Александр Бобров. Если по матушке…

В девятую годовщину Одесской Хатыни прошёл по «России-1» днём (?), в рабочее время, телефильм «Одесса. Русская жемчужина у моря» – автор Алексей Денисов, который обещал создать такой нужный исторический общедоступный телеканал, да так и не осилил. А вот на ВВС такой – есть. В анонсе было пышно, но малость коряво сказано: «Этот фильм о жемчужине Новороссии, Южной Пальмире, воплотившей в себе ресурсы, таланты, замыслы и надежды миллионов её строителей, жителей Российской империи и тех, кто империи служил верой и правдой. Рассказ о том, почему основание Одессы венчало собой стратегическое присутствие России в Северном Причерноморье».

В фильме были использованы выразительные документальные кадры, особенно румынской оккупации – о насильственной румынизации (какая-то придуманная русификация – детский сад с мягкими игрушками), ну и, конечно, щадящие кадры зверской расправы 2 мая. Они всё равно – потрясают степенью зверства и безнаказанности – с бездействующими полицейскими в кадре.
Началось вялое обсуждение в сети. Критик Андрей Рудалёв написал: «Кошмар 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов и кровавый расстрел Дома Советов в Москве в октябре 1993 года – звенья одной цепи. Своими корнями они уходят в преступный разлом 1991-го. Такова общая рифма, так начиналась новая история. С массового и показательного убийства».
Тут же появилось типичное возражение какого-то Сергея Рязанцева: «Корни одесской трагедии уходят к «Украине имени Владимира Ильича Ленина», т.е. к моменту создания СССР… Основная вина лежит на вожде мирового пролетариата, для которого Россия была «тюрьмой народов». Именно при нём Украина появилась на карте мира». А не при Временном правительстве, Рязанцев? Куда девать все эти универсалы, директории, образование НУР и прочее? А сам Рудалёв только воскликнул: «О, Боже. Зачем эту дичь транслировать? Ну, выгодна такая версия нынешней идеологии «победителей» 91-го и только всего. Она из того же разряда, что и нынешние украинские исторические изыски».
Да, читаешь таких Рязанцевых и понимаешь, как сумели поработать на идейно-историческом фронте. Обвиняют во всех грехах тех, кто в страшных условиях интервенции, разрухи в хозяйстве и головах спас, собрал после первой мировой, бездарной политики царизма и масонов Временного правительства державу, провёл гениальную политику по созданию СССР. Они-то, действуя в определённых исторических реалиях, не представляли, что придут такие ничтожества и предатели, как Горбачёв-Ельцин, а подпевалы-рязанцевы начнут носиться с бредовыми идеями: не та национальная политика, «бомбу заложил».

А кто заложил бомбу под нынешний конфликт на Украине? Только Ленин? А если только он и Сталин, то куда денем десятилетия самой процветавшей республики – Украины, военные и трудовые подвиги советских украинцев?
Всё профукали!
Надо ж теперь искать оправдание. Вот оно в концентрированной форме – в исполнении деловой газеты «Взгляд». Издание Colta.ru называет «Взгляд» одним из «специальных идеологических проектов Кремля», создававшихся под главу администрации президента РФ Владислава Суркова. Не могу доподлинно знать, но известно, что «серый кардинал» впрямую отвечал за политику на украинском направлении и всё провалил. Надо искать оправдание в прошлом.  Итак, краткая теория с «фактами и документами:

«В марте 1919 года на съезде РКП(б) Донецкая делегация вновь подняла вопрос подчинения этой области. Глава Донецкого ревкома Владимир Антонов-Саратовский обратился к Ленину: «Владимир Ильич, за кем должна числиться Донецкая губерния? Она составлена из русской, украинской и казачьей земли. Как её считать, по матушке – Украине или по батюшке – Российскому Совнаркому?» Тогда Ленин спросил у делегатов съезда: «Как считаете, товарищи?» Красин (глава чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии) закричал: «Конечно, по батюшке!» Это было поддержано большинством, и Ленин не стал публично выступать против демократически принятого решения.
Однако на следующий день Антонова-Саратовского вызвали к вождю. «Мы с вами дали маху, – как-то виновато встретил меня Ильич, – приехали украинцы, Раковский (глава Совнаркома Украины), Петровский (глава украинского ВЦИКа). Кричат, что мы у них украли последних рабочих, и остались они с одними мужиками», – вспоминал он.
«Давайте перерешим, чего их обижать», – закончил Ленин. К этому моменту уже было готово решение Совета рабоче-крестьянской обороны о ликвидации Донецкой республики. На бумаге имелась резолюция Ленина: «Поручить товарищу Сталину через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса»…».
Так Ленин отдал Донбасс Украине. Потом по его инициативе был отвергнут проект включения Украины как автономии в состав России, рассматривавшийся в 1922 году и пользовавшийся большой поддержкой в партии большевиков. Началась политика «украинизации», насильственное подавление русского языка и насаждение украинской мовы, вытеснение русских из органов управления Новороссии и прочие меры по созданию национальной советской республики. Эта пагубная, антирусская политика Ленина сыграла свою роль 70 лет спустя, когда распался созданный им СССР. Украина в итоге взяла курс на строительство государства, в котором всё более и более широко распространялась откровенно нацистская идеология. Именно эту проблему и приходится сегодня решать России».

Гениально просто – да? Собственно, и президент Владимир Путин часто использовал эту схему Суркова, будто Ленин-Сталин действовали в стерильном пространстве, делили, нарезали на бумаге по своей прихоти, не имея ни причин, ни препятствий — ни германской оккупации, ни Скоропадского, ни Петлюры, ни глубинных корней украинского сепаратизма. Они ж своей «политикой украинизации» шли навстречу каким-то устремлениям и политическим силам или просто – ненавидя всё русское?

Таких «геополитических схем» да «взглядов исторических» можно нагородить уйму, бляха-муха, как писал Шукшин. Вот – про первопричину развала державы и всех наших бед. Три честолюбивых мужика из партноменклатуры приехали развлечься в Беловежскую пущу, перепились в бане и подписали ничтожную бумагу об отмене СССР, о которой сразу доложили президенту Бушу-старшему, как самому старшему. А если бы печатная машинка – единственная «Оптима», которая находится теперь у писателя и журналиста Николая Иванова, сломалась бы, то и «ленинская бомба» не сработала бы, и СССР – был бы цел. Нравится, Сурков?
А так вот – расхлёбываем с кровью и пустейшими спорами о тех, кто свой политический проект создал, да вот наследнички – никудышные.
Но русско-еврейский город Одессу с переселёнными туда хуторянами-украинцами, надо возвращать – хоть по батюшке СССР, хоть по матушке России.

ФАТЬЯНОВ И САПОЖНИКИ

В мае запевают соловьи, и уже вторую весну слова Алексея Фатьянова: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…» — снова наполняются особым смыслом. Автора великих советских песен особо уместно вспомнить между двумя майскими праздниками – Первомаем и Днём Победы.

Фатьянов писал и стихи, в духе времени — созидательные, жизнеутверждающие, с пониманием того, ЧТО строится перед войной. ЧТО защищается на войне. Вот — про Украину, где служил он после освобождения измученного за года оккупации Харькове…

Пролети над родным
Приднепровьем –
Там пылает земля, как костёр.
Там дороги окрашены кровью,
Кровью братьев твоих
и сестёр.
Плачет мать
над убитым ребенком,
Это, может, старуха твоя.
Украина – родная сторонка,
Дорогая отчизна моя…

Да, и Украина нам – отчизна, как бы ни старались нас стравить и уничтожить, и Фатьянов – певец общей Родины, как ни бы старались холодные сапожники-антисоветчики вроде Егора Холмогорова, называющего себя русским националистом. Исследователь творчества Солженицына логично ратует за первоначальный вариант песни «Горит свечи огарочек»: «Кстати, очень мечтаю, чтобы на каком-нибудь концерте спели бы правильно: «В Германии, в Германии, — в проклятой стороне». Теперь уже можно. Теперь леопарды».

А про колхозы – теперь можно, Холмогоров?  Помню, как на Фатьяновском празднике в Вязниках поэт и режиссёр Юрий Юрченко, который ходил с костылём после украинского плена и не снимал камуфляжа с двумя медалями на груди, после исполнения знаменитой песни «Майскими короткими ночами…» по-солдатски прямо удивился редактуре: «Мы тебе все вместе дом построим». «Почему не так, как у Фатьянова — мы тебе КОЛХОЗОМ дом построим? Сегодня вместе – завтра врозь, а колхоз – это сила!» Ну, на каждом шагу от прошлого норовим отказаться, а, значит, и от самого Фатьянова… Зачем уродовать его стихи? – в другом варианте услышал: «Мы тебе хороший дом построим». Всем колхозом – ясно, а «хороший» – какой, особняк вроде дворца Героя труда Миллера в Истринском районе?

Холмогоров придумывает какого-то другого Фатьянова: «В его лучших песнях мало, меньше, чем у кого-либо в ту пору, обязательного риторического багажа — это народное чувство как оно есть, без всякой агитации и пропаганды. Впрочем, какая «идеология» могла быть у сына сапожника, чьё имущество власть дважды экспроприировала, у мальчика, учившегося поэзии не по «левому маршу», а по книгам Пушкина, Блока и Есенина».
«Агитации и пропаганды», как её сегодня понимают псевдопатриоты, – было у Алексея Ивановича с избытком – пусть прочитает, например, том «Избранного» (издательство «Художественная литература, 1983), только воспевал он народную власть, советскую Родину и великого труженика искренне, с лирическим  чувством, хотя никаким «сыном сапожника» не был.  Дед его — Николай Иванович Фатьянов, владелец иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра). Другой дед, отец матери — Василий Васильевич Меньшов, был классным экспертом по льну льнопрядильной фабрики Демидова. Оба деда были старообрядцами, состоятельными людьми. Они имели двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора Вязников, торговали обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой. После революции все владельцы тридцати вязниковских фабрик выразили готовность работать с Советской властью, а имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран — в нём разместилась телефонная станция. В годы расцвета культурного строительства и Фатьяновского праздника он был возвращён народу и наследникам в другой форме — уже в виде музея «Русская песня ХХ века». Теперь мы с внучкой Анной Фатьяновой проводим песенно-поэтические вечера.

Фатьянов даже в поэтической форме требует от нас, от новых поколений, входящих в жизнь под наглую ложь СМИ и официальную или интернетовскую пропаганду антисоветизма, – верности делам отцов:

Не может быть забыто никогда
Из нашей жизни самой малой части,
Как штурмом брали трудные года
И по песчинке складывали счастье.

Понимаете, «самой малой части»! А у нас псевдоисторики вроде Холмогорова, не закончившего МГУ, все 74 года советской власти – с победами, трагедиями, трудностями и свершениями – пытаются выкинуть. Да при этом ещё сам националист напирает на беду многих русских поэтов: «Отдельно поэта преследовали за пьянство — беду, которую этот народный лирик с Владимирщины в полной мере разделил с заочным учителем-рязанцем Есениным, с современником-смоленцем Твардовским и с подхватившим знамя вологодцем Рубцовым. Судьба русской поэтической души в тисках чуждой идеологии».
Только не надо идеологию спекулятивно приплетать! Чуждой? Так ему кажется, потому что идеология самого Холмогорова – нечто среднее между интеллигентом-монархистом и обывателем-нэпманом. А сын «фермера» Твардовский, как и сын нэпмана Фатьянов, стали певцами великой страны, кумирами миллионов. Помню, московская журналистка, уроженка Вязников Фаина Пигалицина ещё раньше Холмогорова начала вдруг рассказывать, что Фатьянова чуть ли не преследовали и травили. Если кто-то из поэтов будет сегодня существовать на гонорары от стихов и песен, как Фатьянов – любимец Твардовского и Смелякова, да ещё жить на улице Горького (Тверской), то я поверю: травили… Так травили, что песни из кинофильмов по всей стране летели вместе с авторскими!
Накануне очередного праздника в Вязниках состоялось торжественное открытие мемориальной доски почётного гражданина Яна Павловича Захарова, который 18 лет был первым секретарём Вязниковского горкома КПСС.  Доска была установлена на здании Школы искусств имени Льва Ошанина, которую и возвёл коммунист-строитель. Огромный для райцентра Дворец культуры, целые жилые кварталы тоже появились при нём, как и ставшая тесной гостиница, где жили гости праздника, – теперь приватизирована и недоступна. Её спешно возводили к приезду космонавта – дважды Героя Советского Союза Валерия Кубасова, который каждый год с тех пор приезжал на родину и встречался с участниками праздника у своего бюста, возле Аллеи славы.
Алексей Фатьянов вместе со своими гениальными соавторами — Василием Соловьевым-Седым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым обладали даром поднимать лирическую, бытовую песню до духовных и задушевных высот. В знаменитой песне из кинофильма «Весна на Заречной улице» был второй  куплет:

Мне всё здесь близко, всё знакомо,
Всё в биографии моей:
Дверь комсомольского райкома,
Семья испытанных друзей.

В сегодняшнем исполнении он естественно выпал — не худсоветы, а народ внёс так называемую конъюнктурную правку, а вот куплет, воспевающий созидательный труд, исполняется народом с воодушевлением:

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Этой песней завершается в Вязниках праздник «На солнечной поляночке», тысячи голосов подхватывают слова песни и радостно поют про мартеновские  печи, которые большинство и в глаза не видывали – неважно: горят, значит, продолжается неустанная работа на благо страны. И эту психологию народа-труженика, запечатлённую в песнях Фатьянова, не вытравишь никакими либеральными призывами к рациональности да эгоизму.
Поэт ведь прямо желал в стихах, как в газете:

Чтоб всегда работал Тракторный,
Химзавод и Точприбор,
Где все девушки с характером,
Где все парни на подбор.

В феврале этого года, накануне годовщины начала СВО, очередное здание Владимирского тракторного завода подверглось сносу.

Местные паблики оперативно растиражировали видео с места событий во «ВКонтакте»: под звон стекла экскаваторный ковш безжалостно рушит стену из красного кирпича. «Ломать не строить», «как-то грустно стало», «родители всю жизнь там работали…» — сотни комментариев заполонили интернет. Позитивных среди них практически нет. Владимирцы сокрушаются об «ушедшей советской эпохе», историю которой местные журналисты по крупицам собрали в фильме о ВТЗ. С 2002 года, уверены авторы, производство намеренно банкротилось, и его окончательное закрытие в 2018 году стало предсказуемым финалом.  Теперь там водят экскурсии на руины – в трудовое, советское прошлое – фатьяновское!
Не надо его разрушать, Холмогоров и Ко!

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *