Александр Бобров. Не надо вносить раскол и злобу.  

На сайте очередного маргинального объединения, назвавшего себя «Интернациональным союзом писателей», прямо написано: «Для того чтобы претендовать на неполное членство в Союзе (т.е. стать нашим кандидатом), достаточно написанной подборки стихов, рассказов, статей, эссе, пьесы, поэмы, романа или др. текстов. При этом не обязательно даже, чтобы они были где-то опубликованы». Ну чё – нормально: БЕЗ публикаций и публичной оценки первых попыток творчества – междусобойчик! Но Александр Гриценко – председатель правления этой шарашки, а ещё вице-президент Великобританского Союза писателей APIA (ого!) берётся через «Литературную Россию» небрежно развенчивать коллег из самой крупной писательской организации с отделениями по всей России: «Союз писателей России – это фейковая организация…

Двадцать лет назад, когда я был студентом Литинститута, мы рассматривали походы на Комсомольский проспект как возможность поесть на фуршетах и посмеяться над лепетом местных алкоголиков… Ничего с тех пор не изменилось».

По-моему, просто не изменился сам халявщик Гриценко, который как раз представляет фиктивную коммерческую организацию, открыто рекламирующую приём в ряды – за деньги. Причём на сайте и в рекламе изображены два каких-то уркагана из 90-х с книгами, а не писатели. Вообще пьющий со студенческих лет автор берёт только политиканско-денежную сторону творческой деятельности: «Всё верно: если ты пропагандист, то тебе платят деньги за лояльность; если вольный художник, то должен сам искать пропитание». Это – полная чушь: во всех странах, которые заботятся о сохранении языка, культуры, её духовной составляющей, есть ГОСУДАРСТВЕННАЯ поддержка в разных формах: от Ирландии, где официально признанных писателей очень много, до хорошо знакомой мне Венгрии, где просто есть бюджетная поддержка через министерство культуры национально ориентированных писателей. Кругом присутствует культурная, духовная составляющая, неведомая Гриценко. Классик венгерской поэзии Эндрю Ади  утверждал: «Моя венгерскость есть только во мне, кроме меня – нигде. Она есть в народе, но в нем она не жива, ибо нема, неосознанна… Я последний живущий венгр…». Истинный  сын Венгрии не кичился исключительностью, а высоко понимал миссию настоящего писателя: только он может выразить во всей полноте национальность, которая немотствует в душе народа. Вот её-то и поддерживает государство, которое не хочет растворения самобытной нации в современном толерантном ЕС. Недалеко от университета Дебрецена (Владимир Путин недавно был удостоен звания почётный гражданин этого города), в парке Надьерде (Большой лес), стоит потрясающий памятник Ади: человек смотрит сам в себя, в своё прошлое, тонет в глубоком раздумье. Пора задуматься и о судьбе писательской газеты, которая должна объединять, а не сеять ложь и взаимную неприязнь!

В этом же номере неизвестный критик Елена Сафронова (прежде мне поэтесса под этим именем писала) в интервью напрочь опровергает Гриценко: «Не так давно я открыла для себя молодых авторов с поэтических семинаров Совещанием молодых писателей Союза писателей Москвы. Осенью 2019 года в рамках грантового проекта «Путь в литературу. Продолжение» объединили критический и поэтические семинары». Далее: «Зимой 2017-18 годов вышла моя книга рассказов «Портвейн меланхоличной художницы», изданная на грант Союза российских писателей». А что такое грант? – это государственная поддержка, даже на портвейн!

Вот эта линия поведения и приводит газету к краху!

Причём тут «столичная власть»?

На сайте «Литературной России» появилась заметка-обличение: «Все видят, что сейчас происходит. Столичная власть, страшно недовольная критическими публикациями о себе, из кожи вон лезет, чтобы заткнуть нашей газете глотку. Это возмущает не только нашу редакцию, но и коллег по журналистско-писательскому цеху. Мы очень благодарны за поддержку в это непростое для нас время редакциям «Учительской газеты», газет «Завтра», «Литературной газеты», «Советской России», журнала «Юность», недавно созданной Ассоциации союзов писателей и издателей России, Союзу журналистов России. Спасибо, дорогие друзья! Впрочем, есть и другие мнения. Признаемся, нас несколько озадачила реакция руководства «Вечерней Москвы». Там у нас поинтересовались прямо: неужели мы такие наивные, что до сих пор ещё верим в свободу слова? Правда, дальше, на словах, последовало некое туманное обещание как-то вмешаться в ситуацию и «разрулить» её в интересах литературы и ради справедливости. Только руль повернули как-то странно…».

Не знаю, кто куда поворачивает руль, но всё-таки хочется больше объективности и правдивости. А ещё внятного ответа на вопрос: причём тут «столичная власть», когда речь идёт об общероссийской писательской газете? Верная своей позиции – защищать русскую культуру и литературу, всех творцов, незаслуженно обиженных рыночной властью, «Советская Россия», например, опубликовала своевременный и гуманный материал «Принуждение к закрытию» (СР 2.03.21). Автор Светлана Замлелова так начала статью: «Писатели и журналисты Москвы в недоумении: на газету «Литературная Россия» организована непрекращающаяся вот уже несколько лет травля. Время от времени столичные чиновники порываются изгнать редакцию из занимаемого ею крохотного помещения на все четыре стороны. Идите, мол, подобру-поздорову, на улице издавайтесь. Между тем «Литературная Россия» – одно из старейших в стране литературных изданий»…

Да, правда: недавно мы тепло отметили в Доме национальностей 60-летний юбилей газеты, но замечу: далеко не все писатели Москвы, а тем более России – в недоумении. Как один из немногих оставшихся её ветеранов и главных действующих лиц хотел бы прояснить и уточнить: это был любимый орган Союза писателей России, а теперь – одно из вольных рыночных изданий, вдруг противопоставившее себя творческой организации, которая остаётся главным соучредителем газеты. И если бы просто газета критиковала когда-то могучий Союз писателей – ладно, но она зачем-то вступила с ним в яростную, неконструктивную борьбу, и бумеранг, образно выражаясь, – вернулся.

В начале пандемии прошлой весны, когда люди были в растерянности, тонули в первой волне страха и разъединённости, в «Литературной России» затеяли вдруг очередную дискуссию по работе нынешнего Союза писателей России, по личности председателя Николая Иванова, которого, напомню, избрали подавляющим большинством на 15-м съезде Союза писателей России в ЦДЛ. Сколько разрушительного времени прошло с последнего советского 6-го Съезда, который открывал больной и тихо говоривший Константин Черненко в Кремлевском Дворце. Вот какое внимание было к писателям!

На провокационную анкету «Литературной России» я тогда же ответил резко в статье «Карантин и печенеги. Заметки из самоизоляции» («Российский писатель» 11.04.2020). Все анонимные в основном отклики и приводить не хочу, как и свои отповеди. Мне было тяжело писать такое о родной газете: я вышел туда работать сразу после окончания Литинститута в 1972 году, был самым молодым завотделом поэзии всех многочисленных литературных изданий. Полтора десятка лет отдал этой газете, борясь как член редколлегии, отвечающий потом за все художественные публикации, и секретарь парторганизации – за развитие русской литературы во всех жанрах, против диктата партийных чинуш с неизменной Старой площади. И вот… Почему мы дожили до таких времён, когда всё самое светлое и удачное не только в своей, но и в литературной жизни (тираж 300 000, стенды ЛР у многих писательских организаций на улице, отмечание Нового года и Дня печати дружным коллективом 40 человек в «Метрополе» или ЦДЛ) кажется просто сном? Всё – перечёркнуто, оплёвано в угоду чему-то низменному и подлому. Даже не баблу! Вот это сварганили страну и – соответственно культуру-литературу…

Замлелова недоумевает: «Газета почему-то не попала под распоряжение правительства Москвы, в соответствии с которым нескольким литературным изданиям занимаемые помещения были отданы в безвозмездную аренду сроком на десять лет. Ведь автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Литературная Россия»», а другими словами редакция газеты, в 2020 году вошла в реестр социально ориентированных НКО, сформированный в соответствии с поручением президента России». А может, в том-то и дело, что «автономная»? Что за ней не стояла всероссийская творческая организация, каковой является Союз писателей России, кто бы и как к нему ни относился? Кстати, многие его члены стали интересоваться судьбой известного еженедельника, и «Российский писатель» дал разъяснение: «Что касается еженедельника, в число учредителей которого входит и Союз писателей, то следует констатировать, что на сегодняшний день он перестал выходить в печатном виде. 16 марта 2020 года состоялось решение Арбитражного суда Московского округа, который оставил без удовлетворения кассационную жалобу «Литературной России» на решение Арбитражного суда города Москвы о взыскании с редакции в пользу  Департамента  городского имущества г. Москвы 3 088 398 рублей 66 копеек задолженности по арендной плате и о выселении редакции из помещения по адресу г. Москва, Цветной бульвар, 32, стр. 3, которое редакция обязана освободить по решению суда. В доход федерального бюджета с «Литературной России» взыскивается также госпошлина в размере 43 557 рублей. К сожалению, данная критическая ситуация с газетой сложилась в результате безответственного отношения руководства редакции к исполнению обязательств по договору аренды помещения. Не забывая начислять себе ежемесячно зарплаты, руководители с 2016 года перестали платить городу за аренду помещений, что подтверждено судом».

Огромным усилием редакция и Вячеслав Огрызко восстановили печатный выпуск газеты: он работоспособный и талантливый литератор и редактор. Но, увы, хватило порыва ненадолго. Жаль, если он и впрямь попал в больницу с сердечным кризом: трудно такой пресс выдержать. Желаем ему выздоровления, но будущее – туманно, как мартовское оттепельное утро… По сведениям автора статьи или самой редакции – точнее, по слухам, московским чиновникам не нравится позиция газеты. А потому решено не уничтожать издание, но сделать его принципиально другим. Пусть, мол, нынешний главный редактор занимается национальными литературами и прекратит влиять на политику издания. Газета должна перестать критиковать столичных бюрократов, и новому главному редактору придется взять на себя цензорские функции. И решительно: «Только в этом случае власти столицы готовы будут пересмотреть все имущественные и долговые вопросы «Литературной России». Но это будет только первый этап. Далее в газету назначат постоянного главного редактора, уже с широкими полномочиями. Это будет человек, близкий столичным верхам. Говорят, что и с кандидатурой уже определились. Словом, московские власти хотят передать «Литературную Россию» своему человеку…».

Не знаю, что за кандидатуры рассматриваются, но пока все подобранные лояльные власти главные редакторы успеха и славы именно для московских изданий – не добились. Достаточно вспомнить о судьбе упомянутой «Вечерней Москвы», которую прежде выписывала каждая семья, за которой охотились в киосках, а теперь – раздают в метро бесплатно. Возражают, что у всех газет теперь судьба такая. Нет, не у всех! Например, заступившуюся «Советскую Россию» заказывают далеко не все киоски, но там, куда она попадает – честное издание заканчивается первым. И «Литературную Россию» раскупали, когда удавалось пробить попадание в киоски, потому что Слава Огрызко, действительно, умел находить и писать острые и даже скандальные материалы.

Но, рассуждая о дальнейшей судьбе, хочу снова задать вопрос: причём тут власти Москвы и заслуженное всероссийское издание с брендом, как сейчас говорят?! Пока не поздно, надо начать вдумчивую и оперативную работу именно в этом логичном направлении – становиться снова писательским центром, может быть, и опереться на новую структуру – Ассоциацию союзов писателей и издателей, чтобы не потерять литературный орган и славное имя – «Литературная Россия»!

Газета «День литературы» 11.03.2021

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *