Юрий Поляков: «На сцене надо обнажать смыслы, а не задницы». Интервью с писателем.

Недавно пропагандист Антон Красовский в эфире телеканала RT в интервью с писателем Сергеем Лукьяненко заявил, что украинских детей, негативно настроенных по отношению к России, надо «топить» и «жечь». Ваша реакция на эту истерику?

– Конечно, кровожадный комментарий Красовского на детские воспоминания писателя-фантаста Лукьяненко меня озадачил, как-то невольно вспомнилась формула Сталина: «Товарищ Эренбург упрощает…» Это когда автор «Бури» предложил чуть ли не стерилизовать всех немцев после победы над ними. Но, знаете, нет ничего удивительнее гормональных либералов, ставших бюджетными патриотами.

Исход нынешней безумной ситуации в мире – он какой, на ваш взгляд? Как говорили раньше, разум восторжествует?

– К сегодняшним событиям отношусь как к драматической ситуации, способной перерасти в трагедию. Я всегда утверждал, что распад СССР по искусственным, административным границам, без учёта этнокультурной специфики, обязательно аукнется так же, как и попрание прав русского населения. Вот вам цитата из моей колонки «Геополитическое похмелье», опубликованной, кстати, в «Собеседнике» в 1998 году:

«Виноваты те, кто в борьбе за личную власть в Москве так долго заигрывали с националистами и сепаратистами, что даже теперь, когда чудовищные просчёты очевидны, медлят прямо и твёрдо сказать: «Всякий, кто посягнёт на интересы русских, живущих вне России, посягает на интересы России!»

Именно тот, кто скажет эти слова, и будет следующим президентом нашей страны!» И хотя в финальной фразе я ошибся с последовательностью, суть будущего конфликта предугадал, кажется, довольно точно.

Вбить осиновый кол в упыря

В своей книге «Перелётная элита», изданной пять лет назад после крымских событий, вы сравнивали улетающую элиту с саранчой. Сейчас тоже осуждаете тех, кто уезжает?

– Моя статья, давшая название всему сборнику, вышла в свет в 2016 году, и я, будучи тогда главным редактором «Литературной газеты», так и не смог её опубликовать в «ЛГ». Воспротивились владельцы газеты, на которых после скандального материала «Мумификация позора» (об открытии в Екатеринбурге Ельцин Центра) постоянно давили сверху. Я писал о компрадорской сущности нашей элиты, о её заофшоренности, о «капчванстве», презрении к народу, об антипатриотизме, предполагая, что на крутом историческом повороте надеяться на подобный верхний общественный слой, включая творческую и научную интеллигенцию, не стоит…

Увы, так оно и вышло, за некоторыми исключениями. Теперь чаще говорят об эстрадниках, актёрах и писателях, «перелетевших» за кордон после начала СВО, но меня-то гораздо больше тревожит, что среди «отъезжантов» оказалось несколько бывших вице-премьеров, курировавших оборонку. Про финансистов и говорить нечего. Как писал Пушкин о саранче: «…всё съела и вновь улетела».

В марте этого года большой скандал вызвало моё ироническое предложение именовать отъехавших народных артистов «инородными». Вообще ироническую метафору у нас воспринимают буквально. Помню, как меня измучил ваш брат журналист, когда я предложил проверять чиновников на «детекторе патриотизма». Спрашивали: на каком предприятии изготавливаются такие аппараты?

Но ситуация, конечно, нешуточная. Ведь 30 лет наша элита воспитывалась в духе граждан мира, над патриотизмом и преданностью своей стране посмеивались. Двойное, даже тройное гражданства были признаками продвинутости, антисовковости. И вдруг оказалось, что государству в сложные времена «двудомные» граждане не очень-то нравятся… Ты им – повестку в рамках частичной мобилизации, а они – шмыг в Целиноград-Астану-Нурсултан-Астану (на самом деле между Целиноградом и Астаной была ещё Акмола – Ред.) и работают себе на расстоянии.

Ещё недавно это считалось нормой. А теперь? Будут ли права на свободу перемещения увязываться с гражданским долгом при помощи законодательства? Не знаю… Но я согласен с Сергеем Кургиняном: прежний общественный договор разорван, а новый пока не заключён. Туман! Одно ясно: эпоха бездержавья и государственной недостаточности заканчивается… Вот только чем?

На заре перестройки, в 1985 году, вы написали острую повесть «ЧП районного масштаба», публикация которой в журнале «Юность» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Читатели тогда были уверены: появился ещё один бичеватель тоталитаризма. Вы так сочно описали деградацию социалистических принципов. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что «бичеватель» стал поддерживать политику Сталина…

– Кто-то из умных критиков назвал меня «гротескным реалистом». Я всегда стараюсь показать подлинную жизнь, но сквозь увеличительное стекло сатиры. В «ЧП» отражена не «деградация» социалистических принципов, а их искажение и уничтожение в социальной практике. То же самое сейчас происходит в мире с демократией и либерализмом. Принцип не может деградировать – это духовный эталон. Если вас обвесили в магазине – это не значит, что в килограмме стало меньше граммов. Просто надо брать хозяина торговой точки.

Как я могу «поддерживать политику Сталина», если он умер 70 лет назад? Но я считаю, генералиссимуса надо оценивать по законам его исторического времени, по документам и проверенной статистике, а не по страшилкам «Огонька» времён перестройки. Тем, кто по-настоящему хочет разобраться в этой жестокой и великой эпохе, рекомендую книги доктора исторических наук Юрия Жукова.

Интересная деталь: выпускник МГУ, он был в 1950-е завсегдатаем весьма либерального салона Лили Брик, где ему, аспиранту, и посоветовали заняться Сталиным, чтобы «вбить осиновый кол в этого упыря». Именно с такой целью он сел за изучение материалов, и чем больше в них вникал, тем понятнее становились логика и неизбежность случившегося.

Не хотите жертв – не доводите социальную несправедливость вкупе с государственной недостаточностью до точки революционного кипения. А ведь иным собирателям яиц Фаберже кажется сегодня, будто «в Багдаде всё спокойно». Ну-ну…


Цитаты из книг Юрия Полякова

Экономический обозреватель «Правды» Гайдар, по сути журналист, реформирует сложнейшее кризисное хозяйство страны! Да человеку с таким лицом нельзя доверить фикус во время отпуска поливать.

«Перелётная элита»

«Прекратите немедленно этот ваш бытовой тоталитаризм! Валентина Валентиновна, вот из-за таких нас в Европу не берут…» – «Придётся взять Европу к себе».

«Чемоданчик. Апокалиптическая комедия»

С чего началось охлаждение, не важно, так на пепелище никто, ни победители, ни побеждённые, не помнят уже, из-за чего началась война.

«Любовь в эпоху перемен»

А если кто с мечом придёт к нам в гости, есть у меня заветный чемоданчик и межконтинентальный аргумент. Мы наши сапоги помоем в Темзе, воды напьёмся прямо из Гудзона, распишемся на куполе Рейхстага и вычерпаем шапками Босфор!

«Чемоданчик. Апокалиптическая комедия»

Начальники просили наградить Прилепина

Ваша книга «Зачем вы, мастера культуры?» несколько лет назад широко обсуждалась. Сегодня «мастера» в стране ещё остались?

– Эта книга, вышедшая в издательстве «Книжный мир» и не допущенная на выставку «Нон-фикшен» по причине излишнего патриотизма, и ныне востребована. А настоящих мастеров среди «покиданцев» (в повести «Демгородок» у меня фигурируют «оставанцы» и «покиданцы») не так уж и много, лучшие остались со своим народом, как Ахматова.

Иллюзия исхода самых-самых, замученных «полицейским государством», возникает из-за того, что либерально настроенных «мастеров» наша власть всегда лелеяла, выдвигала, даже навязывала. Например, одним из первых полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» стал в 2015 году Геннадий Хазанов, ныне живущий в Латвии. Для сравнения: у Михаила Задорнова не было ни одного ордена. Ни од-но-го!

Я сам был свидетелем того, как сверху давили на наградную комиссию Министерства культуры, чтобы Чулпан Хаматовой с нарушением положенных сроков дали-таки звание «Народный артист». А как начальники обрывали мой телефон, чтобы «Большую книгу» вручить Прилепину! Я тогда был «академиком» и участвовал в голосовании. Неблагодарность – ступень к предательству. Про женщину, которая давно не поёт, а только ругается, даже говорить не хочу…

Сегодня вы достаточно востребованы или есть какая-то обида на то, что ваших произведений, фильмов, спектаклей могло быть, скажем так, в разы больше?

– Зайдите в любой книжный магазин – и сомнения в моей востребованности сразу отпадут. Но, знаете, любому деятелю культуры всегда кажется, будто ему при жизни недодано (улыбается). Так люди устроены. Только одни, вроде Макаревича*, устраивают из-за этого транснациональную склоку, а другие воспринимают всё как привычную, даже бодрящую несправедливость.

Конечно, было б лучше, если бы Минкульт не выгонял на улицу Национальную ассоциацию драматургов, которую я возглавляю, из помещения на Комсомольском проспекте. Ну, так уж вышло: не любит нас министр Любимова… Наверное, было б приятней, если бы Фонд культурных инициатив не отказал нам трижды в выделении президентского гранта на наш проект «Монолит» – военно-историческую одноактную пьесу. Но понимаем: гранты нужны бюджетным патриотам и пацифистам, приодевшимся в военторге.

Видимо, у меня было б приветливее на душе, если бы все то же Министерство культуры не закрыло бы без объяснений финансирование «Смотрин» – единственного в России авторского международного театрального фестиваля. В его рамках 10 театров (из РФ, СНГ, дальнего зарубежья) привозили в Москву спектакли, поставленные по моим пьесам… Увы…

Обидно, но ясно: мобилизованным ботинок не хватает. Впрочем, что там мои неприятности по сравнению с трагедией Татьяны Васильевны Дорониной: у неё воровским манером отняли театр, которому она отдала 30 лет жизни, а теперь ещё упекли, вопреки её желанию, в муниципальный дом престарелых… У короля Лира оставались хотя бы Корделия и Шут…

Смычку нужна канифоль, а не мыло

Что изменилось в «Литературной газете» после того, как вы перестали быть там главным редактором? Сегодня есть назначение у культурной журналистики? Она вообще осталась у нас в стране?

– После моего ухода газета, конечно, радикально изменилась. Главный редактор – это как художественный руководитель в театре. Ушёл Борис Морозов из ЦАТРа – и больно смотреть… «ЛГ» стремительно из «полифонического» издания (а это был мой главный принцип) стала превращаться в амбивалентную газету, зависящую от звонков сверху, из той же Роспечати, которую мы нещадно критиковали.

Некоторое время я оставался председателем редакционного совета «ЛГ» и как-то пытался затормозить процесс «очегоизволивания» легендарной «Литературки». Ныне редсовет возглавил Сергей Ястржембский, автор бессмертной формулы: «Президент работает с документами». О чем тут говорить!

Нужна ли культурная журналистика? Конечно, от неё, доказательной и нелицеприятной, попросту отвыкли. Даже мягкую по советским временам критику воспринимают теперь как хулиганство. Помню, мы поместили в «ЛГ» резкую рецензию на русофобское прочтение русской классики Римасом Туминасом, ныне отъехавшим на родину, так директор Вахтанговского театра Кирилл Крок попросту выгнал из зала журналистку, с нами сотрудничавшую!

Литературные критики за редким исключением превратились в рекламных агентов разных литературных премий вроде «Большой книги» или «Ясной Поляны». Когда я составил и выпустил в издательстве «Прометей» сборник «Проклятые критики» (новый взгляд на премиальную литературу), такой вой поднялся! Да, Прутков утверждал, что похвала необходима поэту, как канифоль смычку виртуоза. Канифоль, заметьте, а не мыло…

Сами что-то сейчас читаете?

– Я всегда читаю и перечитываю одновременно несколько книг. У меня на столе, а точнее, на прикроватной тумбочке, сейчас полная версия «Чукоккалы», мемуары Виталия Третьякова «Из СССР в Россию и обратно», сборник работ Сергея Шарапова «После победы славянофилов», проза Солоухина и Лескова. На днях закончил читать роман Александра Проханова «Он» – о послевоенном детстве. Всем советую!

А что пишете?

– Продолжение. В прошлом и нынешнем годах вышли мои повести из цикла «Совдетство» с подзаголовком «книга о светлом прошлом». Характерно, что обе сразу стали лидерами продаж. Сейчас сочиняю новую повесть из этого цикла, она называется «Узник пятого волнореза». Представьте: 1969 год, море, солнце, Абхазия, Новый Афон. И мне… Ой, моему герою Юре Полуякову ну очень нравится девочка, с которой он познакомился в поезде Москва – Сухуми…

«Собеседник»

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *