Ф.М.Достоевский. Из «Дневника писателя».

«Дадим волю нашей фантазии и представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров живёт своей жизнью. Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!

Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется. Нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперёд. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но именно в защиту от России это и сделают. Они убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Особенно же приятно будет для освобождённых славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации».

Поделиться:


Ф.М.Достоевский. Из «Дневника писателя».: 1 комментарий

  1. Разговоры конечно в те времена ходили активные об освобождении Славян, о Панславизме, но положение такое было, что самим бы пупок не надорвать. Да и как показала диалектика, если ты кого-то освобождаешь, это не гарантирует вечную дружбу. Освободить мало, нужен прочный экономический и политический союз, и нужно помнить, что суверенитет — основа любой государственности, и ради него всё делается, и если есть возможность получить его, то смысла менять «плохих» хозяев на «хороших» нет ни у кого.
    Если сосед просит у тебя новые штаны, а ты в замен просто разрываешь свои старые и отдаешь ему одну штанину, например, то пользы от этого не будет никому из вас, а скорее наоборот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *