Александр Бобров. Писатель огорошен. Вопросы над Стратегией до 2030 года.

Долго не решался приступить к изучению важнейшего для меня, писателя, профессора, книжника, свежего правительственного документа с громким названием: «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». Уж больно погода хорошая стояла, летние дороги и заботы никак не завершались и надежды под солнцем – не охлаждались. Не хотелось их убивать… Кстати, среди дорог не было путей на многочисленные книжные фестивали и ярмарки, которые проводит некая «Читающая Россия» под эгидой департамента книгоиздания в министерстве цифрового развития, а потому членов Союза писателей России на них не приглашают, но почему-то занимаются ими в областях, во Владимире, Барнауле, Саратове – министерства культуры. Кстати, не много ли министерств? И ещё вопрос: а где на местах подразделения минцифры – или в этом заключается «стройность» госуправления?

Ну, ладно – собрался с духом, открыл объёмный документ на 31 страницу, пробрался сквозь дебри канцелярита к сути.  Сказать, что я разочарован – ничего не сказать. Я просто огорошен!

Во-первых, как участник культурного процесса на своих главных поприщах, я был сразу отсечён и задвинут в задний угол пунктом 4 Распоряжения правительства РФ от 11.09.2024 N 2501-р:

4. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Стоп! Но ведь как писатель и книжный деятель я подчиняюсь по странному распределению обязанностей министерству цифрового развития и связи, а как преподаватель и наставник молодых – министерству образования и науки. Им ничего не поручается или они входят в «заинтересованные органы исполнительной власти»? А министерство обороны туда входит? – молодые ребята и взрослые мужики воюют, лечатся в госпиталях, и мы, писатели, побывавшие на Донбассе и в Новороссии, знаем, как не хватает им книг, живого художественного слова да просто общения с авторами. Агитбригады минобороны теперь включают певца-артиста (это минкульт), лектора (это воссозданное общество «Знание») и писателя поэта (это… Союз писателей России – только он, исключительно на общественных началах!) Почему такой наглядный разброд, премьер Мишустин? Нельзя ли хотя бы в этих условиях собрать ведомства, усилия, патриотические порывы в единый кулак?

А ведь у нас десять членов Союза писателей России были недавно награждены президентом России Путиным медалями за участие в освещении СВО, многие литераторы воюют добровольцами и несколько человек уже сложили головы за Родину, за её культурную независимость, трое членов нашего Союза стали Героями России! Эти заслуги солдат Слова и Долга – никакому культурному органу власти не нужны?

Ну и дальше – слёзы, а не чтение!

Из 31 страницы убористого текста можно наскрести лишь несколько крохотных абзацев, где речь идёт о литературе – как хранителе духовных ценностей, книге – как главном передатчике исторической и образной памяти, вместилище национальных воззрений. О писателях и Союзе писателей – ни словечка, даже в перечислении, какие творческие союзы надо поддерживать!

Вот – наглядный пример и прямой текст: «В целях дальнейшего развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, будут поддерживаться творческие инициативы образовательных организаций отрасли культуры, профильных творческих союзов и общественных организаций — Всероссийского хорового общества, Всероссийского духового общества, Союза композиторов России, Союза театральных деятелей Российской Федерации и других организаций…» И всё! Союза писателей России, который объединяет творцов детской литературы и книг для молодёжи (у нас создан недавно Совет по детской литературы), который столько делает по поиску и воспитанию молодых талантов, начинающих авторов (у нас создан Совет по работе с молодыми литераторами, который недавно был награждён премией «Вся Россия» и получил президентский грант на проект «Посланники культуры») – просто отсутствует.

Есть в Стратегии  про «развитие театрального искусства, сети государственных и муниципальных театров, совершенствование и укрепление их материально-технической базы, в первую очередь театров юного зрителя и театров кукол; развитие циркового искусства…» Есть, как положено, про развитие «библиотечного дела, в том числе путём создания общероссийской системы координационных центров по работе с фондами библиотек различной ведомственной принадлежности».

Тут вот разные ведомства объединяются, и только про писателей – объединителей многих родов и видов искусства, про авторов, кто и создаёт книги для продолжения и развития библиотечного дела – ни словечка. Книги-то откуда берутся, министр Любимова, с неба падают в библиотеки?

В стратегии минкульт, наверное, похвастался таким фантастическим фактом: «…За последнее десятилетие существенно увеличить в абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации: в номинальных или текущих ценах они возросли почти в 21,5 раза, в расчёте на душу населения расходы на культуру и кинематографию за этот же период выросли с 194 рублей до 4174 рублей». Впечатляет и удивляет. Нашёл только одну цифру из официального сообщения ТАСС: «Объём расходов на культуру из консолидированного бюджета Российской Федерации за 2013-2020 годы вырос в 1,6 раза. Финансирование из федерального бюджета увеличилось на 53%, а из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — на 65%», — говорится в отчете Счетной палаты (СП). А с 2013 до 2023 года («за последнее десятилетие»!), выходит, увеличился в 21,5 раза! Вы хоть объясните значение цифр и методику подсчёта. Или авторы Стратегии надеются на то, что текст никто не прочитает, включая занятых членов правительства?

Кстати, а расходы на издание дорожающих книг – увеличились?

Ну, и главный пункт, отмеченный всеми СМИ и прозвучавший в телерепортажах – его Величество Госзаказ! «Формирование государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение общероссийской гражданской идентичности, противодействие социокультурным угрозам и экстремизму».

Хоть тут литература на первом месте. Но кто будет осуществлять, контролировать этот госзаказ? Ну, не департамент же минцифры, который продолжил порочную практику Роспечати и давно скомпрометировал свою деятельность и всю издательскую политику: например, 11 обласканных авторов лично В. Григорьевым и премиальной редакцией Е. Шубиной стали иноагентами, релокантами, объявлены экстремистами и получили презрение народа в других, более русских выражениях. Кто будет осуществлять «контроль качества выполнения этого государственного заказа», как сказано в Стратегии? – лично В. Григорьев со своей тусовкой или всё-таки привлечём профессиональный творческий союз, доказавший делом свою патриотическую, государственническую позицию?

Множество вопросов!

Михаил Мишустин в телерепортаже демонстративно попросил своего заместителя – Татьяну Голикову держать на личном контроле работу над стратегией. «И делать всё необходимое для культурного, духовного воспитания и просвещения молодежи. Сохранение нашего наследия и исторической памяти — один из ключевых приоритетов государства», — заявил премьер. Как это можно сделать без литературы, без учебников, без ярких киносценариев и современных пьес? – уму непостижимо.

Один из комментаторов Стратегии – депутат Госдумы из рекламы печки- обогревателя и всезнающий эксперт Анатолий Вассерман в беседе с Накануне. Ру высказался так: «Очень хорошо, что государство начало осознавать свою роль в развитии культуры, а не только в формулировании идеологии…Министра культуры необязательно менять, если он вдруг осознает свою роль и станет снова именно министром культуры. По-крайней мере, я на это очень надеюсь. Госпожа Любимова, насколько я могу судить, человек достаточно умный, и если ей объяснить, чем Министерство культуры отличается от министерства искусства, она поймёт», — скаламбурил Анатолий Вассерман.

Но продолжим афоризм для умных: министерство культуры отличается от министерства искусства или незнамо чего тем, что культура — куда шире клубных стен, театральных подмостков, библиотечных полок и даже цирковых арен. Это то, что возделывает душу человеческую, хранит мораль и историческую память, сберегает устои общества и национальный код. Ей без литературы в России – стране Слова – никак невозможно!

А вот Стратегия – почти обошлась. Огорошен…

«Российский писатель»

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *