Владимир Мединский анонсировал переработку школьных учебников истории 11 класса, начиная с глав 1970-х годов и до последних событий, включая СВО. И вот уже появляются выдержки и скриншоты этих учебников. «Открыты фантастические возможности для бизнеса и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — поистине страна возможностей», — такие, например, цитаты можно встретить на странице 406. Фраза больше подходит для учебника по пропаганде, наверное, но ведь это должен быть учебник истории. Своим мнением поделился автор собственного единого учебника по истории России, директор московской школы №1184 в 2000–2008 гг., а ныне советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
Насколько я знаю, базой для этого учебника стал учебник Данилова-Торкунова, то есть они не стали писать новый учебник, а взяли тот, который был уже написан. Причём, этот «даниловский» учебник был написан ещё в 90-е годы, его просто маленько подлатали, около 7-8 лет назад, немного переформатировали состав авторского коллектива и попросили Торкунова, чтобы он стал «лицом» этого издания.
А вообще, то, что касается, например, новейших страниц отечественной истории, которые, по моей информации, писал якобы лично Мединский, они у меня вызывают, мягко говоря, недоумение. Я вам приведу одну цитату из учебника, которая, честно говоря, приводит в оторопь. Если они на подобного рода вещах собираются воспитывать патриотов, то у меня большой вопрос, как они это смогут сделать.
Цитирую, что написано в этом учебнике на 406 странице: «Такие уникальные времена случаются в истории нечасто. После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты». Я так понял, что «перед вами» — это перед учениками 11 класса? «Открыты фантастические возможности для бизнеса и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — поистине страна возможностей». Это учебник истории? Или что это?
Далее там содержится информация, что «В государствах ЕС, которые с подачи США начали санкционную войну против России, стали испытывать дефицит энергии и других важных ресурсов. Инфляция с конца 70-х годов, которая не превышала там 1-2% в год, выросла на порядок. В 2022 г. в Литве на 21%, в Германии — 11%, в Италии — 8%». Да какое нам дело, как выросла инфляция за рубежом? Вы лучше нам расскажите, как выросла инфляция у нас.
Меня, честно говоря, этот учебник не вдохновил. Он написан не с позиции научности. А писать историю постсоветской России сейчас просто нереально, потому что нет до сих пор каких-либо вразумительных и серьёзных научных — я это хочу подчеркнуть — исследований по истории постсоветской России, которые бы базировались прежде всего на источниках. Есть какие-то мемуары, статьи, есть какие-то литературные зарисовки, но это не исторические исследования. А учебник-то должен базироваться на исторических исследованиях. Сейчас многие документальные источники исследователям недоступны.
А вот то, что я прочитал из предполагаемых «сочинений Мединского» в издании — это тоже не исторический текст, это беллетристика. Нельзя так писать тексты, на мой взгляд, всё-таки здесь каждое слово на вес золота. Там, например, было написано, что произошло просто немыслимое событие, когда зарубежные партнёры арестовали наши 300 млрд долларов, находящиеся в их банках. Вы соображаете, что вы пишите? С одной стороны, вы пишите, что произошло немыслимое — как это немыслимое, вы зачем тогда управляете страной, если вы не предполагаете, что это может произойти? И потом — арестовали наши деньги, которые находятся в иностранных банках. Вы в чём расписываетесь, что вы наши деньги взяли и зачем-то упрятали в иностранные банки? А почему они не в наших банках? Сразу возникает куча вопросов. Вы сами себе стреляете в ногу. Вы собираетесь на подобного рода учебниках воспитывать патриотов?
И как не было в стране единого учебника, так его и нет. Ведь речь идёт о всей линейке учебников, начиная с этногенеза славян, то есть речь идёт и о средней школе. А они сейчас написали учебник для 10-11 классов, а как будут дети учиться в 6-9 классах? По какому учебнику?
Да и учитывая нагрузку и количество часов в 11 классе, ученики не успеют дойти до темы СВО по программе. Последнюю четверть или последний триместр ученики старшей школы особый упор делают именно на те предметы, которые им надо сдавать на ЕГЭ, и сами учителя закрывают на это глаза, потому что эффективность работы школьного педколлектива зависит от того, как выпускники 9 и 11 класса сдадут те самые экзамены. И поэтому им, по большому счёту, наплевать, пройдена программа по тому или иному учебному курсу или нет. То есть знания глав по новейшей истории под вопросом.
А значит, и нового видения истории у учеников не будет. Они просто для галочки это сделали, отметились, и всё. Доложат Путину, что, господин президент, ваше поручение выполнено и всеё.
Почему они решили переписать брежневскую эпоху — совершенно очевидно — в «даниловском» учебнике дело было представлено таким образом, что якобы Советский Союз весь послевоенный период проигрывал экономическое соревнование странам Запада, что советская социалистическая экономика оказалась неэффективной, что она из года в год показывала плачевные результаты, стагнировала, и что приход Горбачёва к власти и перестройка — это, по сути дела, стал похоронный марш по умершей советской экономике. И, мол, даже Михаил Сергеевич в этом смысле не очень-то и виноват в том, что произошло. То есть якобы перестройка была жизненно необходима, но Горбачёв не справился с этой политикой, в результате чего Советский Союз развалился и так далее. Сейчас, видимо, поставлена задача переписать именно эти разделы учебника, что и было сделано.
Единственное положительное в этой ситуации — насколько мне известно, может, я и заблуждаюсь, по крайней мере, меня в этом всячески убеждали — что в результате этой спецоперации произошла национализация издательства «Просвещение». До этого у нас все издательства были частными, они издавали учебную литературу, а это колоссальные финансовые ресурсы, причём, бюджетные, гарантированные ресурсы. И значительная часть прибыли от этих учебников уходили в карман частников. А ведь обучение детей в школе — дело прежде всего государственное. Здесь я с Путиным согласен на 100%.
Потому что школа — это государственный институт. Я это хочу особо подчеркнуть — это государственный институт. Мы там воспитываем наши будущие поколения граждан России прежде всего, и отдавать это дело в частные руки никоим образом нельзя.
И если это издательство действительно стало опять государственным, тогда здесь гораздо проще будет решать проблему авторских прав. Почему, например раньше нельзя было внести изменения в тот же учебник истории? Потому что права на эти учебники, авторские права, принадлежали даже не авторскому коллективу, а издательству. Я сам издаю книги в издательстве, и я подписываю с издательством договор, где я передаю им права на свою книгу на N-ное количество лет. И они теперь являются правообладателями моего текста. И поменять что-либо без их решения или разрешения нельзя. Почему мы никак не могли решить проблему с едиными учебниками — потому что у нас всё это было в частных руках, что государство здесь не могло что-либо предпринять, поскольку сразу возникали юридические казусы, связанные с нормами Гражданского кодекса и авторского права.
«Российский писатель».