212-й театральный сезон Астраханского драмтеатра подходит к своему завершению. И, пожалуй, главным его событием стала премьера спектакля «Мастер и Маргарита» режиссёра Сергея Филиппова. О чём роман Булгакова? Так сразу и не скажешь. О борьбе добра со злом, и о «той силе, что вечно хочет зла, но совершает благо». О любви – волшебном чувстве, над которым не властны ни время, ни пространство, ни смерть. О предательстве, которое и спустя тысячелетия остаётся предательством. О свободе, которую не отнять даже на кресте. И о рабстве, в котором добровольно пребывают как слабые, так и сильные мира сего. Потому что над каждой властью есть власть иная. О догматизме и вольнодумии. И о Понтии Пилате, конечно.
«Мастер и Маргарита» Булгакова — это и мистика, и сатира, и любовная история, и переосмысленный евангельский сюжет, и многое-многое другое, о чём уже написаны сотни статей. Спектакль Филиппова – не пересказ романа, это его авторская сценическая версия. И рассчитан он на зрителя, хорошо знакомого с произведением. Зрителя, который, будучи читателем, уже сформировал в своём сознании образы Мастера и Маргариты, Иешуа и Пилата, Воланда и членов его свиты.
Из центральных персонажей только Бегемот в спектакле не является персонажем вовсе – в его роли занят настоящий кот Самуил, не произносящий ни слова. Зато неожиданно в центре зрительского внимания оказывается второстепенная фигура из свиты Воланда – Гелла, выдающая, помимо своих, ещё и реплики Бегемота, и те, что вложили в её дьявольские уста создатели спектакля. Скажем больше – циничная, язвительная, остроумная Гелла в исполнении Александрины Мерецкой во многом и сделала этот спектакль! Постановка напоминает калейдоскоп, в котором осколки романа перемешиваются и, обретая новые причудливые формы, вновь и вновь удивляют.
Действие развивается не линейно. Занавес поднимается, и зритель видит уставшую после бала свиту Воланда (Владимир Дёмин) в компании королевы бала Маргариты (Екатерина Сиротина), покорно исполняющей волю хозяина дома, пока тот сам не предлагает ей выполнить любое её желание. Ведь не стоит ничего просить, «особенно у тех, кто сильнее вас. Сами всё предложат и сами всё дадут». Маргарита вновь обретает своего любовника Мастера (Кирилл Имеров), но действие при этом, вместо того, чтобы приблизить своё завершение, уходит в самое начало.
Воспроизводится разговор на Патриарших прудах, так фатально закончившийся для одного из его участников (в спектакле это происходит под озорную песенку Рыбы-пилы из советского мультика «Голубой щенок»). Массовка в серых комбинезонах играет головой Берлиоза, как мячиком, а Стёпа Лиходеев (Максим Симаков) с похмелья занюхивает выпитую водку шевелюрой председателя МАССОЛИТа. Евангельские события причудливым образом накладываются на сцены из больницы, в которых и воспроизводится знаменитый разговор Пилата с Иешуа.
Танцы с гробом, разоблачение прохиндеев прошлого и настоящего, бал Сатаны – всё преподносится под музыку и песни из хорошо знакомого советского детского кино или мультфильмов: «Приключения маленького Мука», «Бременские музыканты», «Приключения капитана Врунгеля», «Чертёнок с пушистым хвостом»…
Спектакль идёт не только на сцене, но и в зале. По сути, сами зрители становятся его участниками или, как минимум, активными свидетелями. При этом создатели спектакля вовсе не пытаются угодить зрителю, и актёры не становятся стендап-комиками. Они, скорее, заставляют зрителя отойти от стереотипов и погружают его в режиссёрскую интерпретацию романа. Заставляют сопереживать и… страшно сказать, — думать, а не просто поглощать готовое сценическое блюдо.
Гелла вовлекает в происходящее весь зал, договариваясь о форме выражаемых зрителями эмоций в отношении Стёпы Лиходеева. Да и в самом зале неспокойно: там товарищ Семплияров (Игорь Вакулин), которого коварная Гелла выводит на чистую воду, выясняет отношения со своими дамами. Из зала же выходят на сцену Римский (Павел Ондрин) с Варенухой (Игорь Карыгин) – тем самым, что позже превратится в вампира. А во втором акте из зала выскакивает и барон Майгель (Алексей Дуганов), чтобы рассказать о себе, а после исполнить с Геллой переделанную под спектакль песенку всё из того же мультфильма «Голубой щенок»: «Я уважаю барона, а я уважаю кота…» В зал под занавес уходит и Мастер, предлагая сидящим в партере женщинам надкусанное Маргаритой яблоко.
Спектакль наполнен сатирой на реальность дня сегодняшнего. Здесь и «патриот Иуда», представляющийся таким образом Низе, и статья 666 кодекса об оскорблении чувств строителей храма, и призыв Геллы: «Граждане, сдавайте валюту!» А есть и сцена, наполненная живой болью: Маргарита смотрит на причудливый глобус Воланда и видит на нём точку, превращающуюся на глазах в кровавое пятно: ведь там совсем недавно началась война…
Классическое произведение в очередной раз обрело новую форму. Может быть, спорную и непривычную, но удачную! Спектакль «Мастер и Маргарита» безусловно займёт почётное место в репертуаре театра и докажет не только то, что «рукописи не горят», но и что интерес к судьбам писателя и его музы, римского прокуратора и иудейского возмутителя спокойствия, к странствиям по миру потустороннего гостя у читателей всех поколений ничуть не ослабевает.
Впрочем, ничего удивительного: «… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»