Екатерина Четверикова. «Ведь всё, что здесь, даётся Богом…» Поэзия речной воды и природы в стихотворениях современных астраханских поэтов.

Как удивительна и прекрасна природа нашего края, её степи и перелески, её животные и птицы, её обильные воды реки Волги, разливающиеся множеством речушек в широкую дельту! Вполне естественно, что природа вдохновляет творческих людей, и они рисуют её картины в своих произведениях. Вот и мои земляки, астраханские поэты воспевают природу и матушку-Волгу в стихотворениях. Поэты обладают редким даром находить точные образы и метафоры и превращать слова в краски. Любовь к родной земле, красоту которой они всегда умели видеть, вдохновляет их поэзию. Какой предстаёт наша астраханская природа и река Волга в стихотворениях моих современников, астраханцев, живущих среди нас, профессиональных поэтов, членов Союза писателей России и литераторов, делающих первые шаги в поэзии? Какие литературные традиции они переняли у предшественников, что нового привнесли в изображение картин природы? Это нам предстоит выяснить.

Одним из приёмов, который я встретила почти у всех авторов, является «отклик» природного явления на душевное состояние лирического героя. Этот приём известен в лирике очень давно. Ещё в фольклоре, устном народном творчестве, вся природа и погода соответствуют настроению героя и как бы отвечают на его чаяния. Так, в народных песнях этот приём встречается очень часто:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

Рассмотрим стихотворения Бориса Свердлова, нашего известного поэта, лирика, воспевающего осень. В его творчестве много места занимают не только картины осенних аллей, прохладных дней или серых облаков. Автор не столько даёт красочные и точные описания природы или речной глади, сколько олицетворяет это время года, беседует с осенью, советуется с ней, воспевает её. В его книге «Давно я с осенью на «ты»…» я встретила стихотворные откровения автора, где природа ассоциируется с душевными переживаниями лирического героя, перекликается оттенками и настроениями с тем, что лежит на сердце. И от этого приёма весь смысл стихотворения становится близким читателю, его собственным переживаниям.

«Словно написано обо мне. И у меня такое было! И я так думаю!» – такие мысли возникают у тех, кто знакомится с творчеством поэта Бориса Свердлова. Например:

Осень, мы давно на «ты»,

Как прекрасны наши встречи,

Снова жёлтые листы

Ты роняешь мне на плечи.

Снова бодрый листопад

Служит лишь тебе в угоду.

Знаешь, осень, как я рад

Золотым мгновеньям года!

Верят в искренность твою

Тополя, что у обочин.

И стоят они в строю,

Как солдаты днём и ночью.

От любви и от тоски

Не ищу, поверь, я средство.

Тёплый ветер у реки

Мне добром наполнит сердце.

…Уступив календарю,

Ты уйдёшь, лицом ликуя…

Я тебя боготворю,

Но люблю, увы, другую!

В стихотворении лирический герой беседует с осенью, радуется её приходу. Осень словно обнимает героя, роняя листы на плечи. Её искренность рождает веру не только у тополей – солдат, что стоят в ряд, но и в душе героя. Метафора «тёплый ветер у реки мне добром наполнит сердце» раскрывает душевный настрой автора, его отношение к осени. Сравнение тополиной аллеи с солдатским строем подчеркивает масштабность и власть пришедшей осени, а эпитет «золотым мгновеньям года» указывает на её наряды и красоту. Олицетворение «ты уйдёшь, лицом ликуя» оживляет осень, указывает на сравнение её с женщиной. Герой признается ей, словно женщине: «Я тебя боготворю, но люблю, увы, другую!» Такое признание говорит о глубокой сердечной связи героя с осенью. Но душа его всё же остается с реальной земной женщиной. Несмотря на отголоски грусти, всё настроение здесь наполнено солнечным золотистым светом и радостью от встречи с давней знакомой.

Вот ещё одно стихотворение Бориса Свердлова:

Волга отражает синеву

Неба астраханского над нами,

И дома сияют наяву,

Нежась под осенними лучами.

Моряки военные не зря

Под салют готовят снаряженье:

В самой середине сентября

Город отмечает день рожденья!

Я иду дорогой от Кремля

К той реке, с горбатыми мостами,

Где раскинув ветви, тополя

Породнились ныне с небесами.

Милая степная сторона!

Город мой, доверчиво знакомый…

Потому, наверное, страна

С детства начинается от дома!

Каждая строчка стихотворения говорит о том, как автор любит свою малую родину, как доверяет ей, как радуется всему, что он видит вокруг себя. В олицетворениях: «Волга отражает синеву…», «И дома сияют наяву, нежась под осенними лучами…», «Где раскинув ветви, тополя породнились ныне с небесами…», – ясно показаны все чувства героя, его любовь к родной земле, его чувство единения с городом, с природой, с рекой. А такие эпитеты, как «горбатыми мостами», «милая степная сторона», «город мой, доверчиво знакомый» – лишь дополняют эту картину чувств и торжественного настроения героя.

Приведу ещё один пример стихотворения нашего земляка:

Устал метелить снегом ветер,
Встал на дыбы и был таков…
Он управлять один на свете
Мог парусами облаков.

Они парили над землёю
И раздувались, как могли.
И новый день, сгущаясь мглою,
Касался неба и земли.

А снег улёгся тихо наземь,
Никем не тронутый пока.
Над ним торчали комья грязи,
Припорошённые слегка.

Он был нежнее розы белой…
И вдохновения глоток
Я испытал… И сердце пело.
Так, что сдержать его не мог.

Душа вздохнула. Передряги
Остались где-то за строкой…
И только местные дворняги
Окрест тревожили покой.

Здесь автор создает новое слово – глагол «метелить». Ветер устал метелить снегом землю. Такого слова нет в русском языке, но в канве стихотворения именно оно способно передать ту разбушевавшуюся погоду, когда была снежная метель, и тем самым подчеркнуть ту тишину и умиротворение, которое последовало за этим. Сравнение снега «он был нежнее розы белой…» – показывает, почему к герою пришло вдохновение, и откуда оно появилось. «Сердце пело… Душа вздрогнула…» Лишь поэт со своей тонкой душой способен увидеть в картине снежного покрова столько лирики и красоты! «Передряги остались где-то за строкой…» – автор оставляет читателю лишь прекрасный снежный пейзаж, любование им и своё вдохновение. Но упоминает о передрягах, как об отдалённом лае местных дворняг. Общее же настроение стихотворения остаётся тихим и светлым, несмотря на эти «передряги». Снова автор использовал этот приём отклика душевного состояния и картины природы.

Ещё одно стихотворение Бориса Свердлова мне хочется осветить:

В душе унялся пыл порочный. ​

Родимый берег. Старый дом. ​

И месяц в пустоте полночной ​

Нырнул в ведро своим лучом. ​

​Дым от костра развеял думы, ​

Что долго мучали меня. ​

Вдали от городского шума ​

Я молча грелся у огня. ​ ​

Звезда стремительно слетела

​Из тёмно-синей глубины. ​

И в этот миг душа и тело

​Сроднились с музой тишины. ​ ​

Любимый край сегодня нежен. ​

Стоят погоды, как в раю! ​

И делит речку вечный стрежень,

​Как тьма и свет судьбу мою…

Светлое умиротворение, любовь к родному краю, нежность к родному дому на берегу реки – все эти чувства отражены в стихотворении. Автор использовал здесь множество литературных тропов: олицетворение «в душе унялся пыл порочный» показывает чувства героя, оказавшегося на природе, «вдали от городского шума». Метафора «И месяц в пустоте полночной нырнул в ведро своим лучом» – отражает то, что герой не чувствует себя одиноким на лоне природы. Старый дом, месяц, дым от костра, который «развеял думы», звезда «стремительно слетела», речка, которую «делит вечный стрежень», – всё это живое, оно говорит с героем и отвечает на его настроение и чувства. Ещё одна метафора «И в этот миг душа и тело сроднились с музой тишины» – ясно даёт представление о душевном состоянии поэта в момент общения с природой. Об этом же говорят и сравнения: «Стоят погоды, как в раю!» и «И делит речку вечный стрежень, как тьма и свет судьбу мою…» Здесь автор использует антитезу, противопоставление городской суеты и райского ощущения в контакте с природой.

Волга в стихотворениях наших поэтов является неотъемлемой частью природы. Лирический герой может разговаривать с рекой, любуется её водами, лодками и пароходами. Волга является и доброй советчицей, и подругой, и берегиней для поэта. Наша река, как что-то само собой разумеющееся, находится всегда рядом. Поэт выходит к берегу Волги, чтобы отдохнуть от ежедневной суеты, чтобы надышаться её просторами и прохладой, чтобы успокоить душу и исцелить своё сердце. Для лирического героя река является олицетворением нашей малой Родины, родной матерью любого астраханца, кормилицей и помощницей.

Обратимся к стихотворению Марины Марковой-Ивановой:

ВОЛЖСКИЙ ПЛЕН

От душных комнат, плит бетонных,

От этих раскалённых стен

В природы окунуться лоно,

Попасть в прохладный волжский плен…

Лениво на волнах качаться,

Нырять, как рыбка, в глубину…

И отдыхать, и наслаждаться,

Жару пытаясь обмануть…

Смотреть, как золотым червонцем,

Мир не желая покидать,

Красуясь, загляделось солнце

В зеркальную речную гладь…

Получается, что плен не всегда бывает плохим. Волжский плен прохладной воды Марина описывает, как наслаждение, спасение от жары. Солнце сравнивается с «золотым червонцем», – как бы оно ни пекло, а всё же ценно! Олицетворение: «Красуясь, загляделось солнце в зеркальную речную гладь» – как бы связывает воедино солнце и реку, подтверждая, что вся природа – это единое целое.

Хочу привести ещё несколько стихотворений Марины Марковой-Ивановой в подтверждение мысли о том, что Волга является и матерью, и подругой, и собеседницей для лирической героини:

* * *

Я с Волгой говорю, как с матерью,

И с нею откровенна я.

Ложилась жизнь моя не скатертью

На твёрдый камень бытия.

Реке открою я доверчиво

Свои проблемы и мечты,

То утром к ней приду, то вечером,

Сбежав от вечной суеты..

* * *

Водица волжская по берегу

Навек закована в гранит.

И тайны все, что ей доверены,

Она заботливо хранит.

Какая Волга терпеливая!

Не перебьёт, не упрекнёт,

Плеснёт волною шаловливою

И все печали унесёт.

КАЧАЕТ ЧАЙКУ ВОЛЖСКАЯ ВОЛНА

Качает чайку волжская волна, ‒

Живётся ей легко и беззаботно.

И я, как чайка, в Волгу влюблена,

На берег прихожу её охотно.

А Волга всё течёт который век,

Не думая менять родное русло.

С ней рядом время замедляет бег,

А мысли плавно переходят в чувства.

Она всегда приветлива со мной.

Волнуюсь я, ‒ она в волненье тоже.

Меня коснётся ласково волной, ‒

И ничего как будто не тревожит.

Навеки неразрывен наш союз,

И так важны минуты откровенья…

Когда наедине с ней остаюсь,

Я чувствую покой и вдохновенье.

ПОДРУГА ВОЛГА

Освободилась ты от груза

Ледовых пут.

Но что-то воды слишком грустно

Твои бегут.

Зимы последние денёчки,

А там — весна!

Но отошла ещё не очень

Ты ото сна.

Твоё неспешное теченье —

Покой для глаз.

Душе приносит облегченье

Такой релакс.

Мои заботы и тревоги

Берёшь себе…

Подруги нет дороже Волги

В моей судьбе.

ЗАКАТ

На Волге – солнечный закат,

Но солнце уходить не хочет, —

Свернулось в золотой клубочек,

А нити – по воде скользят…

Вот так и летняя пора –

Не верит в календарный август.

И, «бабьем летом» называясь,

Летит вперёд на всех парах!

Мне позабыть бы навсегда

Сравненье возраста с закатом:

Нам жить и жить ещё, девчата,

А «бабье лето» – Божий дар!

Вот так талантливо общается с Волгой наша поэтесса. Все строки искренни и наполнены любовью к родной реке, отвечающей всем настроениям души лирической героини.

Обратимся к творчеству Дины Немировской, нашей современницы, пишущей прекрасную лирику. У неё немного другой взгляд на картины города, природы и реки. Поэтесса представляет родной город, словно сотканный вручную пёстрый и яркий ковер, где узоры зданий, улиц, Кремля и природы, реки Волги, – тесно переплетены, словно культуры разных народов, здесь живущих. Что-то азиатское и восточное вливается в этот весёлый узор улочек, домов, кремлёвских стен, колокольного звона и рокота речного трамвайчика. Природа и Волга как бы вплетены в канву этого ковра, соединяясь в единую картину города:

* * *

С чем сравнить мне пору летнюю

В жарком городе моём?

Лето в Астрахани – лебеди,

Ивы в парке над прудом,

Площадь, шум центральной улицы,

Волги сонная волна.

На закате с неба щурятся

Рядом солнце и луна.

Я брожу, такая гордая,

Словно нет житейских бед,

Потому что с этим городом

Неразлучна с детских лет.

Я к тебе, мой белокаменный,

Древний мой и молодой,

Примагничена, припаяна

И привязана судьбой!

Дина Немировская крепко связывает понятия «река» и «Родина», «мать» и «природа». И сразу верится, что без этого тополиного пуха, без этих осенних или летних красок, без этих величавых волн не может быть не только Астрахани, но и самой лирической героини. Она живет и дышит родным городом, несущим вдохновение поэтессе.

АСТРАХАНЬ

Мой город с синевою на плечах,

Из небыли и давней были соткан.

Тут купола купаются в лучах

Весеннего полуденного солнца.

У города счастливые глаза

Гудки баркасов, солнце, всхлипы чаек!

Пусть ни одна нежданная слеза

Улыбок горожан не омрачает.

Мне здесь быстрее вертится земля,

Я город свой ко всякому ревную!

И вскидывают руки тополя

Для ласковых воздушных поцелуев.

Беру начало всех своих начал

У волжских волн. И нет иных причастий.

Ах, Астрахань! Мой солнечный причал!

Ты для меня всегда – и боль, и счастье.

* * *

Мы с колыбели, видимо, упрямы

И к слабости не рвёмся на поклон.

Но самым первым словом было «мама»

У всякого, где б ни родился он.

Из детства в юность торопливо-долгим

Был путь, как будто в дальние края.

И главным словом становилось «Волга»,

Ещё бы! Это – Родина твоя.

Как колос, от земли питаясь силой,

Тянулся к солнцу ты, взрослее стал.

И навсегда вчеканено «Россия» –

Российские родимые места.

Вздохнёт волна. Поманит небо синим.

Другую жизнь на карте ищет взгляд,

И три сестры –

Мать, Волга и Россия –

Мечты твои счастливые хранят.

Мы колесим по свету в жажде счастья.

А счастье здесь. Его легко узнать.

Ведь заклинаньем ото всех напастий

Живут слова:

Россия.

Волга.

Мать.

В этом стихотворении Дина Немировская выступает как патриот своей Родины, воспевая свою реку, свои корни. И очень громко звучит здесь новое краткое причастие «вчеканено», которое заменяет множество других громких слов. Такие стихотворения не только заставляют задуматься о своем Отечестве, но и дают возможность осознать самые важные аспекты в жизни каждого из нас.

Алексей Казанцев, наш земляк и поэт – лирик, тоже интересно раскрывает тему природы родного края. В его стихотворениях главным героем становится душа поэта, её переживания, её грусть и радость, её любовь. И все эти движения души происходят на фоне природных явлений, на фоне речной воды…

* * *

Последний месяц лета на исходе.
Не оттого ль в душе царит разлад?
Крылами, распростёртыми в полёте,
Повис над речкой розовый закат.
Сверчки на все лады поют в округе,
Флёр ночи упоителен и свеж.
Острее стали запахи и звуки,
И явственней луны зияет брешь…
Желтеют листья – верная примета –
Пора стряхнуть беспечности налёт.
Бокал с вином рубинового цвета
Иллюзию покоя создаёт.
Но сердце замирает от тревоги.
Хоть изначально всё предрешено:
Уходит лето – осень на пороге,
А мне бы вспомнить, было ли оно?

АВГУСТОВСКОЙ НОЧЬЮ

Устали от жары, поникли листья.
Ночь не приносит свежести с реки.
И жадно месяц, мордой наглой лисьей,
Пьёт синеву у Вечности с руки.

Здесь даже звёзды, как в желе, застыли.
Бездвижно всё. И только вдалеке,
Где мост повис в канатах сухожилий,
Фонарь мигает вяло на буйке.

Вдруг в воздухе густом, кисельно-вязком,
Раздался под ногой в тиши аллей
Хруст листьев, неожиданно и хряско,
Ночь окатив прохладой октябрей.

И я, поддавшись новым ощущеньям,
В чернильно-фиолетовой дали
Заметил, как вздохнули с облегченьем,
Стоящие на рейде корабли.

В этом стихотворении напрямую ничего не сказано о чувствах лирического героя, но в красках описания и во всей композиции читатель непременно поймёт настроение автора. Очень интересно сравнение месяца с «мордой наглой лисьей», который прямо из синевы неба, где находится сам, ярко-жёлтый, «пьёт синеву у Вечности с руки». Эти сравнения и олицетворение сами по себе создают тонкую лирику, украшая картину природы. Передать жару и душный воздух ночи смогли эпитеты: «в воздухе густом, кисельно-вязком» и сравнение: «звёзды, как в желе, застыли». Опять же поэт, как и предыдущие, использует новое слово «хряско», чтобы ярче передать звук хрустящего листика под ногой в тишине ночи. И вот этот тихий звук так громко прозвучал для душной ночи, пообещав «прохладу октябрей», что даже «вздохнули с облегченьем, стоящие на рейде корабли». Поэт это лишь заметил, почувствовав новые ощущения. И здесь мы видим, насколько тонко ощущение природы у автора, его тонкий слух и его зоркость глаз.

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

В невзрачной и оборванной накидке,
По дням, как по ступеням, не спеша,
С печально-отрешённою улыбкой
Уходит Осень, листья вороша.

Она дарила красоту без меры,
Совсем забыв о бренности земной.
Туманов шила белые портьеры,
Желая быть наедине со мной.

И я вдыхал колючую прохладу,
Пил глубину пьянящей тишины,
Под лёгкое круженье листопада,
Которым с ней давно обручены.

Взамен шептал при каждой новой встрече:
– Мы будем вместе! Я не отступлюсь!
Поверила. И лишь спускался вечер,
Играла для меня волшебный блюз.

Всё между нами было безупречно.
Но с каждым часом виделось ясней,
Сколь красота её недолговечна,
В руках ветров, что бродят вдоль аллей.

Они меняли лик её безбожно!
Ушло очарованье навсегда.
Но мне казалось – всё ещё возможно,
Пока не наступили холода.

Найдя её, в обличье неприглядном,
Я удивился, словно миражу.
Она сказала:
– Ты был верен клятвам,
Но я тебя отныне не держу.
Расстаться в суете предновогодней
Гораздо лучше. Ты не виноват.

И вот ушла. Я становлюсь свободней
На шаг, на миг, на вздох, на стон, на взгляд…

В этом стихотворении лирический герой не только полностью олицетворил осень, как женщину, но и сам вступил с ней во взаимоотношения. Довольно интересный и достойный внимания приём приводит поэт. Читая стихотворение, понимаешь, что у героя с осенью произошёл целый роман и в чувствах читателя.

Хочу привести ещё один пример литературных тропов у нашего известного издателя, Романа Сорокина, который тоже пишет стихи:

ВЕСНА

Пришла в огне весна.

И дождь – кап-кап. Ель

Расцветает в гневе – сна

Её лишили. И капель –

Хрусталь. Навес намок. Рой

Слёз из облаков

Несёт весна. Мокрой

Сталью в Волге вобла. Ков

Кузнецов питает воздух.

Луч солнца очень строг –

И снега тает воз. Дух

Братства снёс острог

Из льдинок. И из почек

Душистая листва полезла,

Весны показывая почерк,

Зимы разрушив поле зла.

Само построение и стихотворный размер, «скачущий», как бы подчеркивает звук весенней капели, когда капли падают наперебой и невпопад. Так и строчки у автора скачут и начинаются на половине предыдущей строки. Интересны сравнения: «капель – хрусталь», «рой слёз из облаков», «мокрой сталью в Волге вобла». Метонимия «ков кузнецов питает воздух» – показывает, насколько наполнена звуками весна. Все приёмы в этом стихотворении кажутся мне какими-то колкими, жалящими. Но как раз они и выполняют главную задачу здесь – показать «почерк весны»!

Молодой поэт, участвующий во многих литературных конкурсах и мероприятиях, Денис Ткачук, создал стихотворение о лотосе. Лотос – один из символов нашего края, прекрасный цветок, сезон его цветения недолог. Многие приезжают издалека, чтобы полюбоваться цветением лотоса. Денис Ткачук запечатлел красоту цветка в своём стихотворении:

ЛОТОС

Выдохнул жёлтый август, стали длиннее ночи.

Лето — такая малость, меньше кленовой почки.

Я пробираюсь та́тем в край, где цветут, как вспышки,

В лотосовых объятьях маленькие кубышки.

Каждая — матерь Будды, кладезь святого знанья,

И расцветёт наутро вместе с зарёю пламя.

Падая в омут ила, семя переродится:

Взяв в себя всё, что было, розовой станет птицей.

То, что лето у нас «меньше кленовой почки» ещё и подтверждает, что время цветения лотоса также коротко. Автор сравнивает лотос со «вспышками», «пламенем». Поэт подкрадывается к цветкам «татем», то есть очень тихо, чтобы не спугнуть нежную красоту. Денис Ткачук называет лотос «матерью Будды, кладезем святого знанья», «розовой птицей», тем самым придавая прекрасному растению те глубинные смыслы, которые приняты в культуре.

Приведу ещё одно стихотворение о природном явлении. Автор Галина Карбанова, поэтесса, которая делится с читателем своими внутренними переживаниями сквозь призму картин природы:

МАЙСКАЯ ГРОЗА

Я видела издалека,

Как в небе бились облака,

И вихрь, стремительный, могучий

Свивал их в грозовые тучи.

Под этой мощью в тот же час

Пустились все деревья в пляс,

И дождь в галопе озорном

Просился в каждый тёплый дом.

Потокам не было конца,

Они сливались у крыльца

И наполняли лужу там

На радость шустрым воробьям.

Украсив всполохами ночь,

Гроза вдруг устремилась прочь.

И капли на моём окне

Казалось, улыбались мне.

Картина грозы в этом стихотворении наполнена метафорами: «в небе бились облака», «пустились все деревья в пляс», «и дождь в галопе озорном просился в каждый тёплый дом», «капли на моём окне, казалось, улыбались мне». Такие эпитеты, как: «вихрь стремительный, могучий», «в галопе озорном», «шустрым воробьям», – рисуют картину ночной грозы, мощной и сильной, но в то же время озорной и веселой. Поэтому после умчавшейся грозы даже капли на стекле улыбались лирической героине.

Наш земляк, поэт Олег Таланов в одном из своих стихотворений представил нам «музыку природы», словно тучи, паутинки и травы сыграли автору некий мотив, который он подслушал у природы и передал в стихах читателю:

* * *

Ветер перьями туч пишет на небе руны,

И, волшебную мощь этих рун ощутив,

Паутинки в росе – лета бабьего струны –

Щедро дарят земле свой чудесный мотив.

В длинных травах иду я, умытый росою,

И, вбирая реки набегающий шум,

Терпко пахнущей травами, мокрой косою,

Звонкой музыкой душу наполнить спешу.

Олицетворение «ветер перьями туч пишет на небе руны» будто показывает нам ветер, как дирижёра природного оркестра, он написал на небе ноты, по которым играют паутинки и травы, создавая мотив. Паутинки в росе сравниваются со струнами бабьего лета. Здесь же рядом и река, издающая свой неповторимый «набегающий шум». И вся эта музыка природы щедро наполняет душу автора, душу читателя.

В ВОЛЖСКОМ ЗАТОНЕ

От ветра на речную гладь

Такая веет благодать,

Соединяя тишь с рекой,

Что обретаю здесь покой.

В разливе дремлющей реки

Слежу сазанов косяки,

Что тени движут облаков

Качаньем сонных плавников.

И, меря гладь бесшумных вод,

В затоне чайка вдаль плывёт,

Не нарушая Волги тишь,

Где спит у берега камыш.

Смотрю, едва вздымая грудь,

Как будто здесь могу вспугнуть

Зари вечерний тихий свет,

Как свет далёких юных лет.

Если в предыдущем стихотворении поэт слушал громкую музыку природы, то в этом произведении он наслаждается тишиной природы, гладью реки, плавным движением сазанов и чайкой. И автор «обретает здесь покой», созерцая сонный камыш, сазанов, чайку, ощущая лёгкий ветерок и глядя на вечернюю зарю. Вспоминает он при этом и «свет далёких юных лет». Вот так единение с родной природой, с родной рекой приносит душе человека покой и наслаждение.

У Натальи Лосевой, есть стихотворение о Волге, которое хочется назвать гимном реке:

О ВОЛГЕ

Ты – словно колыбель души,

Тебя веками воспевают.

Река великая, скажи,

Былины о тебе слагают.

Могуча ты и велика,

И вправе кто с тобой сравниться?!

Ты – мощь, ты – сила, красота!

Тобой Россия вся гордится!

Думаю, что любой человек согласиться с этими строками. Нечего и добавить, если писать о Волге в нескольких словах. В одном из других стихотворений о Волге Наталья Лосева восклицает: «О, Волга! Ты души приют!», и я точно соглашусь с автором, ведь без родной реки нельзя нам, астраханцам, и представить себе природу родного края!

Юрий Щербаков, певец гражданской и патриотической поэзии, тоже оставил небольшие зарисовки в стихах о нашей реке. В его стихотворениях для детей я нашла два совсем небольших:

ВЕЧЕР

На реке не слышно

Плеска –

Дремлет

Тёплая волна.

Начищать её

До блеска

Принимается

Луна!

НОЧЬ

Зазевался в лодке якорь,

В реку шлепнулся во сне.

Закачался старый бакен

На разбуженной волне.

Пошумела и примолкла

Недовольная волна –

Протянула через Волгу

Золотой ковёр

Луна.

И хотя эти два стихотворения очень короткие, рассчитанные на детей, можно легко угадать, с каким трепетом и любовью относится автор к родной реке. Олицетворение «начищать её (волну) до блеска принимается луна» – подчёркивает, насколько спокойна река и гладки её волны. В стихотворении «Ночь» главным героем становится якорь, который во сне упал в воду, а волна – тоже героиня, как бы отвечающая якорю. Луна, которая «протянула через Волгу золотой ковёр», тоже действующее лицо, она стремится украсить реку своим сиянием. Поэтому поэт использовал сравнение с золотым ковром. Вся эта картина сонной реки вызывает чувство умиротворяющего спокойствия и тихой радости, проявляя добрую улыбку. А казалось бы, всего несколько строк! В этом и заключается мастерство автора.

Творчество Ольги Гребенщиковой наполнено произведениями о любви к родному краю, о красоте матушки-Волги, о замечательных красках весны и осени, зимы и лета. Она влюблена в любое время года. Она ощущает родство с родным городом и рекой. Она радуется каждому прожитому дню рядом с любимыми. Вот такой лейтмотив её стихотворений.

В стихотворении Гребенщиковой «Мне по-прежнему Астрахань ближе» я нашла такие строки:

Я у Волги прошу вдохновенья,

У могучей и древней реки.

Как мне дороги эти мгновенья,

Всем мгновеньям другим вопреки!

Никогда не бывала в Париже,

Пусть он трижды, Париж, знаменит.

Мне по-прежнему Астрахань ближе.

Этот город мне сердце пленит!

В этих проникновенных строчках выражена вся любовь и нежность к своей малой Родине, к своей реке, к родным местам. В другом стихотворении поэтессы «Степь астраханская» очень тесно переплелись картины природы и чувства автора, её душевные порывы и сердечная привязанность:

СТЕПЬ АСТРАХАНСКАЯ

Февраль морозом не обижен,

И стужей степь оделена.

Но с каждым днём весна всё ближе,

Растает снега целина.

Степь астраханская неброска:

Ветла, бурьян да камыши.

Довольно беглого наброска,

Чтоб насладиться от души.

Гуляет ветер расторопный,

Неся свою благую весть.

И бродит он по тайным тропам,

Которых просто здесь не счесть.

Пока по-зимнему уныло

Степь отдыхает от забот,

Но вскоре здесь, в сторонке милой,

Вновь будет ярким небосвод.

Придёт весна, и сердце вздрогнет

От этой дивной красоты.

Ведь всё, что здесь, даётся Богом,

И с этим не поспоришь ты.

И чувства тёплые нахлынут,

Проявит степь свой гордый нрав

И горьким запахом полыни,

И ярким разноцветьем трав.

И полем маковым роскошным,

И свежей утренней росой,

И лугом, что ещё не скошен,

И рыжей хитрою лисой.

Спешащей к озеру отарой,

Весёлым свистом пастуха,

И камышитовой кошарой,

И ранним пеньем петуха.

Степных пернатых суетливость

Напомнит снова о простом.

Весна – момент такой счастливый,

Ведь здесь их родина и дом.

И пусть бегут года, столетья,

А степь – она была и есть.

И где же Рай на этом свете?

Я думаю, он только здесь!

Так ценно, что Ольга Гребенщикова смогла не только показать читателю свою любовь и нежность к родной природе, но и так ярко и так подробно описать саму степь, её обитателей, её растения. Перед нами степь предстаёт в разные времена года, в разных красках. И в любое время она прекрасна! И в заключение автор заявляет, что Рай на этом свете может быть только здесь! Трудно с ней не согласиться.

Мне хотелось бы рассказать ещё о многих наших современных поэтах, которые рисуют картины природы и родной реки в своих произведениях. Но это потянет уже на небольшую брошюру, а не на статью. Одно скажу: я прочла большое количество стихотворений, познакомилась близко с творчеством многих наших земляков.

Олег Кашин, Галина Николаева, Екатерина Ушенина, Елена Шишкина, Лариса Беккер, Ольга Маркова, Лилия Вереина, Татьяна Дробжева, Ирина Ворох, Сергей Масловский, Анатолий Лиджиев – это лишь те авторы, произведения которых я читала, работая над этой статьёй. И это только наши современники, не говоря уже о произведениях наших известных авторов, ушедших от нас, но оставивших свою поэзию потомкам.

В заключении хочу подчеркнуть, что каждое стихотворение астраханских поэтов – это отдельная яркая чувственная картина духовных откровений автора. И создатели этой прекрасной галереи живут рядом с нами. Мы можем общаться с ними. Мы можем читать эти стихотворения. Мы можем увидеть, как здесь раскрывается душа поэта через изображение картин родной природы и реки. Мы можем учиться у них, учиться наблюдать, тонко чувствовать, учиться глубоко и трепетно любить свой край, свою Волгу, любить свою Родину. Мы можем гордиться нашими поэтами.

Поделиться:


Екатерина Четверикова. «Ведь всё, что здесь, даётся Богом…» Поэзия речной воды и природы в стихотворениях современных астраханских поэтов.: 2 комментария

  1. Интересное и подробное литературное исследование! Научная работа! Для студентов, учащихся старших классов и всех любителей поэзии было бы полезно!

  2. Спасибо, Марина, за отклик! Я старалась. Это мое профессиональное.

Добавить комментарий для Марина Гурьева Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *