывать хоть узлом – не видно, но когда сидишь в открытом положении, то закидывать ногу на ногу не очень хорошо. Этот же ректор сидел в американо-английской позе – закинув ногу щиколоткой на колено и получилось – подошва его туфли обращена к ректорше Наталье Агре. Я понимаю его – ректорша-дамочка несла такую чушь, что он не мог скрыть подсознательно возникшего пренебрежения. Но он же мужчина и должен контролировать эмоции и держать себя в руках! Вспомнился один урок, продемонстрированный мне в юности. Я пригласил барышню на свидание. В кафе сели напротив друг друга. Я закинул ногу на ногу. Поймал её взгляд и сразу почувствовал изменившееся настроение барышни, но не мог понять, в чём причина. Через пару минут барышня встала и удалилась. Больше в кафе она не вернулась. Несколькими днями позже, когда я зашёл к ней домой, чтобы прояснить ситуацию, её мать мне объяснила: «Молодой человек, садиться, выставляя напротив барышни ногу на ногу, – это демонстрация своего пренебрежения к ней». Урок мне был на всю жизнь!

Но вернёмся к передаче. Сразу поделюсь эмоциями: когда ты (я имею ввиду себя) в гуще учебного процесса, то понять, о чём говорили все эти персоны вообще невозможно, а, главное, создаётся впечатление, что они откуда-то с Марса прилетели. Я поймал себя на ощущении, знаете, когда смотришь и что-то мешает глазу, есть выражение – соринка в глазе – а это была соринка в ухе. Не могу понять, что мешает? Ночью осенило! Застряло в голове и ночью оформилось – никто из них не употреблял слова – «студент» и «ученик». Все использовали одно слово – «дети». Замусорила свою речь только Наталья Агре словами – «детишки» «и ребятишки». Её можно понять, в силу отсутствия опыта воспитания, она, возможно, предполагала возвысить в глазах присутствующих и зрителей свой педагогический уровень, замусорив речь «детишками» и «ребятишками», но получился обратный эффект – упала ниже плинтуса.

Поспешу с выводом: эти люди никогда ничего не сделают полезного школе – они ненавидят учеников, они не способны в собственном сознании признать право детей вырасти.

Снова приведу из личного пример. С самого рождения у дочерей своя детская комната. С рождения и где-то до третьего класса мы, родители, использовали выражения «детская комната», «дети вставайте», «дети кушать», «дети идём играть» и так далее, слово «дети» в обращении было нормой. Где-то в середине четвёртого класса мы стали избавляться от слова «дети» и переходить на – «девочки», «девчата»: «комната девочек» или «девчачья», «девочки идите кушать», «девочки собираемся на море» и так далее. В средней школе и старшей слово «дети» полностью исчезло из нашего лексикона. Это не значит, что наши дочери перестали быть нашими детьми, или мы стали меньше их любить, нет, они, как и мы все для наших родителей, будут детьми для нас всегда, но перейдя от слова «дети» к слову «девочки», мы, родители, признали их право на взросление.

Когда я, учитель, называю детей учениками и школьниками – это моё признание взрослого человека права детей на взросление.

Читаю закон об образовании. А там написано понятие – «обучающийся». Но это функция. А закон должен быть направлен на защиту и в помощь предмета – человека – ученика, школьника!

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *